Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20031223-sol.html

"Родина" или смерть
(В борьбе обретешь ты право свое!)

Юрий Солозобов

Дата публикации:  23 Декабря 2003

Как не раз бывало в истории России, острая социальная несправедливость и недовольство "непреклонством" методов управления стали причиной не просто местного "бессмысленного бунта". Настоящая крестьянская война, известная как антоновщина, вспыхнула в Тамбовской губернии в 1920-1921 годах. Она возникла как всенародная реакция русских на чрезмерное насилие власти. Недаром восставшие писали в прокламациях: "Кроток и мягок русский мужик, но и страшен он бывает в гневе своем, большевики сумели пробудить этот гнев у него на свою голову" (см. листовку СТК "Почему не смогут большевики победить Антонова").

Вот почему движение, определяемое по привычке как "политический бандитизм", стало столь массовым, что охватило почти все взрослое мужское население губернии. Мощный социальный взрыв (ценой гибели сотен тысяч, если не миллионов, тамбовских крестьян) сделал невозможным продолжение "большевистского наскока" на Россию. Он повлек за собой кардинальное изменение всей политики военного коммунизма. Сегодня, как и восемьдесят лет назад, политическое содержание перемен видится в стремлении общества закончить затянувшуюся на десятилетия пусть не горячую, но "холодную гражданскую войну". В обществе назрела потребность уйти от политики социального насилия, столь характерной для "военного либерализма". И перейти к политике национального согласия, без которого невозможно развитие страны и ее экономический рост. Как точно отметил Ремизов, "уклад, переживаемый нацией как неправедный, не может быть растущим".

Именно эта "левоконсервативная" волна ожиданий сделала возможной убедительную победу блока "Родина". Как уже приходилось отмечать, этот блок (в отличие от многих партий, имеющих позицию только "вместе или врозь с президентом") имеет свою программу, пусть выдержанную в социал-демократическом стиле самородных представлений о "царстве правды". Такая программа и сама предвыборная риторика блока удивительно совпала с эсеровской программой (См. Приложение 1) и содержанием листовок Союза трудового крестьянства (СТК) образца 1921 года. Это как раз означает точное совпадение идеологии блока "Родина" с коллективными ожиданиями "конца Гражданской войны" в России и накопившимся нежеланием масс терпеть власть олигархии, насаждаемую либерал-большевистскими методами.

С середины 1990-х годов Россию принято называть олигархическим государством. Согласно определению Платона и Аристотеля, олигархия - это "власть немногих против интересов большинства". Это строй, при котором значительная часть населения оказывается в крайней бедности, а власть имущие одновременно наживают неслыханное богатство. Это происходит за счет несправедливого перераспределения уже существующих, а не производства новых социальных благ. В брошюре из "Народной библиотеки"1, адресованной миллионам избирателей, Сергей Глазьев констатирует такое положение дел: "Фактически сказочное обогащение властвующей сегодня в России олигархии достигнуто за счет обеднения большинства населения, чьи права на собственность и доходы были цинично присвоены правящей верхушкой".

А вот выдержки из рукописной листовки СТК "Мобилизованным красноармейцам"2, датированной январем-февралем 1921-го. Неизвестный автор (предположительно Дмитрий Антонов3 - поэт, брат А.С.Антонова) пишет: "Да, это вы, друзья мобилизованные, пережили такие испытания, и все это в то время, когда власть грабила ваше добро и домашнее имущество. Для чего же все это? Неужели для того, чтобы еще на целые десятки лет затянуть гражданское побоище? Неужели для того, чтобы упрочить счастье горсти, которая создала из себя новый господский класс на вашей крови, на ваших трупах для собственного благополучия?"

В листовке тех лет ярко описано отчуждение власти от народа. "Народ поголовно превратился в нищих, но они не видят этого. Народ, как покорный раб, молил о пощаде и снисхождении, и они не слышат это, ибо уши их оглохли от стона и вопля обиженных. Народ взывал к разуму, но разума у них нет или не было, или он тоже помрачился от ужаса действительности". Большевистские лозунги о "царстве справедливости и свободы" не выдержали проверки жизненными практиками. Недаром в воззвании говорится, что комиссары "обещают построить новый мир, но теперь мы уже поняли, какой будет этот новый мир: он будет пустынен и мрачен, населять его будут не свободные и счастливые люди, а голодные, голые и безгласные рабы".

Вот почему главной своей задачей СТК ставил "свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора". Затем предполагался созыв Учредительного собрания для "установления нового политического строя", а до созыва Учредительного собрания - создание временной власти "на выборных началах", но без большевиков. Среди политических целей в программе СТК были равенство всех граждан без разделения на классы (в одном из вариантов - "исключая дом Романовых", в другом - "кроме коммунистов"). Важно отметить, что в понятие "трудовой народ" эсеры включали не только рабочих и крестьян, но всех "живущих своими трудами" - чиновников, предпринимателей, офицерство. Это сразу создавало основу для национального согласия и широкую базу поддержки, сочувственно внимающую лозунгам СТК: "Да здравствует новая свободная жизнь с властью, подлинно выражающей волю трудящихся!" 4

В противовес практике "комиссародержавия" в документах эсеров речь шла о том достойном месте, которое должен занять "человек труда". "Тогда настанет истинное царство труда, где труд будет выше всех других сторон жизни, а крестьянин и рабочий его непосредственными хозяевами". В предвыборных документах "Родины" также немало говорится о том, что "каждый трудящийся должен чувствовать, что в нем гордится страна". Один из разделов брошюры Глазьева так и называется - "Как вернуть достоинство труду". В нем мы читаем, что "народно-патриотические силы считают восстановление достоинства человека труда важнейшим условием новой экономической политики России, способной вывести страну из затяжного кризиса"5. Это сходство еще более заметно при сравнении экономической части обеих программ.

Экономическая программа СТК (см. приложение 1) во многом совпадала с программой, рекомендованной письмом ЦК ПСР от 13 мая 1920 года. Она включала в себя частичную денационализацию промышленности с оставлением "в руках государства" крупной промышленности, особенно каменноугольной и металлургической; "рабочий контроль и государственный надзор над производством"; "проведение в жизнь закона о социализации земли в полном его объеме". Тут совпадение с приоритетами блока "Родина" более чем очевидно.

Чего стоит только один протест СТК против концессий, тайно заключенных "Лениным и Троцким с иностранными капиталистами, которым в конце концов они Вас с Вашими фабриками и заводами и железными дорогами запродали, удовлетворяя условиям ими заключенного мира с Польшей". Эсеры внятно предупреждают большевиков о последствиях такой политики "открытых дверей". "Вряд ли иностранцы согласятся иметь в своем распоряжении рабочих-социалистов, рабочих-революционеров, им нужны рабы, только рабы, и вот Вас беззащитных, они сдали, как ненужный себе товар, закабалив тем самым на долгие годы рабства, подневольного труда, безмерного унижения пред чужими господами" 6. Как говорится, комментарии излишни.

Остановимся лишь на главном тезисе блока "Родина" об отношении к природной ренте (в широком смысле и к иным формам рентного дохода) как всенародному богатству, который должен изыматься государством и принадлежать всему обществу. В основе этой идеологии пользования недрами лежит известная идея, сформулированная Глазьевым так: "Природные богатства дарованы нам Богом и должны принадлежать всему обществу. Однако в ходе реформ узкая группа людей присвоила общественный доход от эксплуатации природных ресурсов"7. Таким образом, природная рента является ресурсом исторического выживания нации, а не ресурсом текущего потребления для олигархов. По замечанию Ремизова, "подобный подход к собственности может быть сформулирован только внутри консервативной онтологии, а не социал-демократической".

Понимание того, что такая собственность (в том числе на землю!) коренится в историческом акте коллективного присвоения и освоения (то есть является общенациональной), пронизывает все документы СТК. Программа Тамбовского губернского СТК в целом представляла документ широкого демократического содержания с заметным эсеровским влиянием. В нем были и явные противоречия, порожденные спецификой крестьянской революционной идеологии. Таким заметным противоречием было исключение "дома Романовых" и "коммунистов" из числа тех, кому предоставлялись провозглашенные демократические права. В этом же ряду и объявление "прекращения Гражданской войны" в качестве цели "вооруженной борьбы", которую ведут партизанские отряды СТК.

