Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Экономические итоги года / Политика / < Вы здесь
Экономическое чудо года
Дата публикации:  26 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Китай, как ателье мира, обеспечил занятостью малоквалифицированную рабочую силу. Индия, как мировой офис, делает ставку на квалифицированную рабочую силу. Что же делать нам?"

Le Monde 21.12.2003 (Эрик Ле Буше)

Сегодня в моде Китай. Опыт реформ в Китае в некотором смысле стал моделью подражания для стран, грезящих о форсированном экономическом росте. С Китаем связан устойчивый и популярный предрассудок, что экономический рост находится в известном противоречии с демократией, что авторитарная модель, концентрирующая сливки технократической элиты на верхушке пирамиды власти, оказывается более эффективной в организации рыночной инфраструктуры, чем демократическое самоуправление масс. Вот и у нас советник Президента А.Илларионов назвал Китай "экономическим чудом" года, явно выставив эту страну в качестве образца для подражания.

Возможно, однако, что в самом ближайшем будущем ставка будет сделана на другого фаворита. Мировое общественное мнение вскоре может поддаться очарованию другого экономического чуда, явленного на этот раз в лице Индии. Тем более, что реформаторский опыт этой страны позволит показать, что интенсивный рост в странах "догоняющих" экономик вовсе не обязательно нуждается в авторитарных формах правления. Индия может возродить и воодушевить пропаганду демократической идеологемы в странах третьего мира.

Достижения Китая с точки зрения интенсивности роста действительно впечатляющие, даже по сравнению с Индией. Показатель роста китайской экономики за десятилетие составляет 8-9 процентов в год, индийской - какие-то 5-6 процентов. Но это лишь, так сказать, макроэкономическая история.

Действительно, товары с надписью "Made in China" можно встретить в изобилии в любом супермаркете мира. Они хоть и произведены в Китае, но не местными компаниями, а транснациональными корпорациями, которые открыли свои производственные площадки в этой стране по причине дешевизны рабочей силы, благоприятного законодательства и валютной политики. Топливом китайской промышленности, ориентированной на экспорт, является ровный и массивный поток прямых иностранных инвестиций.

Успехи Индии, хоть и не столь впечатляющие, как китайские, основаны на иных посылках. Прямые иностранные инвестиции в эту страну достигли в этом году лишь 6 млрд. долларов, что в разы уступает китайскому показателю. Однако в этом году такие компании, как Boeing или Reuters, перенесли в страну Ганди свои центры информационной поддержки, бухгалтерии и коммуникаций. После финансового кризиса 1991 года многие секторы экономики, особенно автомобилестроение, подняли свой уровень конкурентоспособности до мирового. В Бангалоре сегодня насчитывается 150 тысяч квалифицированных программистов, то есть на 30 тысяч больше, чем в Силиконовой Долине, калифорнийской колыбели американских новых технологий. Индия стала первым экспортером информационных услуг, доля которых в ВВП составляет уже 7 процентов и половину экспорта страны. Столь же значительны и впечатляющи успехи фармацевтических и биотехнологических секторов страны.

Так же, как и Китай, многие компании привлечены в Индию дешевизной рабочей силы, но в отличие от Китая, Индия сделала ставку на квалифицированный труд. Такие компании, как General Electric, Texas Instruments, Intel открыли именно в Индии свои исследовательские лаборатории, поскольку квалифицированная рабочая сила стоит здесь в восемь раз дешевле, чем в США.

Да и макроэкономические картины в Индии выглядят вполне достойно. Бомбейская биржа с января прошлого года выросла на 60 процентов. Стабилизировалась национальная валюта. Финансовые резервы страны выросли до 100 млрд. долларов (ср.: в России до 66,2 млрд. долларов по данным на 14 ноября). К тому же индийские банки, по сравнению с японскими или китайскими, не накапливают сомнительных кредитов. После "скромных" показателей роста в 5-6 процентов в год в течение 90-х, в нынешнем году правительство ожидает рост уже 7,5 процентов.

По прикидкам аналитиков из Goldman Sachs, ВВП Индии в 2020 году будет равен двум французским, а к 2035-му году станет больше, чем в Японии. То есть Индия займет прочное третье место среди мировых экономик и будет уступать по масштабам только Китаю и США. Многие специалисты считают, что основанием для подобного рывка может стать чрезвычайно благоприятная демографическая ситуация: 53 процента населения имеют возраст менее 25 лет.

Однако среди решающих факторов, определяющих успехи устойчивого роста Индии, специалисты называют следующие:

1) В контексте глобализации Индия успешно нашла для себя подходящую нишу. Если для Китая наибольшее значение имеет промышленное производство, то для Индии - это сфера услуг, и прежде всего - информационных. Такая технологическая ниша позволяет Индии, кроме прочего, избежать прямой конфронтации со своим великим соседом - Китаем.

2) Решающую роль играет не столько стоимость рабочей силы, как в Китае, сколько ее качество. Во-первых, вторым языком в стране является английский. Во-вторых, предметом особых забот индийского государства была всегда система образования. К 2010 году количество бакалавров должно удвоиться (ежегодно выпускается около 3,1 млн.).

3) Рост происходит за счет рационального использования внутренних ресурсов, а не привлечения иностранных прямых инвестиций. Индия развивает мощную инфраструктуру для поддержки собственного частного бизнеса. Ее финансовый рынок и правовая система более прозрачны и эффективны, чем в Китае.1

4) Наконец, устойчивые политические институты самой большой демократии мира, как принято называть Индию. Демократические институты создают условия для выстраивания экономической инфраструктуры снизу вверх, а не сверху, как это делается в Китае под политическим руководством КПК.

Перечисленные факторы роста позволяют противопоставить индийский опыт китайскому, причем не всегда в пользу китайского. Некоторые специалисты утверждают, что именно Индии удалось раскрыть секрет "органического", устойчивого и самостоятельного роста. Китайская модель действительно выглядит чрезмерно зависимой от прямых иностранных инвестиций. К тому же она менее привлекательна, поскольку предполагает авторитарный политический проект.

Примечания:


Вернуться1
Китай решительно открыл рынок для иностранного капитала, который чувствует себя на порядок свободней, чем местный китайский частный бизнес. Только четыре года назад местные фирмы получили, наконец, те же конституционные гарантии, которыми пользовались иностранные инвесторы уже в 80-х годах.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Экономические итоги года' (архив дискуссии):
Руслан Хестанов, Протокол киотских мудрецов /10.12/
А.Илларионов об экономических итогах года и В.Попов об империализме Киотского протокола.
Иммануэль Валлерстайн, Двусмысленности свободной торговли /23.12/
ВТО, это любимое детище и изобретение американцев, стала напоминать петлю на шее Соединенных Штатов. Свободная торговля, безусловно, прекрасная вещь, пока на себе не чувствуешь ее негативных последствий.
Джозеф Стиглиц, Налог на русских олигархов /23.12/
Что же все-таки делать с той запачканной собственностью, которая была захвачена в ходе приватизации 90-х? Значительно легче решать эту проблему сейчас, нежели в следующем десятилетии. Как только г-н Ходорковский и ему подобные сделают ставку на иностранные интересы и вывезут свои деньги из России, уже ничего нельзя будет сделать.
Руслан Хестанов, Экономическое чудо года /26.12/
Специалисты утверждают, что именно Индии удалось раскрыть секрет "органического", устойчивого и самостоятельного роста. Китайская модель выглядит чрезмерно зависимой от прямых иностранных инвестиций. К тому же она менее привлекательна, поскольку предполагает авторитарный политический проект.
Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Брызги фонтана /25.12/
Третьего за полгода ректора нашел себе РГГУ - на этот раз историка-экономиста В.В. Минаева. Теперь за РГГУ можно быть спокойным - ректор на месте, оперативное управление протечками и пожарами он будет осуществлять вовремя, политическая составляющая тоже в норме.
Григорий Остерман, Новые либералы vs. новые консерваторы - попытка диалога /25.12/
По следам заседания "новой Думы". Прямо в день заседания президент заявил, что хотел бы видеть в парламенте две основные силы, точно соответствующие коллективным участникам мероприятия - право-либеральную и лево-консервативную. Таким образом, провозглашенная Путиным двухпартийность в "теневой" Думе уже реализована.
Владимир Миронов, Частный капитал пришел некрасиво /24.12/
Опыт отношений ЮКОСа с РГГУ печален и поучителен. Берется некоторое готовое, созданное государством учреждение, и фактически за дешево из него делают частное. В большинстве стран, особенно в Европе, не пускают частный капитал с такими большими полномочиями в вузы, ограничиваются созданием попечительских советов.
Андрей Кортунов, ЮКОС ставил перед РГГУ масштабные задачи /24.12/
В гуманитарном образовании всегда есть политическая подоплека. Но любой университет - это очень инерционная система. Поэтому с точки зрения ближайших политических интересов корпорации "ЮКОС" приход в РГГУ не имел большого смысла.
Александр Логунов, "Высшая школа" закроется через двадцать лет /24.12/
В Соединенных Штатах есть очень жесткий общественный принцип - с вами никто не будет вести речь, если ваш капитал присутствует исключительно в экономической сфере. Тем более, сырьевой. Капитал, связанный с эксплуатацией природных ресурсов, сейчас повсюду подвергается массированному воздействию.


предыдущая в начало следующая
Руслан Хестанов
Руслан
ХЕСТАНОВ
Обозреватель отдела "Политика" РЖ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: