|
||
Тема: Обновление партийной системы | / |
Путинская слобода Дата публикации: 29 Декабря 2003 Вокруг города жили слободы: исконные градовцы называли слобожан нахальщиками, ибо слобожане бросали пахотное дело и стремились стать служилами-чиновниками, а в междуцарствие свое - пока им должностей не выходило - занимались чинкой сапог, смолокурством, перепродажей ржаного зерна и прочим незнатным занятием. Но в том была подоплека всей жизни Градова: слобожане наседали и отнимали у градовцев хлебные места в учреждениях, а градовцы обижались и отбивались от деревенских охальников. Андрей Платонов "Город Градов" Свое предновогоднее заседание Говорят, что сегодня сами выборы уже неотделимы от масс-медиа, обслуживающих электоральный процесс. Ведь, по мнению Бодрийяра ( Термин Поэтому не следует поспешно говорить о "националистическом реванше" или, напротив, о "крахе русофобии" и забавным хором воспевать "перемену курса". Все эти "перемены" еще надо увидеть на деле. Что может помешать власти, удовлетворив на словах ваши "самые смелые" ожидания, спокойно забыть об этих обещаниях на все четыре года. Ведь никакого механизма "ответа" (например, в виде отзыва депутата) не предусмотрено. Поэтому основная проблема может быть сформулирована так: как превратить победу социологическую в победу политическую? Иными словами, важно определить содержательные параметры нового патриотического консенсуса. Патриотическим он назван не по имени предвыборного блока "Родина", а скорее по тем задачам, которые призван решить. Иван Александрович Ильин предрекал, что переход от коммунизма примет в России форму национально-либеральной диктатуры. Но наши "демократические транзитологи" перевели заветы Ильина стереотипно - через концепт антинациональной - либеральной диктатуры (или Национальное важно потому, что без История России не раз демонстрировала разные переходные формы при изменении политических институтов. Но наиболее существенными параметрами всегда являлись те ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Ведь внешние изменения затрагивают, прежде всего, формальные институты, например, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь. Однако куда большее значение имеют неформальные институты - это обычаи, которые определяют корпоративное поведение людей и которые проявляют себя в виде традиций или взаимных соглашений. Эти неформальные правила весьма устойчивы. Высокая легитимность власти может быть достигнута только при соответствии формальных институтов неформальным народным чаяниям. Понятно, что эффективность политических институтов прямо зависит от уровня легитимности власти. Институты нелегитимной власти (как и некоторые экономические институты, например, нелегитимная собственность) могут обеспечивать стабильность и устойчивость лишь в краткосрочной перспективе. Но издержки на их поддержание чрезмерно велики, да и стратегически они остаются неэффективными. Поэтому невозможно игнорировать важнейшую особенность политической власти в России, сложившуюся еще в Московском государстве в XVI-XVII вв. - это синкретизм власти. В условиях синкретизма власти произошло подчинение государственным нуждам не только церкви и боярства, но и крестьянской общины, а также включение в "общее тягло" городского и посадского самоуправления. Например, русские города не стали "вольными", а превратились в конечном итоге в административно-тяглые единицы по исполнению "службы государевой". В России на них (как в селе - на общину) было возложено выполнение государственных функций: фискальных, судебных и административных. По мнению Пивоварова и Фурсова, с тех пор в России "появилась Самодержавная Власть, единая и неделимая, качественно однородная и по сути единственная. Причем единственная не только как власть, но и как моносубъект". Это соответствовало такому же глубинному пониманию природы власти в народе. Отсюда и постоянно возникающее ощущение монархического поля, отсюда все эти формулы от "Народной монархии" Солоневича до Важно понимать, что синкретизм власти был закреплен не только формально-правовым образом, но и неформально - в общественном сознании. По этому поводу в России действительно возникло согласие: фигура царя воспринималась как священная и непогрешимая. Однако сам русский царь являлся полновластным самодержцем, а не "полным самодуром". Ограничительная рамка его действий понятна из знаменитой аксаковской формулы: "Народу - сила мнения, Царю - сила власти". Тем самым верховная власть одновременно являлась и объектом, причем весьма чувствительным к народному мнению. Действие этого механизма можно понять на современном примере. Путин является всенародно избранным президентом, чья легитимность не просто поддерживается высочайшим рейтингом. Другое дело, что в стране до сих пор отсутствует инфраструктура для агрегирования и распространения "народного мнения". Как показали выборы, наиболее эффективными (и единственными!) инструментами власти являлись бюрократическая вертикаль и масс-медиа. Существующая сегодня в медиа-среде "фабрика по производству мнений" практически полностью связана с обанкротившимся либеральным крылом. Об этом свидетельствует Сегодня на волне думских выборов во власть пришли "нахальщики" - политическая беднота, не имеющая своих средств политической коммуникации. Даже "Единая Россия" пользовалась для достижения результатов не принадлежащей ей бюрократией и приданными на время масс-медиа. У "новых политических русских" не существует не только СМИ, но даже учебника по политграмоте, способного научить фразе: "Мы не жлобы, жлобы - не мы!" Здесь важно не тиражировать предвыборную тавтологию медиа-партий! Следует планомерно наполнять новым содержанием информобъем, осуществляя замену постперестроечного глоссария на консервативный язык. К этой задаче примыкает решительное обновление "экспертной панели", политической журналистики, да и всей медиа-среды. Тонкий слой либералов с неподобающе огромной машиной по производству мнений не сразу отмирает, он еще будут долго заполнять собой медиа-пространство. Как Ведь еще одно назначение выборов в Думу - это частичное обновление элит, то есть возможность относительно быстрого прихода во власть "других людей" (слобожан или нахальщиков) в лице депутатов и сопровождающих их лиц. Пусть людей, профильтрованных через заметный имущественный ценз или через консенсус "вьездной комиссии", но не прорастающих медленно через исполнительную систему и не деформирующих свое сознание в Отсюда вытекает и вторая задача, поставленная еще Солоневичем в "Народной монархии", - необходимость создания "системы монархических учреждений". Недаром, как Сегодня, после выборов в Думу, мы оказались как никогда близки к исполнению вековой мечты трудящихся: "Советы без коммунистов". Интересно, что, по Владимиру Далю, старинное значение слова "Совет" - это соединение ветвей ("со-вет") или место слияния ветвей на дереве. Таким образом, подводя политические итоги года, следует говорить не о девальвации отдельных ветвей власти (парламент - не место для разговоров, а инструмент власти). Речь идет о неизбежном историческом процессе осознания российской властью себя как моносубъекта. Или, другими словами, о процессе
|
|
|
||