Еще Платон 8 заметил, что олигархический строй неизбежно приводит бедняков к бунту и, как следствие, установлению демократии. Бедняки, составляющие при олигархии большинство населения, могут одержать победу, когда "некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей". Но возможна ли смена олигархии мирным путем (скажем, путем электоральной революции) и была ли историческая альтернатива бунту на Тамбовщине? Сразу отметим, что ЦК ПСР не выдвигал в то время задачу организации вооруженного восстания против коммунистов. 13 июля 1920 г. ЦК ПСР принял план организации "приговорного движения" в деревне. По примеру крестьян 1905 г. "трудовой народ" в своих коллективных "приговорах" должен был мирно предъявить свои требования властям.
На Всероссийской конференции ПСР в сентябре 1920 г. оба тамбовских делегата пытались склонить партийное руководство эсеров к необходимости поддержать и возглавить стихийный крестьянский протест. Один из них предложил объявить ответный террор в качестве противодействия крайностям большевизма. Эти предложения были отклонены, поскольку они означали бы отказ от принятой в июне 1919 г. резолюции 9-го Совета ПСР о прекращении вооруженной борьбы "против большевистской власти и замене ее обычной политической борьбой". Ввиду распыленности масс конференция наметила первоочередной задачей организационную работу. Вместе с тем была признана неизбежность возобновления вооруженной борьбы против большевизма в будущем.
Руководство эсеров отошло от своих первоначальных замыслов создания сразу нескольких "свободных от большевизма областей". Хотя такие планы существовали - например, сам Антонов ранее не просто принимал участие в восстании Комуча, но был одним из его руководителей. (Позже у Мао мы видим успешную практику создания ряда "особых районов" Китая как развития современного метода одновременно национальной и интернациональной гражданской войны. В последствии Карл Шмитт укажет на то, что локализация одного района восставших неизбежно ведет к его поражению.) Тем самым оставленное без поддержки и помощи извне Тамбовское восстание было обречено на разгром.
Большевики жестоко подавили Тамбовское восстание, оккупировав целую губернию. Но в то же время понимание необходимости пересмотра политики стало возникать и в большевистском руководстве. В феврале 1920 г. Л.Д.Троцкий внес в ЦК РКП(б) предложения о замене продразверстки натуральным налогом, что фактически означало отказ от политики военного коммунизма. Дело не в жалости "льва революции" к русскому крестьянству. Прагматичный Троцкий предупреждал: "Ресурсы грозят иссякнуть, против чего не может помочь никакое усовершенствование реквизиционного аппарата". Несколько позже экономические идеи, выдвинутые СТК, легли в основу большевистского НЭПа. Это был очередной перехват "партией власти" эсеровских лозунгов, как и в 1917 году.
Сегодня ощущение того, что "ресурсы грозят иссякнуть", снова побуждает власть использовать популярные в народе лозунги. Например, программу и идеи блока "Родина", который является сегодня, как мы убедились, своего рода "преемником СТК". Его инкорпорация во власть выглядит весьма своевременной профилактической мерой. Тем более что в какой-то момент на горизонте уже замаячили огоньки "стихийных волнений" по примеру воронежских событий. И напрасно бывшие у власти "старые правые" пугают нас наступлением тирании. Ведь согласно платоновской теории, после олигархии не может наступить тирания, а, напротив, неизбежно наступит подлинная, или реальная, демократия.

Примечания:


Вернуться1
Глазьев С.Ю. "Как победить бедность в богатой стране". Народная библиотека Сергея Глазьева (тир.5000000 экз.), М., 2003, с.10.


Вернуться2
Архив УФСК РФ по Тамбовской области. Д.4306. Т.4. Л.239. Копия. РГВА. Ф.9. Оп.28. Д.661. Л.41 - 42. Рукописный экземпляр.


Вернуться3
Антонов Дмитрий Степанович (ок. 1891-1922), брат А.С.Антонова, один из главных руководителей крестьянского восстания в Тамбовской губернии 1920-1921 гг. Родился в Кирсанове. Участник антисоветского восстания в Тамбове в июне 1918 г., после его подавления скрывался от преследования советских властей. В период с декабря 1918 г. по август 1920-го - член "боевой дружины" А.С.Антонова; с осени 1920 г. - один из руководителей восстания тамбовских крестьян, командир 4-го Низовского партизанского полка. Затем скрывался и погиб вместе с братом.


Вернуться4
Листовка СТК. "Крестьянам и рабочим". РГВА. Ф.235. Оп.1. Д.29. Л.8. Машинописная копия.


Вернуться5
Глазьев С.Ю. Там же. с.21.


Вернуться6
Листовка СТК. ╚Рабочим╩. РГВА. Ф.235. Оп.1. Д.29. Л.7. Машинописная копия.


Вернуться7
Глазьев С.Ю. Там же. с.16.


Вернуться8
Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. Москва, 1994.