Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обновление партийной системы / Политика / < Вы здесь
Репрезентативная демократия
Компромисс vs. консенсус

Дата публикации:  9 Января 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Исторический подход к политическим системам предполагает, что каждая из них носит на себе отпечаток той специфической проблемы, которую она была призвана решить; иными словами, всякую политическую систему можно считать ответом на необходимость решить некий насущный вопрос. Если мы хотим понять природу какой-либо из ныне существующих политических систем и определить, на что она способна (или неспособна), нам следует выявить - хотя бы предположительно - ту политическую или социальную проблему, на решение которой была изначально нацелена данная система. Это важно потому, что первичный импульс, как это ни странно, в очень большой мере определяет - и будет определять - особенности функционирования, характер реакций и, условно говоря, "политическую психологию" рассматриваемой системы.

Я нисколько не претендую на оригинальность намеченного подхода к анализу политических систем. Однако, как это ни странно, ни один политолог-теоретик (по крайней мере, насколько мне известно) никогда не исследовал природу репрезентативной (представительной) демократии, взяв за исходный пункт вопрос о том, какую политическую проблему она была изначально призвана решить; а ведь без этого нельзя понять, до какой степени характер наших современных демократий все еще определяется этой проблемой.

Вероятно, наличие указанной лакуны объясняется тем, что мы склонны видеть в таких стародавних политических системах, как, скажем, феодализм или абсолютная монархия, причудливые эксперименты тех эпох, которые представляются нам весьма отдаленными и несравненно менее политически зрелыми, чем наша: нам кажется, что все эти системы утратили право на существование, как только - в восемнадцатом-двадцатом столетиях - была изобретена (или заново открыта) демократия, как некое неоспоримое решение всех возможных политических проблем. Нет нужды доказывать, что такой подход является весьма наивным. Ибо если бы европейцы попытались решить вопросы общественной безопасности, вставшие перед ними в девятом-десятом веках, или проблемы, порожденные религиозными гражданскими войнами семнадцатого столетия, при помощи репрезентативной демократии, перечень постигших их бедствий стал бы от этого не короче, а длиннее (вероятнее всего, он увеличился бы до катастрофических размеров).

Конфликт, обострившийся в семнадцатом веке, носил такой характер, что в ответ на него едва не сформировалось государство как институция, абсолютно не зависящая от общества. Потребность в возвышающемся "над схваткой" независимом арбитре была настолько велика, что даже если государство и вставало на сторону одной из противоборствующих религиозных сторон, этот факт не в силах был подорвать веру в отстраненность верховной власти от общества. Даже в тех случаях, когда государство на практике отождествляло себя с одной из враждующих религиозных сторон (вследствие чего его союзники занимали в стране привилегированное положение), оно все же не опускалось до уровня этой стороны; поэтому, каким бы ни был исход конфликта, государство - как независимая и автономная политическая целостность - в любом случае только выигрывало. Это обстоятельство объясняет сразу две вещи: почему конечным результатом противоборства почти неизбежно должно было явиться создание абсолютной монархии и почему различие между гражданским обществом, с одной стороны, и государством, которое последовательно освобождало себя от гражданского общества, с другой, постепенно стало казаться самой сутью дела. Один из главных парадоксов политической истории Запада в том и состоит, что абсолютная монархия и система, основанная на различии между государством и гражданским обществом, имеют общее происхождение и подчиняются одной и той же политической логике, так что есть все основания утверждать, что мы никогда не имели бы последней ("преддемократии") без первой (монархии). Уже по одной этой причине нам следовало бы относиться к абсолютной монархии хотя бы немного снисходительнее, чем мы склонны это делать.

