Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Возможен ли выбор без альтернативы?
Дата публикации:  11 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Состоявшаяся в среду пресс-конференция президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, прошедшая в пресс-клубе РИА "Новости", особых сюрпризов не принесла. Тема - ситуация в стране перед выборами - по нынешним временам была довольна тосклива. Понятно, сейчас не 1996-й, смена курса нам не грозит, все утряслось и устоялось. В чем же интрига предстоящих выборов и есть ли она вообще? На этот, а также ряд других вопросов и постарался ответить г-н Павловский.

Наиболее сильное впечатление на собравшихся журналистов произвели два пункта в выступлении известного политолога. Возложение ответственности за вялость президентской кампании на оппозицию, во-первых, и неожиданно резкие высказывания по поводу исчезновения Ивана Рыбкина, во-вторых.

"Сейчас то ли идет кампания, то ли не идет - это главный вопрос в каком-то смысле. Фактически не идет, потому что ее пока не ведет главный кандидат, Путин. Остальные кандидаты ведут очень специфические кампании, не президентские по сути. Ни один из зарегистрированных кандидатов фактически не ведет президентской кампании", - таким заявлением начал свое выступление политолог.

Чем же именно занимается оппозиция? Разными вещами. Иван Рыбкин, по мнению политолога, при помощи своего таинственного исчезновения задумал провести провокацию, направленную на делегитимизацию выборов, однако вовремя одумался. Глазьев и Харитонов ведут борьбу за сохранение за собой остатков коммунистического электората, Хакамада - за перехват менеджмента либеральных партий. Явлинскому вообще полезно время от времени пропадать - его рейтинг после этого подрастает. Павловский даже не уверен в том, что "Яблоко" вообще вернется в прежнем виде. Часть "яблочного" электората уже отошла к "Родине". Пока центральное место всех выступлений - лично президент Путин. "Это еще одна ошибка, - считает Глеб Павловский, - высокая поддержка Путина не означает, что Путин является какой-то больной темой для избирателей".

"Кто создает неконкурентность этих выборов, - спрашивает Павловский, - Путин или другие кандидаты? Что мешает любому из политиков обозначить, выбрать себе конкурентные темы в зоне чего-либо важного для избирателей, объяснить это избирателю и вести кампанию вокруг этих тем?" Неизвестно, что мешает. Далее следует закономерный вывод: "Путин просто не может вести дебаты с людьми, которые хотят просто, как говорится, заявить свою позицию в отношении него, то есть поговорить с ним лично. Это не политическая дискуссия".

Речь зашла также о том, чем, собственно, занимается главный кандидат. Павловский называет три основных направления его деятельности. Сюда входит материализация Конституции 1993 года, реализация заявленных реформ и - недооцениваемое путинской командой - примирение с ветеранами ельцинской поры, интеграция их в новую систему.

Возможность наконец-то обрести Конституцию на деле, а не на словах связана с быстрым, на взгляд эксперта, формированием среднего класса в стране. Причем за последние четыре года этот процесс продвинулся далеко вперед. Чуть не половина населения причисляет себя к данной категории. Правда, есть большая разница между средним классом у нас и "у них". Наш беден. В России человек с месячным доходом в $120-150 все равно относит себя к средним слоям. Кроме того, средний класс лишен своего места в информационном поле страны. Другая проблема состоит в локализации экономического роста в узкой группе отраслей, большая часть населения не принимает в нем участия, являясь лишь получателем. Поэтому экономическая демократия для Путина может быть даже важнее, чем политическая.

Глава государства пользуется доверием населения, в том числе и среднего класса, через голову государственных структур, которые не работают. Здесь тоже заложена возможность очень серьезного конфликта. "Путин пока не решил задачи стабилизации системы государственных институтов без себя, без ресурса своего личного доверия. Пока они стабилизированы только внутри системы личного доверия к нему", - отметил г-н Павловский. Таким образом, "центральная тема кампании - это переход от, условно говоря, режима сохранения государственности внутри ельцинской политической системы к построению политической системы, основанной на Конституции Российской Федерации, построению государства, опирающегося на граждан, то есть демократического государства". Выборы - это референдум о доверии такому курсу. Причем явка прогнозируется высокая - 60-65%.

После 14 марта, по мнению Глеба Павловского, нас ждет оживление политической жизни, бурный процесс формирования новых партий, которые, видимо, будут отличаться от прежних. "Единая Россия" достигла, по всей видимости, максимума влияния. Сейчас как раз открывается зона конкуренции с ней. Правда, Путин блокирует левую повестку дня. Вообще, с его либерально-консервативным курсом трудно спорить.

Что касается террора, дискуссия о котором вновь оживилась после теракта в московском метро, то он - часть нашего общества, а не этнический феномен. Это системное явление, связанное со слабостью общественных структур. Поэтому решение чеченского вопроса не снимет проблему терроризма. Терроризм тесно переплетен с криминалом, он стал бизнесом. Быстро терроризм можно победить лишь одним способом - превратить наше общество в тоталитарное. Тогда террор потеряет смысл - о нем просто никто не узнает. Но это, конечно, не выход.

Итак, взгляд на ситуацию в стране, изложенный главой ФЭПа, в целом оптимистичен. Путин - фактор стабильности Государства Российского и всего постсоветского пространства, а потому к беспрецедентно высокому рейтингу президента и фактическому отсутствию альтернатив следует относиться спокойно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Игорь Джадан, Как перевести террориста на другой наркотик? /11.02/
Некоторые считают, что терроризм - своего рода наркозависимость, возникающая из осознания "права на насилие". "Будет вам праздник!" - Если верны слухи, согласно которым террорист или его сообщник, ответственный за взрыв в метро, сказал эту фразу, признаки пагубной страсти - налицо.
Ирина Самахова, В Москве взрывают Кавказ /10.02/
Единственный способ спустить пар из перегретого котла - дать возможность людям, не находящим себе места в кавказской теснотище, свободно расселяться на просторах России.
Алексей Борев, С ельцинской искоркой /09.02/
"Искажение информации может быть на каждом этапе. Вплоть до того, что какой-то чиновник хотел успокоить расстроенную женщину". Исчезновение Ивана Рыбкина комментируют эксперты: Борис Макаренко, Сергей Марков, Вячеслав Никонов, Александр Ципко.
Глеб Павловский, А вдруг это не запой? /09.02/
Допустим, все устроится - кандидат Рыбкин найдется жив-здоров где-то на даче. Тогда над своими страхами и посмеемся. Но после взрыва у Павелецкой начинаешь обращать внимание на мелочи. Мы либо внутри мерзкого фарса, либо внутри многоактного сценария дестабилизации. И если Рыбкин похищен - бедняга пропал насовсем.
Глеб Павловский, Ступайте править надолго /05.02/
Спектра правящих еще нет, но виден состав безответственных. Тех, кого выборы интересуют только с точки зрения "процентика". В этом смысле нет разницы между "Клубом-2008" и, скажем, клубом друзей господина Пугачева.

Для Вас предлагаем белье женское москва по специальной цене.

предыдущая в начало следующая
Максим Момот
Максим
МОМОТ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: