|
||
/ |
Доска почета Дата публикации: 12 Января 2004 Опрос общественного мнения, заказанный ВЦИОМу газетой "Коммерсант", выявил из всего многомиллионного "населения" только 169 представителей элитной породы россиян. Поскольку определение "лучших людей нашего района" производится в третий раз, персонажи на всероссийской "доске почета" уже успели устояться. Если VIP-парад-2002 (Газета "КоммерсантЪ-Daily" номер 234 от 27-12-2002) отличался от Дело не только в различных трактовках самого термина "элита". Как уже Веселая предновогодняя игра В то же время ситуация в обществе характеризуется как продолжающийся кризис или В этом случае предметы и персонажи, отвечающие такому влечению к удовольствию в наиболее полной мере, рассматриваются как нечто ценное или как то, к чему следует стремиться. Вот почему опрос предпочтений массового общества неизбежно превращается в "VIP-парад" массовой культуры. И призыв дать голос простому человеку (das Man) в массовом обществе означает прислушаться к голосу массовой культуры. Недаром в аналогичном западном "параде идолов" политики окончательно потерялись среди шоуменов, а "звезд зарубежной эстрады" потеснили рисованные персонажи мультиков и комиксов. Когда Безусловным лидером всех "VIP-парадов" является Владимир Путин. Очевидно, что массовое сознание отождествляет государство с самим главой государства, так же как "рыночные отношения" в начале реформ вполне безобидно соотносились с обычным рынком. Помимо первых лиц государства, список "элиты" возглавляют лидеры наших Показатель рейтинга почти напрямую зависит от телевизионного цитирования на предвыборном экране или в окаменевшем новостном шаблоне: "Путин-Путин-Грызлов-Шойгу-Матвиенко-Спорт-Погода". Так, из 23 федеральных министров народ знает лишь "великолепную семерку", не считая премьера. Даже министр иностранных дел, которому по протоколу положено мелькать наравне с премьером, уступил не только активно "пиарящимся" руководителям МЧС, МВД и МО. Его потеснил не пропускающий ни одного телешоу министр труда, напоминающий своими ужимками на экране, что все-таки наступил год Обезьяны. Из глав 89 регионов в поминальник были записаны всего семнадцать, причем не всегда из регионов-доноров. Но не следует делить нашу "элиту" на две группы - "служак" (чиновников) и "выскочек" (выходцев из других классов). Ведь остальные полезные члены общества были восстановлены массовым сознанием в полном соответствии с принципом справедливости или правилом отбора Ноя - всякой твари по паре. Еще в "VIP-параде-2002" ученые (Алферов), силачи (Карелин), писатели (Солженицин и Сорокин) и художники (Глазунов) воссоздавали весь срез общества, понимаемый как своеобразный двор феодала (при котором, как известно, держали, попарно, бесполезно-экзотических персонажей). Но сегодня "мастеров слова" сменяют "телевизионные деятели искусств". Недаром более половины "сливок общества" составляют лица, так или иначе связанные с магическим экраном, а добрая треть "элиты" - это категория медиа-жрецов, или телеведущие. Сегодня только электронные СМИ создают как массам, так их элитной выжимке наглядный "эффект присутствия". Ту иллюзию "очевидности", при которой смысл сообщения становится понятен из самого факта демонстрации. Происходящее на экране объясняется изобразительными, но не вербальными средствами. Здесь понимание достигается без разъясняющих слов, а путем непосредственного переживания или наслаждения от воспринимаемого видоряда. Таким примером могут служить движущиеся картинки, продемонстрировавшие миру "живого Саддама", почти вменяемого и почти настоящего. Представитель Ватикана так прокомментировал процедуру телеосмотра ветхозаветного старца: "Они обращаются с ним как со скотом!" Действительно, военный ветеринар без всяких церемоний крутил голову существа, днем с огнем заглядывал ему в пасть, что-то пристально рассматривал в волосяном покрове над ушами. От повтора к повтору до телезрителя доходило, что фельдшер с протестантской настойчивостью искал клыки и рога у "врага рода человеческого"! Не хватало только крупных планов с осмотром хвостовой части пустынного существа или демонстрации раздвоенных копыт. Эта наивная с виду медиа-политика имеет свое обоснование. Ведь для массового сознания, пребывающего в мифе, именно телевидение является сегодня поставщиком архетипов. Масскульт никого ничему не учит, а экран лишь рисует миры, которые должны быть прожиты по принципу сопереживания: "я и есть герой сериала". Поэтому "поп-элита" - певцы, спортсмены, дикторы - выступают не только как недосягаемые образцы, но как носители архетипических жестов. Известно, что один из принципов мифа состоит в воссоздании по части целого, здесь жест выступает символом, воплощающим архетип. Поэтому приобщение к заветной части здесь становится для массы пребыванием в недосягаемом целом. Поскольку мир воспринимается элитой и массой в соответствии с принципом наглядности, само государство, как структура, превращается в список лиц, олицетворяющих власть. Отсюда навязчивое стремление расставить все по местам, вот почему рейтинги стали так популярны, стали новой "священной коровой" в СМИ. "VIP-парад" газеты "Коммерсант", исполненный как подражание репутационному анализу элит, - это не просто остроумная выдумка или ярмарка тщеславия, а скорее средство манипуляции "поп-элитой". Восстановленный массовым сознанием медиа-образ власти не только не соответствует реальной картине, он в принципе не соотносится с ней, поскольку призван образовывать одну из масок власти. Когда институты государства приватизируются кланами или корпоративными структурами, то "власть" государства растворяется в практически Да и традиционный экономический капитал представлен в рейтинге элит более чем скромно. Видимо сформировавшаяся буржуазия еще долгое время будет обречена существовать как "класс в себе", а не "класс для себя". Ее представители еще (или уже!) не видят нужды объединяться даже для защиты корпоративных интересов, не говоря уже о прямом участии в политике. К ним в полной мере могут быть отнесены слова Маркса, обращенные к "парцельным крестьянам": "Они ...неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени... Они не могут представлять себя, их должны представлять другие". Вот это добровольное медиа-представительство "другими" создает весьма опасную ситуацию для основных игроков власти, какими являются бюрократия и бизнес. Поскольку эти субъекты, не говоря уже о политических объединениях, вынуждены пользоваться услугами "говорящих голов" и нанятыми на время СМИ. Ведь ни одна из сторон в полной мере не контролирует процесс "производства образов". Поход в губернаторы Алтайского края юмориста Михаила Евдокимова "с красным лицом" лишь маркирует начало прямого участия сетевых структур масс-медиа в кадровой революции. Если говорить о реальной политической элите, то она, разумеется, не ограничивается приведенным газетой списком или даже арифметической суммой лиц, принимающих решения. Ведь элита должна быть объединена глубинным сходством ценностных установок и норм поведения. Как справедливо замечал Р.Арон, "если группы внутри элиты не только различны, но и не едины, то это означает конец государства". Какими бы ни были значительными расхождения между различными представителями элиты, должна существует общая для всех неприкосновенная рамка, посягать на которую не позволено никому, - это Государство. Худо дело, когда такой неприкосновенной рамкой становится лишь рамка телевизионного экрана. Примечания:
|
|
|
||