Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20040202.html

Системный кризис и белая булочка
Максим Орлов

Дата публикации:  2 Февраля 2004

овый российский порядок" Владимира Путина сталкивается с колоссальными системными проблемами. Если в краткосрочный предвыборный цикл государственная машина может с ювелирной точностью пилотироваться за счет ресурсов центрального государственного телевидения и высоких цен на нефть, то в долгосрочной перспективе неминуемое увеличение числа факторов риска грозит превратить новый срок правления Путина в тихий ужас.

Высокие цены на нефть, как ни странно, весьма противоречивый фактор стабильности режима, так как приток нефтедолларов в страну резко укрепляет рубль, который не пользуется у подавляющего большинства населения доверием, как не пользуется доверием все, что зависит от власти чиновников. Кроме того, укрепление рубля невыгодно российскому производящему сектору, так как оно существенно удорожает продукцию, становящуюся вследствие этого неконкурентоспособной.

Недовольство населения падением доллара и недовольство производителей потерями в бизнесе - факторы массовые, которые интуитивно осознаются людьми вне зависимости от благостной картинки в телевизоре. Более того, уже сейчас новый порядок своей монополией на телевидение породил в обществе систему двоемыслия. Колебания доллара и факторы принятия решений "менять или не менять" находятся в поле стихийных слухов. Важнейший фактор риска практически не подконтролен системе, утратившей гибкость. Выхолащивание оппозиции из медиапространства уничтожило и экспертов, способных вызвать доверие аудитории или инициировать в массовом сознании разновекторные информационные тренды.

Другим фактором риска является демографическая яма. Не секрет, что демографическая ситуация в стране ухудшается, и для ее исправления нужны эффективные социальные реформы. Тем не менее очевидный курс "питерского Кремля" на "реставрацию СССР без социализма" вряд ли подходит для решения проблемы. Некоторые чиновники, непосредственно сталкивающиеся с демографическим кризисом, склонны задумываться над тем, что нефтяные деньги не вечны и не смогут всегда затыкать дыры в бюджете. Например, 30 января глава Пенсионного фонда России Михаил Зурабов, комментируя результаты начавшейся пенсионной реформы, заявил, что возраст выхода на пенсию может быть повышен на восемь лет. Такое решение демографической проблемы вполне вписывается в образ действий нового порядка. Власть становится способной только к командно-административной политике.

Повышение пенсионного возраста на восемь лет возвращает социальный статус пожилых людей к дремучим послевоенным годам. Сложно даже представить себе степень возмущения населения. Подобный шаг не удастся нивелировать никакому информационному каналу. Найти же иное решение нынешний порядок не сможет из-за отсутствия необходимой демократической или гражданской опоры в стране. Да и интеллектуальные ресурсы правящего чиновничества ограничены вопросами экономического передела итогов предыдущего экономического передела. Президент Ельцин, в арсенале которого не было нефтяных денег, для решения бюджетных и пенсионных задач прибегал к активным заимствованиям за рубежом, полагая, что следующие поколения с долгами как-нибудь разберутся. Если нынешняя власть повторит этот путь, это будет ее идеологический и политический крах.

Неутешительным сигналом последнего времени является ситуация с нехваткой зерна. Правительство РФ приняло постановление о начале товарных интервенций на зерновом рынке со второй декады февраля, реагируя на недовольство президента фактором роста цен на хлеб. По словам вице-премьера Гордеева, с 15 января вступило в действие принятое в декабре постановление правительства об ограничении экспорта на продажу зерна, прежде всего пшеницы и ржи. Заметим, что рост цен на хлеб чаще всего становится локомотивом общего роста цен в стране, которые и так растут из-за падения курса доллара. Между тем известно, что причиной кризиса стала благоприятная конъюнктура рынка за рубежом. Поставщики зерна, повинуясь законам бизнеса, продали хлеб за границу. Ситуация осложнена тем, что региональные администрации напрямую участвуют в зерновом бизнесе и находятся полностью на стороне зерноторговцев. Налицо пример кризиса, который власть должна решить - решить для себя таким образом, чтобы слова теледиктора не возбуждали раздражения у зрителя.

Впрочем, сам по себе хлеб, несмотря на всю важность этого продукта, является частным случаем. Показательно то, что мы имеем дело с прототипом грядущих конфликтов, которые неминуемо возникнут между существующим в стране капитализмом и народом, одурманенным реставрационными идеями. Пытаясь воссоздать подобие Советского Союза, но с капиталистической начинкой, власти все время придется выбирать между капиталом и народом или гасить недовольство за счет собственных резервов, как это пытается делать нынешнее правительство. В случае с зерновым кризисом кое-какие резервы нашлись, но найдутся ли резервы в других случаях? Вопрос из серии не требующих ответа.