Как бы то ни было, конфликт, определявший ситуацию после 1815 года, отличался от конфликта семнадцатого века тем, что государство не могло больше выступать в роли нейтрального арбитра, стоящего над противоборствующими сторонами. Ибо государство само стало главным трофеем, на который мог рассчитывать победитель. Революционеры, либералы, консерваторы, бонапартисты - словом, все, кого ни возьми, - вели теперь борьбу за контроль над государством, и это была проблема, которая, что совершенно очевидно, не могла быть решена самим государством. Европа столкнулась с политической проблемой, в остроте и чрезвычайной жизненной важности которой никто не сомневался; но это была проблема, не поддававшаяся решению при помощи имевшихся в наличии политических механизмов. Таким образом, проблема представлялась неразрешимой. Одно из логически возможных решений состояло в том, чтобы позволить трещине, которая разделила общество на две части, перейти также и на уровень государства; но разделенное государство могло только ускорить начало назревавшей гражданской войны (и уж никак не могло ее предотвратить). Если бы был реализован этот сценарий, ситуация сделалась бы действительно похожей на ту, которая сложилась перед началом религиозных войн два столетия назад, - с той только разницей, что разделенное государство уже не смогло бы сыграть роль deus ex machina1 и снова, как прежде, вытянуть общество из политической трясины. Альтернативная возможность заключалась в том, чтобы примириться со сдачей государства под контроль одной из враждующих партий, - но что могло при таком решении гарантировать другим партиям, что с их интересами будут в должной мере считаться? Все те (довольно значительные) силы, которые накопило государство в период своей абсолютистской юности, могли в таком случае быть использованы той партией, которой удалось бы завладеть им, против ее врагов. Неизбежным результатом такой стратегии тоже могла явиться только гражданская война. Короче говоря, политическая проблема, вставшая перед европейцами в эпоху Реставрации, была проблемой нахождения квадратуры политического круга.

Изобретенная в это время парламентская репрезентативная демократия как раз и явилась такой находкой: только эта политическая система оказалась способной предотвратить погружение Европы в кошмарную череду новых битв, революций и идеологических войн. Сердцевину этого решения составила так называемая политика juste milieu2, которую мы обычно ассоциируем исключительно с именем Гизо, но которая фактически концентрирует в себе основные особенности политической ментальности постнаполеоновской Западной Европы. Политики того времени уже осознавали, что было бы непрактично бороться за консенсус; пропасть между двумя враждующими идеологиями была оценена ими (совершенно правильно) как слишком широкая и глубокая, чтобы надеяться на успех. Более серьезные размышления потребовались от них для того, чтобы понять, что реальный политический вызов времени состоял не в том, чтобы добиться консенсуса; вместо этого необходимо было вывести квадратуру политического круга, то есть предпринять действия, которые, с одной стороны, обеспечили бы предотвращение гражданской войны, а с другой - не посеяли бы семена новой череды войн.

Решение лежало в плоскости компромисса, а не в плоскости консенсуса. Политическая логика компромисса требует сотрудничества (реального, на уровне поведения), в отличие от соглашения (идеологического по своей природе), а смысл задачи в том и состоял, чтобы - в условиях, когда люди исповедовали радикально различные взгляды и были преисполнены решимости добиться их осуществления, - перенести центр тяжести с идеологии на поведение.

Неоценимый выигрыш от выбора принципа компромисса состоял в том, что люди могли теперь чувствовать себя (более или менее) в безопасности под одной политической крышей с оппонентами, которые всего несколько лет назад с удовольствием засадили бы их за решетку или отправили на гильотину. Репрезентативная демократия проявила себя как политическая система, наилучшим образом приспособленная для достижения компромисса, и многочисленные революции, прокатившиеся в девятнадцатом веке по континентальной Европе, только упрочили волю ответственных государственных деятелей к компромиссу: все здравомыслящие люди убедились в том, что компромисс и репрезентативная демократия являются единственными средствами, дающими возможность избежать сползания к перманентной гражданской войне.

Для нас, наследников политики juste milieu, этот вывод, сделанный на основе великого достижения начала ХIХ века, звучит как трюизм. Однако необходимо иметь в виду, что идея компромисса по вопросу о базовых политических принципах первоначально воспринималась как почти столь же революционная, как сама революция 1789 года. Ведь фактически компромисс означал принятие идеи принципиальной непринципиальности поколением, которое всего пару лет назад без малейшего колебания пошло бы на смерть и на убийства ради этих самых принципов. Алексис де Токвиль, например, так никогда и не смирился с этой, на его взгляд, извращенной и достойной всяческого презрения политикой (факт, не имеющий сущностной связи с консерватизмом Токвиля, ибо подобную позицию занимали и мыслители левой ориентации - такие как Альфонс де Ламартин). Презрение Токвиля и Ламартина к политике juste milieu и к Июльской монархии (это чувство нашло самое совершенное воплощение в Жюльене Сореле, герое "Красного и черного" Стендаля) ярко демонстрирует, как трудно было европейцам, жившим двести лет назад, приспособиться к политической системе, при которой с самыми основополагающими, возвышенными и дорогими сердцу принципами обращались так, словно речь шла о торговле на предмет стоимости дома или мешка картошки.

На помощь пришло чувство историзма. Именно оно послужило основой для реализации тех потенциальных преимуществ, которых ожидали от политики juste milieu, - по двум фундаментальным причинам. Во-первых, политики, исповедовавшие juste milieu, понимали, что идеологии, которые они пытались принудить к мирному сосуществованию при помощи компромисса, были продуктами революционного и предреволюционного прошлого Европы: трезвое осознание этих исторических реалий было поэтому главным условием успеха всего задуманного ими предприятия. Настоящее и будущее нации могло быть построено только на фундаменте историзма, и поэтому каждый серьезный политик того времени должен был стать также и историком. Во-вторых, существовало и методологическое сходство между политикой juste milieu и тем, как пишут историю. Воля к компромиссу требует способности трансцендировать текущую политическую борьбу (предполагающей умение увидеть себя со стороны) и воли к соблюдению адекватной меры непричастности. В этом смысле не будет большим преувеличением сказать, что в эпоху Реставрации политики стали историками, а историки применили политику juste milieu к своему роду деятельности. Поэтому неудивительно, что политики, приверженные принципу juste milieu (такие, как Руайе-Коллар, Ремиза, Барант, Тьер, Гизо или Констан, если ограничиться Францией), часто являлись и блестящими историками; нас не должно удивлять и то, что историки, в свою очередь, не испытывали особых затруднений, выступая по вопросам текущей политики; благодаря этому политические дебаты отличались в то время глубиной и проникновенностью, которые, к сожалению, исчезли из политической жизни нашего времени. Мы смирились с ситуацией, при которой политические дебаты ведутся на уровне, не предполагающем сколько-нибудь широкого кругозора; обсуждаемые решения ориентированы ныне не на масштабное видение перспектив, а на бюрократическую технологию.

Мы привыкли рассматривать нашу демократию как продукт Просвещения, и для этого есть серьезные основания. Но чему Просвещение не могло нас научить и чему мы обязаны политическому романтизму - то есть эпохе Реставрации и политике juste milieu, - так это способности достигать хоть какого-то (пускай очень зыбкого) мирного сосуществования в обществе, где взгляды разных слоев населения на политические принципы радикально различны, и даже использовать это разделение на благо всем сторонам (партиям). Именно политический романтизм приучил нас к благословенной принципиальной непринципиальности, которая столь необходима для репрезентативной демократии в целом: ведь это она дала возможность странам западноевропейского континента избежать затяжных конфликтов между принципиальными сторонниками революции и столь же принципиальными приверженцами старого режима. Через несколько десятилетий, когда наметилось не менее опасное столкновение между капиталом и трудом, ментальность juste milieu снова позволила народам Западной Европы пережить этот потенциально губительный конфликт. Ничто не может послужить более убедительным доказательством беспрецедентной способности репрезентативной демократии решать проблемы, кажущиеся неразрешимыми.

***

Перед лицом проблем нового типа, которые пришли на смену угрозе гражданской войны и выдвинулись на первые позиции в нынешней повестке дня (это как раз те проблемы, которые репрезентативная демократия, так сказать, ввела в обиход), главную опасность представляют для нас сегодня три искушения: установление прямой демократии, перекладывание ответственности за принятие решений на экспертов (будь то специалисты, делегированные от корпораций или от бюрократии) и погоня за консенсусом. Каждое из этих искушений чревато (для тех, кто не устоит перед ними) тяжелыми последствиями. Поэтому я предлагаю двигаться в противоположном направлении: мы должны сделать нашу репрезентативную демократию еще более репрезентативной. А это значит, что наши представители в законодательном собрании должны стать менее чуткими к каждодневным требованиям своих избирателей и более восприимчивыми ко всей картине в целом - с тем, чтобы увеличить спектр возможностей для проявления политического артистизма, то есть оставить больше пространства для творческого компромисса. Давайте выбирать депутатов, менее похожих на нас самих, более внимательных к композиции и форме (к творческой организационной комбинаторике), - вместо того чтобы отдавать свои голоса тем, кто морочит нам голову, обещая неизменно занимать твердую позицию и одерживать победу за победой. Репрезентативная система правления - это не упражнения в поисках или утверждении истины; скорее, это практика принципиальной непринципиальности, работа по выявлению возможностей достижения согласия и по организации "истин". То есть по включению их в такие "политические композиции", которые казались прежде немыслимыми.

Примечания:


Вернуться1
deus ex machina (лат.) - бог из машины.


Вернуться2
juste milieu (фр.) - золотая середина.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Обновление партийной системы' (архив дискуссии):
Руслан Хестанов, Победят Деньги /03.12/
Думские выборы в зеркале зарубежной прессы. Теперь в Дубае, как и в Нью-Йорке, очевидно, что результат российских выборов предрешен большими деньгами и политической рекламой, что в выигрыше окажется прежде всего коалиция Кремля и большого бизнеса.
Михаил Фишман, Государство взаимной лжи /04.12/
Что является предметом наступивших выборов? Собственность? Нет. Смена элит? Нет. Их предмет - ключевые национальные фобии. Шизофрения, собственно, состоит в том, что тотальное неверие в государство, в его институты и чиновников сочетается с глубоким патернализмом. Организация быта и вся ответственность переложены на нелюбимую власть.
Андрей Н. Окара, Сто лет одиночества Путина /04.12/
Юрий Солозобов, Домашний кинотеатр /05.12/
Политическая система "5+1". Видимо, медиа-партиям следует выпускать свои пока обязательные программы прямо в виде мультиков или комиксов.
Олег Вите, Итоги четырехлетия /05.12/
Первые ростки возрождения. Произошла трансформация политических партий, исчезновение "антисистемных" партий, что равносильно легитимации сложившегося вектора развития России. О чем теперь говорят коммунисты? Например, в связи с Ираком - подсчитывают потери на рынке вооружений.
Предыдущие публикации:
Юрий Солозобов, Путинская слобода /29.12/
По следам заседания Консервативного пресс-клуба. Не следует поспешно говорить о "националистическом реванше" и забавным хором воспевать "перемену курса". Пока у нас на руках лишь результаты соцопроса, пусть и завизированные ЦИКом. Поэтому основная проблема ясна: как превратить социологическую победу в политическую?
Виталий Аверьянов, От Думы к Собору /29.12/
Политологическая фантастика ближнего действия. Постсоветский (он же постмодерный) период заканчивается, наступает время новейшей русской истории, идеологический пароль эпохи уже известен: комплексный неофундаментализм.
Руслан Хестанов, Экономическое чудо года /26.12/
Специалисты утверждают, что именно Индии удалось раскрыть секрет "органического", устойчивого и самостоятельного роста. Китайская модель выглядит чрезмерно зависимой от прямых иностранных инвестиций. К тому же она менее привлекательна, поскольку предполагает авторитарный политический проект.
Татьяна Базжина, Брызги фонтана /25.12/
Третьего за полгода ректора нашел себе РГГУ - на этот раз историка-экономиста В.В. Минаева. Теперь за РГГУ можно быть спокойным - ректор на месте, оперативное управление протечками и пожарами он будет осуществлять вовремя, политическая составляющая тоже в норме.
Григорий Остерман, Новые либералы vs. новые консерваторы - попытка диалога /25.12/
По следам заседания "новой Думы". Прямо в день заседания президент заявил, что хотел бы видеть в парламенте две основные силы, точно соответствующие коллективным участникам мероприятия - право-либеральную и лево-консервативную. Таким образом, провозглашенная Путиным двухпартийность в "теневой" Думе уже реализована.


предыдущая в начало следующая
Фрэнк Р. Анкерсмит
Фрэнк Р.
АНКЕРСМИТ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: