Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031215-kyn.html

К истории партстроительства в "новой России"
Часть 1. "Яблоко" - СПС: история болезни

Александр Кынев

Дата публикации:  15 Декабря 2003

Результаты выборов Государственной думы РФ 7 декабря, а точнее, непопадание в нее правых партий - СПС и "Яблока" - многими воспринято как политическое землетрясение. Однако, если внимательно проанализировать, никакого землетрясения не произошло. "Яблоко" и СПС настойчиво все последние годы шли именно к этому результату.

Обе партии систематически снижали уровень собственной электоральной поддержки, занимаясь "вычищением" своих рядов от тех, кто уклонялся от линии вождей. Именно личные отношения с лидером были решающими при большинстве уходов из фракций и партий: уход от Немцова Похмелкина и Юшенкова, уход от Явлинского Игрунова, Мизулиной, "странное членство" во фракции М.Задорнова (вновь принять Задорнова в партию Явлинский так и не дал), выталкивание из фракции Степашина и т.д. С одной стороны, ядро партии при этом гомогенизировалось, с другой стороны, уровень представленности в партиях групп различных интересов неуклонно снижался; снижалось, естественно, и электоральное поле. Сыграла свою роль трусость и недальновидность спонсоров-олигархов, не желавших финансировать новые проекты при очевидном банкротстве старых.

Изначально обе партии формировались как довольно широкие коалиции в рамках соответственно либеральной и социал-либеральной ниш. В этом смысле стоит лишний раз напомнить, что "Яблоко" и СПС изначально формировались в совершенно разных электоральных нишах. СПС - это во многом "демократы-ортодоксы", классические либералы в том, что "чем меньше государства, тем лучше", "рынок все отрегулирует" и "время не властно над общечеловеческими ценностями". Их система ценностей сформирована вокруг механического воплощения в жизнь шкалы ценностей западной цивилизации, нивелирующего роль реальных цивилизационных различий. Во многом именно либеральная ортодоксия и не давала этому проекту все 1990-е выходить за рамки очень ограниченного электорального гетто. Хотя на том же Западе роль либеральной ортодоксии как раз существенно снижена. В чистом виде ее практически более не существует. Такое ощущение, что лидеры СПС просто не читали теоретиков современной западной теории демократии типа Жана Бешлера, который писал, что "демократия имеет свою собственную общезначимую природу, но она существует лишь в бесконечно разнообразных исторических формах, а потому реально существуют только демократии, одновременно тождественные друг другу и отличные одна от другой" 1.

СПС возник в 1999 г. как коалиция целой группы небольших демократических партий, самой крупной из которых была партия "Демократический выбор России" (наследник "Выбора России", Е.Гайдар, А.Чубайс, С.Юшенков, С.Ковалев и т.д.), в коалицию также вошли партии, сформировавшиеся вокруг отдельных демократических лидеров - И.Хакамады ("Общее дело"), Б.Немцова ("Россия молодая"), С.Кириенко ("Новая сила"), К.Титова ("Голос России") и др. Блоку сильно помог имевший место всплеск популярности "молодых реформаторов" С.Кириенко и Б.Немцова, а также привязка к популярному премьер-министру В.Путину. Существенный успех блока в масштабе страны обусловило наличие "электоральных всплесков" в двух густонаселенных регионах - Нижегородской области (16,5%, за счет популярности в то время нижегородцев Немцова и Кириенко) и Самарской области (22,13%, за счет того, что в блок вошел губернатор области К.Титов). Дали существенные голоса Москва (11,49%) и Санкт-Петербург (17,4%). Однако вскоре после выборов блок, преобразованный в партию, начал разрушаться. Ушли большинство "старых демократов", часть из них создала новую партию "Либеральная Россия" (В.Похмелкин, С.Юшенков, В.Головлев, Ю.Нисневич), ушел губернатор Самарской области К.Титов, а с его уходом для партии фактически была потеряна и Самарская область. Ушли из партии и менее известные люди - депутаты М.Баржанова и Г.Мирзоев, не задержался во фракции А.Шиманов и т.д. По факту перешел в "Яблоко" С.Ковалев. Весной 2000 г. ушел на госслужбу С.Кириенко, вскоре единоличным лидером партии вместо нескольких сопредседателей стал Б.Немцов. Популярность Кириенко и Немцова уже в 2002 г. в Нижегородской области существенно снизилась (сыграли роль и "успехи" Кириенко на посту полпреда президента - поддержанный им И.Скляров с треском проиграл выборы губернатора Нижегородской области). Это фиксировали все опросы, и на выборах Законодательного собрания области в марте 2002 г. все представители СПС шли как независимые кандидаты, всячески избегая любой публичной привязки к Немцову и Кириенко; сам Немцов в 2003 г. просто не рискнул вновь идти в депутаты по Автозаводскому округу (7 декабря 2003 г. партия получила в Нижнем всего около 6%). Испортились отношения партии и с президентом В.Путиным. Одновременно - чем дальше, тем больше - СПС позиционировала себя как партия богатых и очень богатых, то есть заведомо делала себя партией ограниченного меньшинства.

Утрата СПС своих электоральных плацдармов в Самаре и Нижнем Новгороде, очевидное ослабление в Санкт-Петербурге (9 вместо 17%) изначально делали прохождение СПС в Государственную думу четвертого созыва проблематичным, никакого реального замещения потерянных голосов не намечалось, была непонятна бравада лидеров партии и заявления о 10-11%. Не понятно, откуда в этих общероссийских опросах брались такие цифры, когда по региональным опросам цифры были другими.

Что касается "Яблока" (в 1995-2001 гг. - объединение "Яблоко", с 2001 г. - Российская демократическая партия "Яблоко"), то оно изначально было еще более разношерстной коалицией, чем СПС. При этом эта коалиция имела социал-либеральный крен. "Яблоко" объединяло различные группы - от социал-демократов (А.Голов, О.Беклемищева), до близких к СПС либералов, как правило связанных с ЭПИцентром (С.Иваненко и др.). И в этом качественное отличие "Яблока" от СПС, делавшее изначально невозможным их объединение, идея которого стала своеобразным фетишем для многих "традиционных демократов" (внутри того же СПС). "Объединение" - это миф, изначально созданный лидерами правых, чтобы получить часть голосов политически малообразованного, но верящего в догмы избирателя, не способного разобраться, что стоит за внешне похожими лозунгами. Постоянное будирование заранее неразрешимой проблемы ничего, кроме вреда, обеим демократическим партиям не приносило. Началось "Яблоко" с предвыборного блока "Явлинский - Болдырев - Лукин" на выборах 1993 г. Формальными учредителями блока стали три партии: Российский христианско-демократический союз - Новая демократия (В.Борщев, В.Савицкий), Социал-демократическая партия Российской Федерации (А.Голов), Республиканская партия Российской Федерации (В.Лысенко, В.Шостаковский). Активное участие в формировании "Яблока" принял Клуб избирателей Академии наук. Коллективными членами московской организации "Яблока" являлись партия "Демократическая альтернатива", Российская социально-либеральная партия и Социально-либеральное объединение РФ. В программе "Яблока" главной задачей названо "формирование в России организованного гражданского общества, цивилизованного государства и конкурентной социально ориентированной рыночной экономики". У "Яблока" есть и либеральные задачи ("низкие налоги, защита предпринимателей, конкуренция, развитие всех форм предпринимательства по всей стране, демонополизация, обостренная конкуренция, защита прав потребителей"), и социал-демократические ("новая пенсионная система, защита от бедности, сохранение системы образования и интеллектуального потенциала"), и консервативные ("защита семьи, наших рубежей и всех ценностей, выработанных веками в российском обществе")2.

Разношерстная коалиция разных групп в "Яблоке" быстро начала превращаться в группу личных приверженцев Г.Явлинского - с этого времени в партии начинаются постоянные стычки между сторонниками собственно политических целей "Яблока" и личными приверженцами Явлинского. Вскоре после создания "Яблоко" покинул один из лидеров - Ю.Болдырев. Медленно, но верно партию покидали представители социал-демократического и социал-либерального крыла, многие были вытеснены личными конфликтами. Конечно, и сам Явлинский за эти годы несколько сдвинулся от чистого либерализма на социал-демократические, общегражданские позиции. Но этого было явно недостаточно. Все попытки иных представителей руководства партии расширить ее электоральные рамки встречали сопротивление лидера - так, провалом завершилось приглашение в партию С.Степашина. Не любящий и боящийся людей, окруженный подобострастной свитой ЭПИцентра, преисполненный комплексами и страхами, Явлинский искусственно создавал конфликты в собственной команде, чтобы всегда оставаться "лидером над схваткой". Региональный лидер партии мог проявлять чудеса политического рвения, добиваться успеха на региональных выборах, но занять пост в руководстве партии можно было только за счет хороших личных отношений с Явлинским, главные места в партийном списке были навечно заняты старыми друзьями Явлинского из ЭПИцентра, многие из которых до последних лет даже в регионы ездить отказывались. Фактически региональным организациям была предложена роль политической обслуги капризного вождя. Никакой функции социального лифтинга партия не выполняла. В таких условиях люди не могли не уходить.

В ходе избирательной кампании 1999 г. после взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске и последующей эскалации военных действий в Чечне Явлинский сделал памятное заявление о необходимости прекращения военных действий и начала переговоров, что вызвало обвинения со стороны его политических оппонентов в предательстве. На выборах Государственной думы третьего созыва 19 декабря 1999 г. список "Яблока" получил 3955457 голосов (5,93% от принявших в выборах участие избирателей) и 16 мест по пропорциональной системе, еще 4 депутата было избрано по одномандатным округам. Результат был расценен как серьезное политическое поражение. Поиск виновников поражения в сочетании с конфликтом внутри объединения между группой давних соратников Явлинского из ЭПИцентра (С.Иваненко, А.Михайлов, А.Мельников, Т.Ярыгина) и "новой региональной" элитой в партии (В.Игрунов, В.Монин, А.Чаженгин), возникшим еще при формировании партийного списка, привел к глубокому внутреннему кризису в "Яблоке". Данный кризис нашел публичное выражение во взаимных обвинениях С.Иваненко и С.Митрохина, с одной стороны, и В.Игрунова - с другой. После неоднократных переносов в июле 2000 г. состоялся VIII съезд объединения, на котором в устав были внесены изменения, означающие усиление в объединении персональной власти председателя. Чтобы избежать избрания В.Игрунова заместителем председателя объединения, Явлинский пошел на упразднение должностей зампредов объединения (единственным заместителем председателя остался В.Лукин); вместо этого были введены посты избираемых ЦС по предложению председателя секретарей объединения (т.е. заместитель был независим и подчинялся съезду, секретари же стали прямо зависимы от председателя). Вскоре после съезда В.Игрунов и члены его команды покинули "Яблоко", обвинив Явлинского в вождизме и антидемократических методах руководства демократической партией. После ухода Игрунова посты заместителей председателя партии были восстановлены. По различным причинам из объединения и фракции вскоре вышли депутаты Госдумы РФ Н.Травкин, Е.Мизулина и П.Шелищ, депутат Калининградской областной думы В.Лопата, развалилась фракция "Яблоко" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга и т.д. Список "Яблока" потерпел поражение на выборах Законодательного собрания Красноярского края, Свердловской областной думы и Псковского областного собрания депутатов, которые проводились в 2001-2002 гг. по партийным спискам.

Если мы проанализируем состав фракции "Яблоко" в Государственной думе второго созыва (1995-1999 гг.), то увидим, что к настоящему времени многие из этих депутатов не входят в "Яблоко": помимо названных Игрунова, Травкина, Шелища и Мизулиной, это И.Грачев, О.Дмитриева, И.Лукашев, Е.Собакин, Н.Дурягин, С.Гвоздева, С.Грущак, В.Аверчев. Многие из ушедших были амбициозными одиночками или просто "гостями", за которыми не стояли никакие группы в партии и чей уход партия пережила безболезненно (Лукашев, Травкин, Дурягин). Существенными были два ухода - И.Грачева и В.Игрунова. Грачев и Игрунов были лидерами групп (и даже конкурировали между собой за право быть фактически "вторым" человеком в партии - по иронии судьбы и один, и другой оказались вне "Яблока") и имели в партии множество приверженцев. Грачев вместе с женой О.Дмитриевой создал партию "Развитие предпринимательства", четырьмя годами позже пришлось создавать свою партию и В.Игрунову - "Союз людей за образование и науку" (СЛОН).

Если проанализировать партийный список, сформированный "Яблоком" на выборах 2003 г., то легко увидеть, что в нем от прежнего "Яблока" фактически не осталось ничего. По своему составу оно было настолько сдвинуто в либеральную сторону, что теперь уже всерьез можно было говорить о грядущем объединении (так в списке оказались бывшие члены СПС С.Ковалев и А.Осовцов). Новый список был симбиозом свиты Явлинского с несколькими относительно независимыми представителями питерской организации (как всегда, Явлинский стремился включить в список представителей враждующих группировок - две конкурирующие группы в питерском "Яблоке" представляли И.Артемьев, Цариковский и А.Шишлов, Б.Вишневский соответственно); от прежнего состава фракции остались только символические фигуры В.Лукина и А.Арбатова. Главной составляющей списка стали представители ЮКОСа - Кагаловский, Антонова, Сеньковская, Осовцов. Представителям региональных организаций, вложившим в партию годы жизни и намертво связавшим с ней свой политический имидж, оставили только первые места региональных групп, непроходные даже при 6-7% голосов. А представителей социал-демократического и собственно социал-либерального крыла в партии практически не осталось, разве что на символических непроходных местах.

И Явлинский, и Немцов проводили в отношении собственных партий одинаковую политику: можно делать со строптивыми соратниками все, что угодно: "ломать через колено", игнорировать, обманывать, унижать, лишать постов, - у верного избирателя все равно не останется выбора, и он по неизбежности проголосует "за". В этом, увы, была своя логика. У недовольных стилем принятия решений и руководством в обеих партиях почти не было выбора - оставалось или уходить в никуда, или скрепя зубами поддерживать все менее нравящегося лидера. Даже ушедшие из партий люди слишком много вложили в партию, чтобы ее разрушать. Однако готовых "поддерживать скрепя зубами" и среди собственного актива, и среди избирателей становилось все меньше.

Примечания:


Вернуться1
Ж.Бешлер. Демократия. - М.: UNESCO, 1994, стр.11.


Вернуться2
Материалы X съезда "Яблока", 22-23 декабря 2001 г.