Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20040205-momo.html

Мораторий на рты
"Заговор молчания" не спасает "Родину" от раскола

Максим Момот

Дата публикации:  4 Февраля 2004

"Мы приняли решение - наложить мораторий на рты. И посоветовали всем членам блока и фракции не совершать действий и делать заявлений, дискредитирующих наших избирателей. Этот мораторий бессрочен.", - заявил в Думе Дмитрий Рогозин.

Это не просто слова. Комментарий, который дали РЖ в пресс-службе Сергея Глазьева, не оставляет сомнений в существовании такого моратория. Нелли Орлова, пресс-секретарь Сергея Юрьевича, смогла сообщить лишь следующее по наиболее обсуждаемому предвыборному конфликту последних дней.

Во-первых, никакого раскола в "Родине" не было и нет. Во-вторых, что касается кандидата в президенты от блока, то Сергей Глазьев будет им в случае отказа в регистрации господину Геращенко. Что произойдет, если Геращенко все же зарегистрируют, нам пояснить отказались. В-третьих, планируется создание единой партии, в которую сможет вступить каждый человек. Вопрос о том, кто же встанет во главе этой партии, также остался без ответа. "Единственное, что я могу вам сказать, это то, что Сергея Глазьева избрали главой общероссийской общественной организации "Народно-патриотический союз "Родина", -заявила госпожа Орлова. Ну и, конечно, организация эта настроена на победу.

По всей видимости, ситуация в "Родине" действительно напряженная, если к порядку лидеры фракции вынуждены призывать публично и комментариев своей пресс-службе рекомендуют не давать. Как сказал в интервью РЖ Анатолий Голов, директор Института социальной политики, в основе конфликта лежат амбиции руководителей блока. "Когда идет борьба против - легко объединяться, - поясняет он, - Глазьев - экономист, Рогозин - политикан националистического типа. У Глазьева, при всем его популизме, экономика строится на логике. Рано или поздно должен был произойти конфликт".

Фигура Виктора Геращенко на этом фоне выглядела бы компромиссом. Анатолий Голов, однако, считает его шансы стать официальным кандидатом нулевыми - Верховный суд не пропустит. "Глазьев все правильно рассчитал в этом плане, - полагает эксперт, - он учел реакцию власти. Многие удивились, почему Глазьев пошел на выборы как независимый кандидат, а не по легкому пути в качестве выдвиженца блока". Выдвижение Геращенко, этого, по мнению Анатолия Голова, "политического трупа, обремененного дефолтом", дало Глазьеву возможность обойти Дмитрия Рогозина.

Трения внутри "Родины" вскоре могут оказаться в центре внимания Кремля, если этого уже не произошло. Эксперты отмечают, что блок Глазьева - Рогозина создавался искусственно для решения конкретной задачи на парламентских выборах. Однако теперь он, похоже, начинает жить собственной жизнью. Конечно, раскол "Родины" кремлевским стратегам необходим. Но не всякий раскол, а только такой, в результате которого власть в блоке не перейдет в руки сильного лидера. На сегодняшний день таким лидером является Сергей Глазьев.

Как отметил в комментарии нашему изданию Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий, выдвижение Глазьева на президентских выборах не входило в условия соглашения, достигнутого "Родиной" и Кремлем накануне думских выборов. Напротив, кандидатура Геращенко вполне ему удовлетворяла. Ведь серьезной угрозы для партии власти он не представляет ни сегодня, ни в 2008 году. Нужно учесть и возраст. Народ успел привыкнуть к подтянутому и молодцеватому главе государства. Глазьев же в случае удачного выступления в этом году может усложнить для Кремля решение "проблемы 2008".

Что касается Рогозина, то его кандидатура и вовсе была непроходной все по тому же предвыборному соглашению власти и "Родины" Таким образом, по мнению Бориса Макаренко, выдвижение Геращенко было для Глазьева вариантом обхода не Рогозина, а соглашения с Кремлем.

Никакого злого умысла ни в действиях Центризбиркома, затянувшего проверку подписей Глазьева, ни в нерасторопности Верховного суда, отложившего решение вопроса о регистрации Геращенко, Борис Макаренко не видит. Излишней спешкой эти инстанции не отличаются в принципе.

Итак, перед нами пример внутреннего конфликта, осложняемого внешним давлением. Личные амбиции двух лидеров объективно раскалывают блок. При этом линии разлома в значительной степени зависят от воли Кремля, желающего использовать борьбу лидеров для конструирования приемлемой для себя оппозиции. Такой оппозицией вполне может стать дискредитированная внутренними междоусобицами, а потому податливая "Родина".