Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031218-schusch.html

Стихийный либерализм vs новейший монархизм
Дмитрий Шушарин

Дата публикации:  18 Декабря 2003

Прямое - без видимых посредников - общение президента с народом является отличительной чертой правления Владимира Путина, который уж точно вошел в историю своим самым молчаливым пресс-секретарем, бессловесно следующим, как тень, за государем (Сергей Цой хоть головой качает в такт речений Юрия Лужкова). Уж одним этим кремлевская акция является не просто пиаровской, а определяющей некоторые фундаментальные политико-культурные категории. Это не царское общение с подданными с помощью манифестов или советская коммуникация посредством постановлений ЦК и докладов на съездах, но и не принятый в демократических странах нерегулярный отчет перед прессой, концентрирующей общественные интересы. Весь смысл этого общения в иллюзии монархической (сам вышел к народу) и демократической (народ спрашивает, а батюшка отвечает). То есть смысл аппаратный - найдена удачная форма общественного позиционирования президента. Смысл же общественный, национальный в том, что никакое это не общение, а так... Классическая пресс-конференция гораздо содержательнее и глубже, ибо, как уже и было сказано, для того и существует пресса, дабы концентрировать внимание общества и власти на вопросах сущностных, стратегических.

А когда вся страна в едином порыве, так это ложка каши, размазанная по огромному блюду, something of nothing, то есть нечто вроде программных документов "Единой России". Вновь выясняется давно известное - отказ от институциональных достижений современной цивилизации в пользу якобы прямой демократии ничего общего с демократией не имеет, более того, такой отказ глубоко антимодернизационен. Техническое величие прямого общения президента с народом - все эти мониторы, компьютеры, супертелефония - находилось в разительном контрасте с игрой в патернализм, в вождя, разбирающегося во всем.

И ведь Путин действительно всюду бывает и обо всем имеет суждение - даже о приватизации "Мосфильма" и школьных учебниках по истории (навскидку называю два последних выступления). Но вот о внешней политике, определение которой по Конституции является исключительной прерогативой президента, имеют суждения все кому не лень. То есть и президент высказывается, но вот об иракских долгах недавно делал заявление Сергей Иванов (опять вспоминаю первое попавшееся).

Да, конечно, все сегодняшние высказывания будут упорядочены, проанализированы, разобраны, как разбирали и анализировали в свое время отчетные доклады Леонида Ильича. Но все же о его реальной политике судили по тому упорству, с которым он ставил на ключевые места днепропетровцев. Показывая тем самым, что самое главное для него - обеспечение собственной власти. Так и сейчас: кадровые предпочтения президента, приход во власть земляков и однополчан показывают, что какой-либо концепции - либеральной или консервативной, правой или левой - у нынешней власти искать не надо. Под концепцию подбирают единомышленников, консультантов, менеджеров, а не лично преданных людей. Чья преданность, кстати, не подкреплена идейной солидарностью и, как следствие, весьма сомнительна и ненадежна.

Однако наблюдается стихийный либерализм. Четыре года путинского президентства - это время благополучного и плодотворного невмешательства в жизнь страны. И пусть не осуществляются важнейшие реформы (административная прежде сего), лишь бы дров не наломали. Пусть президент вызывает недоумение своим неловким лоббизмом (то вмешивается в нерест лососевых, как год назад, то поддерживает единый государственный экзамен, как сегодня), но зачем же конусы роста подрезать? Понятно, что НТВ с его высоким информационно-технологическим стандартом и ЮКОС с его прозрачностью и современным менеджментом казались и кажутся опасными той первой сотне или тысяче номенклатурщиков, по чьим действиям и высказываниям, в отличие от президентских, следует судить о реальных намерениях власти. Понятно, что им экономический рост не нужен, реально опасен, поскольку он усложняет социум, делает его в их глазах менее управляемым. Но ведь действительно прав Путин, не президент Путин, а гражданин Путин, наш соотечественник Путин: главную угрозу для России представляет ее экономическое отставание от цивилизованного мира. И никакие аресты олигархов, добавлю я, отставание не ликвидируют.

Что? Государственный капитализм? Да бросьте вы. Дело даже не в том, что государство уже пробовало хозяйствовать. Дело в том, что и пробовать оно нынче не собирается: одних олигархов хотят сменить на других, а в результате в выигрыше опять окажется Абрамович. Просто потому, что они будут друг друга сжирать, а он между ними посредничать.

А остальное что ж - были правильные ответы на правильные вопросы. В стране же в этот день происходило следующее.

Прокуратура затмила Кафку: опечатала сервер Граней.Ру. (То есть наклеила на железку бумажку с печатью, дабы никто воровским образом руками его не вскрыл и не вытащил (опять же руками) ни одного файла).

Налоговики бросили все силы на тотальную проверку благотворительных и общественных организаций, связанных с "Открытой Россией". Выясняется, прежде всего, кто и когда получал от нее гранты.

Мосгорсуд увеличил на две копейки компенсацию одной из пострадавших от теракта на Дубровке.

В Нижегородской области выявлено тринадцать шпионов.

И, наконец: на подмогу блокированным, но пока еще в сортире не замоченным боевикам движется подкрепление.

Далее в программе...