|
||
Тема: Обновление партийной системы | / |
К истории партстроительства в "новой России" Часть 2. Системные причины кризиса Дата публикации: 22 Декабря 2003 Перечисленные "субъективные" факторы, До 2003 года в большинстве российских регионов доминировала так называемая плюральная система выборов законодательных собраний - избрание депутатов по округам в один тур по системе относительного большинства. В этой системе партийные кандидаты, как правило, соревнуются с независимыми. Стало быть, вопрос здесь не в том, победит ли одна партия другую, а в том, есть ли партия, дающая своему выдвиженцу какое-либо преимущество над беспартийным соперником На протяжении последних 10 лет только кандидаты-коммунисты регулярно в открытую заявляли о своей партийности, т.к. в отличие от практически всех остальных партий имели стабильный электорат. В результате кумулятивного эффекта подобных и некоторых других факторов в РФ конца 1990-х шло повсеместное ослабление и деградация региональных партийных структур, их вытеснение в маргинальную часть местной политической элиты. Даже губернаторы-коммунисты последние годы вели свои кампании как независимые надпартийные кандидаты при поддержке левых. Так, члены фракции КПРФ в Государственной думе РФ С.Левченко и С.Глазьев баллотировались в губернаторы соответственно Иркутской области и Красноярского края как независимые. В традиционно политически активных регионах даже заведомо партийные кандидаты (то есть руководители региональных отделений, а часто и члены федеральных руководящих органов той или иной партии) в 2000-2003 зачастую тщательно скрывали свою партийную принадлежность, а сами организации партий, как правило, не принимали непосредственного участия в выборах, так как перед ними стоял выбор - или побеждать, объединяя интересы разных групп и клиентел, или просто раскручивать брэнд партии в расчете на ее федеральный имидж и проигрывать. Особенно хорошо видна эта тенденция, если сравнивать избирательные кампании 1998 и 2002 годов в наиболее электорально значимых и политически активных регионах - Нижегородской области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и др. В традиционно "красном" Краснодарском крае, где на выборах 1998 полностью доминировало движение "Отечество" Н.Кондратенко, взявшее тогда более 40 из 50 мандатов Точно так же в Санкт-Петербурге выборы Законодательного Собрания в 1998 году ознаменовались ярко выраженной командной борьбой, в частности Санкт-Петербургского "Яблока" и "Блока Юрия Болдырева", выборы 2002 года же были в первую очередь личными кампаниями конкретных кандидатов и лишь во вторую - конкуренцией блоков. Если в 1998 году "Яблоко" провело 9 человек, то теперь уже общий блок "Яблоко"+СПС смог провести из 29 кандидатов только 8. В целом же более половины состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга составляют теперь независимые депутаты. Общая партийная составляющая петербургской политики находится на самом низком уровне с конца 80-х годов Продолжение этой тенденции можно было наблюдать и в региональных кампаниях 2003 года. Губернаторы активно сопротивлялись попыткам навязать им списочные выборы и продолжали делать ставку на формирование беспартийных, построенных по кланово-корпоративному признаку органов власти. Ни в одном регионе в период после вступления в силу нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и до окончания переходного периода, когда пропорциональная система не являлась обязательной, ее не ввели. Среди "отказников" оказались города Москва и Санкт-Петербург, Московская и Саратовская области, Удмуртия, Коми, Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия и другие регионы. В результате смешения этих "субъективных" и "объективных" факторов региональная партийная сеть основных партий (СПС, ЯБЛОКА, а также и КПРФ с ЛДПР) фактически разрушалась. Так как реальных стимулов вступать в эти партии для значимых региональных политиков становилось все меньше. Еще более усугубил ситуацию чудовищный закон о политических партиях, фактически сделавший невозможным формирование новых партий в инициативном порядке (то есть "снизу вверх" - вначале некие группы в регионах и затем общероссийская партия). Его дополнили изменения в законы о выборах и об основных гарантиях избирательных прав граждан. Существующие политические партии этими законами поставлены в привилегированное положение, а новые фактически бесправны. Завышенные требования к численности (10 тысяч членов, при том, что реальный актив ни одной партии, кроме КПРФ и партии власти, в 1990-е не превышал 5 тысяч человек) и чрезмерность процедурных ограничений делают создание партии не делом неудовлетворенных существующими партиями граждан, а вопросом желания олигархических группировок. Новый закон о политических партиях лишь способствует политической диффузии, аморфизации федеральных партий - вынуждая искусственным путем наращивать численность, он ведет к тому, что даже "живые" ранее партии превращаются просто в сборища случайных людей, стремительно утрачивая внутреннее единство и самоидентификацию, и без того слабо выраженную. По новому закону о политических партиях зарегистрировано 50 политических партий, однако попробуйте найти где-нибудь реально функционирующие региональные отделения Консервативной партии покойного Л.Убожко, партии Мира и Единства, Российской партии стабильности, концептуальной партии "Единение", Партии жизни, партии "Свобода и народовластие" и тому подобных образований. Создается ощущение, что авторы федерального закона о политических партиях или не знали, или проигнорировали классические труды в данной области (М.Дюверже, Р.Арон, А.Лейпхарт и др.), где изложены базовые принципы партийных систем, один из которых гласит, что дело не в размерах партии, а в специфике структур Главный минус нынешней избирательной системы и системы политических партий в том, что они не дают возможности создавать новые эффективные электоральные предложения вне ресурса "партии власти". В итоге давно исчерпавшие свой политический ресурс политики парализовывали свои электоральные ниши и не давали никому другому создавать в них новые дееспособные проекты, вынуждая своего избирателя голосовать за суррогаты или бойкотировать выборы. Процессы, похожие на ситуацию в СПС и ЯБЛОКЕ, происходили минувшие годы и в КПРФ. Число разогнанных обкомов или ушедших из фракции депутатов давно перевалило критическую отметку. Реального обновления руководства партии не происходило, хотя на местах во многих регионах появился новый и перспективный актив. Здесь тоже чем дальше, тем больше разрастался конфликт старой и новой элит. Но если ЯБЛОКО и СПС "сами себя высекли", то к падению КПРФ власть активно приложила руку. Можно лишь сожалеть, что не будет в Государственной думе таких достойных людей, как Алексей Арбатов, Виктор Зоркальцев, Эдуард Воробьев, Юлий Рыбаков, Анатолий Голов и многих других. Но система партийных суррогатов не могла больше существовать. Именно из-за того, что вместо реальных партий были вождистские клиентелы, и стала возможна "управляемая демократия". Но сегодня внутри самой системы - вольно или невольно - запущен импульс к обновлению. Перспективными представляются две ниши - социал-демократическая и социал-либеральная. Убежден, что "чистый либерализм" в России невозможен, и провал СПС тому наглядное доказательство - управлять, находясь на либеральных позициях долго, и при этом иметь поддержку населения невозможно - либо избранный на высокий пост либерал эволюционирует в сторону социал-либерализма, либо его политическая карьера заканчивается плачевно. И особенности национальной культуры, и мизерность прозападной части и без того небольшого среднего класса в ближайшем будущем обрекают на проигрыш любые чисто либеральные проекты. Проект ЯБЛОКО+СПС бесперспективен, и это доказали плачевные результаты в тех регионах, где были попытки создания таких списков на региональных выборах. Кстати, на региональных выборах, которые проходили одновременно с выборами Государственной думы РФ 7 декабря 2003, списки ЯБЛОКО и СПС повсеместно провалились, кроме малочисленной Ингушетии, где список ЯБЛОКО сумел получить два мандата в Законодательном Собрании. Если СПС осуществит нажим и поглотит-таки ЯБЛОКО, то последнее просто исчезнет, так как его избиратель никогда не проголосует за такой союз. Для нового социал-либерального проекта это будет только к лучшему: увядающее ЯБЛОКО само таким образом освободит электоральную нишу. Прогнозируемые минимальные размеры этой ниши составляют 6-7% (получаемые, если сложить голоса ЯБЛОКА, "зеленых", СЛОНа, ДПР, конституционно-демократической партии, партии "Развития предпринимательства"). И эта доля может существенно возрасти в случае вполне вероятного провала данного "Единой Россией" большого числа популистских обещаний. Наиболее перспективен и наиболее вариативен Разумеется, может ничего и не получиться. Но теперь хотя бы есть шанс на обновление политической системы. История сама расчистила правую нишу и открыла путь к реформированию левой. Остальное зависит от политической мудрости и мужества лидеров, а в значительной степени и от политической мудрости президента страны. Не стоит забывать, что благодаря ретивости его сторонников, на выборах Государственной думы РФ в 2007 году будет действовать 7-процентный барьер. Не пора ли пересмотреть многие закрывающие путь к обновлению политической системы законодательные нормы? Именно с требованиями политической реформы и формирования открытой к изменениям политической системы и должны выступить новые демократические лидеры. Примечания:
|
|
|
||