Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Прямая демократия / Политика / < Вы здесь
Время честной политики
Дата публикации:  31 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Россия состоит из трех частей. Снизу течет нефть, сверху летят сигналы телевизионных передатчиков. Между тем и этим идет снег (и рота мирных жителей, как шутили до либеральной революции). Рота мирных жителей идет не просто так, а голосовать за Президента.

Президент, в свою очередь, состоит из двух телеканалов и тридцати долларов за баррель. Раз в год мирным жителям дозволяется звонить на любой из двух телеканалов, дабы пообщаться с Президентом. Возмущаться тем, как несправедливо распределяются сверхприбыли от тридцати долларов за баррель, дозволяется ежедневно. Что, разумеется, не исключает возможности посетовать на это и в прямом эфире, во время ежегодного телефонного разговора с президентом.

Об этом знает политическая элита, живущая, по преимуществу, в Москве. Заключенная в кавычки модных ресторанов, в круглые скобки Садового кольца, элита Президента любит, но опасается. Дело в том, что эта элита (а другой нет) постарше Президента будет. Она, конечно, не забыла времена, когда президент (не путать с Президентом!) существовал исключительно по ее, элиты, милости, и если даже забывал об этом на секунду, то ему напоминали со всей возможной жесткостью, с телеэкрана или даже отворивши ногой дверь в уютный кремлевский кабинет.

Как-то незаметно ситуация изменилась на прямо противоположную. Теперь элита существует исключительно по милости Президента, а если кто забудет, тому напомнят неприметные, по причине черных масок на лицах, люди.

Такая ситуация элите не особенно нравится. Но, пожимая укрытыми под броню итальянских пиджаков плечами, говорят ее представители - тридцать долларов за баррель и два телеканала... Вот если бы двадцать, а лучше, конечно, девять, хотя нет, девять - это уже на грани рентабельности. Если бы один телеканал... Ну, хотя бы половину... Мы б ему... Он бы у нас... А так...

А так Президент превращается во всеобщий политический ресурс. А политика - в оказание ему поддержки с разных сторон. Поскольку предсказать, в какую сторону Президента качнет, затруднительно, очереди из поддерживающих выстраиваются как справа, так и слева, хотя больше всего поддерживающих, естественно, толпится по центру. Так надежнее - успеешь перебежать в нужную сторону, а при случае даже и отойти, если совсем уж падать начнет.

Озадаченная рота мирных жителей начинает теряться - она не понимает, зачем Президенту столько поддержки. Ведь в роте этой даже командиры не всегда догадываются о значении тридцати долларов за баррель и судят о происходящем исключительно по двум телеканалам, что ясности вопросу не добавляет. И в целом это добавляет голосов той группе поддерживающих Президента, которая обширней и чиновней. Прочие верят в свою звезду и все равно гарантируют разностороннюю поддержку.

И тут случается чудо.

То ли Президент вспомнил, как был одним из роты мирных жителей и ездил на "Запорожце". То ли повар кремлевский стал в стряпню класть слишком много специй. Но Президент устал изъясняться намеками и без обиняков объявил, чей он политический ресурс. И откуда ему, следовательно, нужна поддержка.

Мирные жители мотают на ус, а не успевшие занять очередь в центре озадаченно обводят взглядом заснеженную Россию. Они еще не верят в то, что произошло. Как же так Президент мог с ними поступить? Ведь они же могут обидеться и перестать оказывать поддержку справа и сзади, и что тогда?! Ах да, два телеканала и тридцать долларов за баррель, гори они синим пламенем.

А сзади напирают подэлитовики, которые устали ждать своей очереди, и думают, что Президент просто освободил место, просто лица поддерживавших не с стой стороны ему примелькались.

А на самом деле просто наступило время честной политики. Хотел того Президент или нет, однако сам объявил о его начале, разобравшись с направлением поддержки.

Происшедшее означает, что ситуация, в которой мудрый представитель политической элиты предается рассуждениям вроде следующего: "Да, конечно, Президент скверно себя повел с господином Х ("Икс", а не "Ха", как многие подумали), но ведь если сказать об этом смело и открыто в курилке Государственной Думы, нашему выдающемуся Игрек не позволят в ночном эфире "Вестей" рассказать мирным жителям о том, сколь замечательный закон о статусе детских садов мы примем им на радость в следующем году, если только они за нас проголосуют", - еще возможна, но уже бессмысленна. По ночам мирные жители спят или предаются разврату, выяснив в прайм-тайм, кто, кого и с какой стороны должен теперь поддерживать.

Потому что поддержка со всех сторон - это обман или бессмыслица. Политическая честность в том, чтобы признать - если поддержка требуется только с одной стороны, с других возможно исключительно противостояние. Честность в том, чтобы противостоять, ясно представляя себе перспективы борьбы с двумя телеканалами и тридцатью долларами за баррель, а не репетировать перед зеркалом, как бы это при случае поизящней прогнуться.

Именно об этом и скажет нам, мирным жителям, Президент во время своего новогоднего поздравления, кутаясь в зябкое пальтецо под припорошенными телегеничным снежком кремлевскими елочками. Какие бы слова ни придумали для краткого его выступления спичрайтеры. Остается надеяться (нам, не ему), что найдутся люди, которые поймут эту речь правильно, причем не только за Темзой, но и здесь. В кавычках модных ресторанов и в круглых скобках Садового кольца.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи дискуссии 'Прямая демократия' (архив дискуссии):
Перекрестный допрос /18.12/
Свои вопросы "о главном" Президенту РФ озвучивают не только "простые граждане", но и эксперты: Иосиф Дискин, Марк Урнов, Сергей Марков, Модест Колеров, Вячеслав Глазычев, Виталий Найшуль, Валерий Фадеев и др.
Юрий Солозобов, Телефонная монархия /18.12/
Вопрос не в том, каковы потребности "новых" партий, а в том, какие новые структуры могут возникнуть вместо партий для выполнения функции связи между властью и народом. Может быть, постоянно действующий телефонный центр заменит весь этот карнавал?
Дмитрий Шушарин, Стихийный либерализм vs новейший монархизм /18.12/
Четыре года путинского президентства - это время благополучного и плодотворного невмешательства в жизнь страны.
Путин без посредников /19.12/
"Дискурс власти" интерпретируют Модест Колеров, Марат Гельман, Александр Дугин, Андрей Быстрицкий, Ирина Самахова, Александр Люсый.
Сергей Земляной, Путин одобрил свой народ /19.12/
В России учреждается плебисцитарная демократия. Президент санкционировал существование народа, который обеспечивает ему его рейтинг, являющийся таким же национальным достоянием России, как девственность Жанны д'Арк являлась достоянием Франции.
Предыдущие публикации:
Юрий Солозобов, Путинская слобода /29.12/
По следам заседания Консервативного пресс-клуба. Не следует поспешно говорить о "националистическом реванше" и забавным хором воспевать "перемену курса". Пока у нас на руках лишь результаты соцопроса, пусть и завизированные ЦИКом. Поэтому основная проблема ясна: как превратить социологическую победу в политическую?
Виталий Аверьянов, От Думы к Собору /29.12/
Политологическая фантастика ближнего действия. Постсоветский (он же постмодерный) период заканчивается, наступает время новейшей русской истории, идеологический пароль эпохи уже известен: комплексный неофундаментализм.
Руслан Хестанов, Экономическое чудо года /26.12/
Специалисты утверждают, что именно Индии удалось раскрыть секрет "органического", устойчивого и самостоятельного роста. Китайская модель выглядит чрезмерно зависимой от прямых иностранных инвестиций. К тому же она менее привлекательна, поскольку предполагает авторитарный политический проект.
Татьяна Базжина, Брызги фонтана /25.12/
Третьего за полгода ректора нашел себе РГГУ - на этот раз историка-экономиста В.В. Минаева. Теперь за РГГУ можно быть спокойным - ректор на месте, оперативное управление протечками и пожарами он будет осуществлять вовремя, политическая составляющая тоже в норме.
Григорий Остерман, Новые либералы vs. новые консерваторы - попытка диалога /25.12/
По следам заседания "новой Думы". Прямо в день заседания президент заявил, что хотел бы видеть в парламенте две основные силы, точно соответствующие коллективным участникам мероприятия - право-либеральную и лево-консервативную. Таким образом, провозглашенная Путиным двухпартийность в "теневой" Думе уже реализована.


предыдущая в начало следующая
Иван Давыдов
Иван
ДАВЫДОВ
Редактор альманаха "Культовые места"
ivand@inbox.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: