Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Прямая демократия / Политика / < Вы здесь
Перекрестный допрос
Дата публикации:  18 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редакции: Свои заветные вопросы президенту сегодня задали представители самых разных социальных категорий. Жаль, что в общенародном хоре не прозвучал голос "экспертного сообщества". Компенсируя этот изъян, публикуем результаты проведенной в "экспертных сетях" блиц-кампании "Ваш вопрос В.В. Путину".


Иосиф Дискин, политолог, доктор экономических наук, член Совета по национальной стратегии.

Важно задать вопрос о новом понимании социальной справедливости в России, о модели нашего общества, хотя бы для того, чтобы Владимир Владимирович поставил его в повестку дня. Потому что без ответа на этот вопрос все остальное в стране повисает. Я считаю, что сейчас надо прояснять эту проблему. Иначе просто нельзя, так как 99% населения считает существующее общество несправедливым. В такой ситуации не могут работать никакие социальные институты, распадается общественная мораль.

Если Владимир Владимирович собирается все-таки развивать страну, без решения этой проблемы ему не обойтись. С этим необходимо разбираться, потому что та социальная справедливость, которая была, вернее, тот лейбл социальной справедливости, который существовал в стране 20 лет назад, когда "все было поровну", сегодня не работает. А каким он должен быть, чтобы и развитие общества было и чтобы люди считали, что все по-честному? Эта проблема назрела и ею надо заниматься, иначе зачем Президент начал разбираться с олигархами?

Кроме того, если бы у меня была возможность задать вопрос Президенту, я бы спросил, кем все-таки Владимир Владимирович себя считает - наемным менеджером или лидером нации?


Марк Урнов, президент фонда "Экспертиза", генеральный директор Института информационных обществ.

Удовлетворен ли Президент ситуацией, сложившейся после выборов в Государственную думу? В связи с этим возникает и ряд других проблем. Например, как Президент относится к партиям, заявлявшим экстремистски-скандальные лозунги, как ЛДПР или "Родина"? Как он будет относиться к не попавшим в Думу представителям правых партий, каковы будут теперь его взаимоотношения с коммунистами? Но главный вопрос - как президент собирается продолжать демократические реформы, если большинство россиян отказалось от ориентации на нормальную демократию, устало от свободы и поддержало партии, которые не блещут демократизмом?


Сергей Марков, директор Института политических исследований

Самый главный вопрос - в чем будет изменение политики Путина после президентских выборов, т.е. чем будет отличаться Путин второго срока от Путина первого срока? Причем ответ теоретически может быть: "ничем", - такое тоже возможно, но если так, то это надо ясно сказать, у людей должна быть определенность по главному вопросу.
Или ответ может быть: "политика в основном останется прежней, но будет эволюционировать в каком-то направлении", или "политика останется прежней, но акцент будет сделан на чем-то другом". Мне кажется неправильно оставлять этот вопрос без ответа. С этим связан вопрос, интересующий экономически и политически активную часть населения, - судьба правительства, то есть судьба премьер-министра и судьба команды либеральных экономистов во главе с Грефом.

Я думаю, что вопросы о судьбе СПС, "Яблока", "Родины", об отношении к ним, - это банально, очевидно и скучно. Вопрос, по-настоящему волнующий и население, и, естественно, международное общественное мнение, совершенно другой: будет ли избирательная кампания продолжаться так же нечестно с точки зрения монополизации телеканалов? Готов ли Президент кардинально изменить линию поведения телеканалов на выборах во время президентской избирательной кампании?


Модест Колеров, главный редактор ИА REGNUM

Важнейшая проблема, на которую хотелось бы получить реакцию Президента, - произвол феодалов. О нем как-то подзабыли, а он лезет в окно, изгнанный в дверь. И сюда же примыкает проблема системы представительства региональных интересов в Москве. Эта система явно нарушена. Госсовет не состоялся как полноценная институция, Дума никогда не представляла региональных интересов, Совет Федерации тоже не представляет, поскольку сплошь состоит из московских бюрократов, бизнесменов и пенсионеров.


Вячеслав Глазычев, президент Межрегионального общественного фонда "Институт города".

Возможно, следует затронуть вопрос о роли и задачах комиссии по коррупции, и должно прозвучать отношение Президента к идее общественного телевидения.

Немаловажно высветить отношение Президента к проблеме взаимоотношений между Минюстом, Верховным судом, Конституционным судом и Генеральной прокуратурой в соответствии с духом и смыслом Конституции.


Виталий Найшуль, директор Института национальной модели экономики.

На самом деле важно, будет ли что-то меняться по существу? По существу на самом деле пока ничего не меняется. Так вот, будет ли в дальнейшем инерционный сценарий развития, будет ли сохраняться существующий крен или можно ожидать каких-то значительных изменений и поворотов в государственной политике. Значительные вещи сопровождаются изменениями Конституции. Обычно сразу имеется в виду, что Президент продлит свои полномочия, но это не то. Речь идет о кардинальных изменениях, например, административно-территориального деления, муниципальных реформах, создании судебной системы и так далее.

Кроме того, наверное, есть какие-то еще летучие темы, которые на самом деле большого значения не имеют, например, что такое ГД без СПС. Но это вопросы, которые волнуют далеко не все население страны, эти вопросы волнуют скорее отдельные группы людей, а в целом страну не волнуют. Или, например, считаете ли вы, что исчезновение "Яблока" - это угроза российской демократии? Таких вопросов можно много придумать, на мой взгляд, они совершенно неинтересны, несостоятельны. Но я думаю, что их будет очень много, есть же хлопанье крыльями, кудахтанье по поводу того, что группа, которая в любом случае не получила бы больше 5%, не попала в Думу.


Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт".

Лично меня интересуют в первую очередь экономические проблемы. Выборы прошли, выбрана новая Дума, ни одна из четырех партий, которая прошла в новую Думу, на самом деле серьезную проблему устойчивого и быстрого экономического роста не обсуждала, включая "Родину", чьи экономические тезисы свелись к увеличению налогов на сырьевые отрасли в виде ренты. Задача, о которой сказал Президент в своем послании в мае об удвоении ВВП, пути решения этой задачи в политическом пространстве не обсуждаются даже в такой острый период, как выборы в Государственную думу. Меня интересует, одна ли только комиссия Шувалова будет решать проблемы роста, или все-таки политический класс будет подключен к решению этой задачи? То есть: откуда возьмутся идеи для достижения цели устойчивого экономического роста?

Если говорить о политике, стоит проблема несбалансированности нынешнего парламента. Есть новые левые, "Родина", и по моему мнению, по мнению "Эксперта", эта сила более или менее адекватна новым настроениям в среде уже даже не широких масс, а в среде среднего класса. Если вы обратили внимание, то в Москве "Родина" получила 15-16% голосов. Это не партия люмпенов, это партия среднего класса. И вот этот новый класс, более-менее обеспеченный, тоже достаточно четко делится на левую сторону и правую. Но "Родина" оказалась адекватной левой части нового обеспеченного самостоятельного российского класса. В результате того, что обе либеральные партии оказались заведомо неадекватны другой половине нового самостоятельного класса, мы имеем вот такое несбалансированное политическое представительство сегодня. И следует понимать, что речь не идет об оппозиции. Проблема в представительстве правых сил в буквальном, старинном понимании этого слова, сил, которые во главу угла ставят личную свободу. Не общую справедливость, а личную свободу. А это очень важно, потому что, если мы по-прежнему ориентируемся на свободное хозяйство, на рыночное хозяйство, то в основе этого рыночного хозяйства лежит свобода действия предпринимателя. Это очень важно. И вот эта фундаментальная идея свободного рыночного хозяйства не имеет представительства в политической системе.


Александр Школьников, начальник Аналитического сектора, экономист (Смоленск).

Ключевой для меня вопрос - распределение налоговых доходов между Центром и регионами с одной стороны, и налогового бремени между "региональными" плательщиками (население, малый бизнес) и "федеральными" (крупные корпорации) - с другой.


Сергей Белец, эксперт Политической экспертной сети Kreml.org.

Я бы спросил о стратегическом видении развития коммуникационной инфраструктуры - цифровая связь, грузовой и пассажирский транспорт, общественный транспорт в крупных городах... Вкладывать деньги в развитие технологий управления, передовые практики и т.п. - это хорошо и правильно, но почему бы не вложиться в инфраструктуру распространения этих знаний? Единая Россия - это в первую очередь современные коммуникации.


Константин Долинин, директор АНО "Центр содействия развитию местного самоуправления" (Ульяновск).

Главная проблемная зона - это четкий механизм ответственности губернаторов и др. чиновников за состояние дел в территории, за принятие или непринятие управленческих решений. Причем ответственность должна быть регулярной, а не раз в 4 года. То же касается и центральной власти. Я бы спросил: каковы на Ваш взгляд, господин Президент, критерии эффективности Вашей работы?


Алексей Бочаров, главный редактор журнала "Деловой Ямал".

Произойдет ли укрепление регионов посредством полного объединения автономных округов под юрисдикцию соответствующего областного центра? Как в стратегическом развитии страны будут учитываться транспортно-инфраструктурные проблемы удаленных российских регионов? Насколько формирование стабилизационного фонда на уровне Федерации повлияет на изъятие средств из бюджетов регионов-доноров (Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов)?


Сергей Бирюков, доцент Кемеровского государственного университета.

Первое: воспринимает ли в полной мере центральная власть острую ситуацию с нарушением прав человека и общедемократических норм в ряде территорий России? Второе: существует ли у федеральных властей комплексный подход к предотвращению регулярных кризисов энергоснабжения в регионах?


Мария Миркес, доцент Красноярского государственного университета.

Тема, интересующая регионы и очень важная для нас, это - на мой взгляд - тема хозяев. Хозяева наших предприятий живут не здесь, мы имеем возможность говорить только с менеджерами, представляющими интересы собственников. Но для того чтобы решать проблемы будущего региона, необходимо говорить с хозяевами, а не с менеджерами. Таким образом, вопросы будущего региона выведены за пределы региона. Вопрос "как нам жить" решается не здесь. Что можно/нужно сделать для того, чтобы будущее региона формировалось в регионе?


Александр Сунгуров, президент СПб гуманитарно-политического центра "Стратегия".

Как мне кажется, основное, что необходимо обсудить с Президентом, - это дальнейшее видение диалога власти с гражданским обществом. Какие решения "Гражданского форума" в Нижнем Новгороде будут востребованы властью? Будет ли встречное предложение?


Николай Грибалев, специалист по управлению (г. Санкт-Петербург).

Насколько та программа, которая разработана в недрах Минэкономразвития, превратилась в реальную программу действий президента, правительства и всех тех законодательных органов, которые в той или иной мере контролируются президентом и его администрацией?


Анна Гормонова, старший преподаватель кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета, к.п.н., руководитель гендерных исследовательских программ.

Как известно, по итогам выборов "Родина" одержала победу над более сильными и серьезными партиями. "Родина", ее лидеры и, в частности, Дмитрий Рогозин стали лидерами этой кампании, особенно в Воронежской области. В Воронеже, например, "Родина" набрала 19 процентов, что говорит о популярности ее идей. Интересно было бы выслушать мнение Президента об успехе блока "Родина".


Алексей Краснов, заместитель главного редактора газеты "Казанские ведомости".

Был бы уместен вопрос о предстоящем тысячелетии Казани - событии международного масштаба. Для нас это повод привлечь внимание своих и зарубежных инвесторов. Следует напомнить, что Путин - создатель оргкомитета по подготовке к празднованию тысячелетия. В связи с этим встает вопрос: планирует ли Путин оказать адекватную поддержку нашему предстоящему празднику, членом комитета по подготовке к которому он является? В общем, мы надеемся на то, что активная поддержка Татарстаном руководства страны будет оценена по достоинству, и отношение к Татарстану должно быть несколько иным, чем, скажем, к Красноярскому краю.


Александр Меситов, главный редактор газеты "Тульские вести".

На мой взгляд следует поднять вопрос о распределении налогов. Считает ли наш Президент действующую систему распределения средств справедливой, учитывающей специфику каждого региона? В этом году Путин к нам приезжал, он нас назвал "столицей ветхого жилья". Действительно, у нас очень старинный город, много что разваливается, нам просто не под силу поднять эту проблему. То есть хотелось бы, чтобы специфика каждого региона была учтена при распределении средств федерального бюджета.

Кроме того, есть интересный вопрос: правду ли говорят о том, что Президент твердо намерен "убрать" так называемые "красные пояса"?

А Путину лично я задал бы следующий вопрос: насколько он зависим от предыдущего президента? Со стороны было видно, что Борис Николаевич подбирал человека, удобного для себя.


Юрий Гончаров, преподаватель кафедры Конституционного международного права и политологии Вологодского педагогического университета, корреспондент Вологодской областной газеты "Премьер-новости за неделю".

Хотелось бы спросить о государственной политике в области СМИ. Когда государство перестанет дотировать, по сути "содержать", СМИ? Хотя бы печатные. В частности, поддержка из областного бюджета таких вологодских изданий, как "Красный Север", полностью "ломает" рынок СМИ. Частным СМИ выживать в таких условиях очень трудно. К тому же, на мой взгляд, такие СМИ всегда могут стать оружием в борьбе региональной власти с федеральным центром, обрабатывая общественное мнение в регионе. Сейчас пока у нас в Вологодской области такой угрозы нет, но времена меняются.


Анатолий Малиновский, главный редактор газеты "Таганрогская правда".

Из множества общефедеральных и региональных проблем, которые хотелось бы обсудить с властью, непременно выделил бы проблему Азовского моря. Тем более что она имеет как региональное, для нас, жителей региона, так и общероссийское и даже международное значение. Российско-украинский конфликт вокруг Тузлы тому свидетельство. Проблема же состоит в том, что бывший еще пару десятков лет назад одним из самых чистых российских водоемов и самым продуктивным морем, Азов гибнет на глазах, и очень скоро его может постичь судьба Арала.

А вопрос лично Президенту я бы сформулировал следующим образом. Первый президент России увидел в Вас своего преемника. А вы видите ли в ком-либо своего преемника на посту Президента? По существу, конечно, хочется спросить иначе: сколько лет еще Вы собираетесь руководить Россией?


Вадим Трескин, научный руководитель Центра социологических и маркетинговых исследований "Форис".

Какова стратегия развития России на Севере? Чем, например, Архангельская область отличается от других территорий? - Тем, что здесь живет самое северное и многочисленное коренное население России. Так много людей так далеко на Севере больше во всем мире нигде не живет. Соответственно, интересует вопрос: какие планы у федеральной власти в создании условий для того, чтобы у местных сообществ появилась реальная материальная база, чтобы они могли получать отчисления за использование государством земель оборонного значения. Для той же Архангельской области это важная проблема, у нас есть космодром, у нас есть атомный полигон на Новой земле, просто военные части. Как федеральный центр будет строить свои отношения с коренным населением?

Опрос проведен силами экспертной сети "Кремль.орг"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Прямая демократия' (архив дискуссии):
Перекрестный допрос /18.12/
Свои вопросы "о главном" Президенту РФ озвучивают не только "простые граждане", но и эксперты: Иосиф Дискин, Марк Урнов, Сергей Марков, Модест Колеров, Вячеслав Глазычев, Виталий Найшуль, Валерий Фадеев и др.
Юрий Солозобов, Телефонная монархия /18.12/
Вопрос не в том, каковы потребности "новых" партий, а в том, какие новые структуры могут возникнуть вместо партий для выполнения функции связи между властью и народом. Может быть, постоянно действующий телефонный центр заменит весь этот карнавал?
Дмитрий Шушарин, Стихийный либерализм vs новейший монархизм /18.12/
Четыре года путинского президентства - это время благополучного и плодотворного невмешательства в жизнь страны.
Путин без посредников /19.12/
"Дискурс власти" интерпретируют Модест Колеров, Марат Гельман, Александр Дугин, Андрей Быстрицкий, Ирина Самахова, Александр Люсый.
Сергей Земляной, Путин одобрил свой народ /19.12/
В России учреждается плебисцитарная демократия. Президент санкционировал существование народа, который обеспечивает ему его рейтинг, являющийся таким же национальным достоянием России, как девственность Жанны д'Арк являлась достоянием Франции.
Предыдущие публикации:
Олег Алексеев, Как завершить дискуссии о проигравших /17.12/
"Родине" главное не удариться в "социал-демократию" позднегорбачевского разлива или демагогический правый национализм. Если партстроительство пойдет успешно, опыт ее самоорганизации будет полезен всем политическим силам. В том числе, и либералам, которые оказались не готовы к встрече с просвещенным национализмом.
Владимир Никитаев, Принцип неудовольствия /17.12/
"Неудовольствие" привело многих аналитиков и политиков к сомнительным оценкам. При общем признании того, что "ельцинская эпоха" завершилась бесповоротно, многие продолжают некритически пользоваться штампами этой ушедшей эпохи. Таково, в частности, представление о "протестном электорате".
Алексей Кара-Мурза, Чубайс сам разбудил зверя /17.12/
"Родина" - это непомеченный победитель, который своим присутствием создает дополнительный источник динамики, создает открытую позицию. Мы попадаем в ситуацию большей публичности, потому что конфликты такого характера нельзя загнать под ковер. И на мой взгляд, в этой ситуации можно искать либеральные шансы.
Александр Мячин, Новый президентский консенсус /16.12/
Модернизированный либерализм должен будет прежде всего соединиться с традицией, врасти в "почву"; стать консервативным - то есть увидеть себя не антиподом государства, а его инструментом.
Руслан Хестанов, Раскол Европы /16.12/
Провал брюссельской конференции ЕС был во многом запрограммирован. Экспансия Европы на восток оказалась чревата крайним ослаблением институтов.


предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: