Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
От омбудсмена к народному трибуну
Дата публикации:  16 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Назначение Владимира Лукина на должность представителя президента РФ по правам человека (или, выражаясь неудобопроизносимо, - омбудсмена) лучше, чем что-либо другое, демонстрирует всю степень кризиса, в котором оказалось правозащитное дело в отечестве нашем. Всем очевидно, что назначили (трудоустроили - как не без сарказма высказались газетчики) не столько самого Лукина, сколько букву "Л" в слове "Яблоко". Тем более что буква "Л", в отличие от буквы "Я", - буква вполне системная, лояльная и свободно вписывающаяся во властный истеблишмент, пусть и на третьих ролях.

А в том, что роль именно третья, если не еще скромнее, сомневаться, увы, не приходится. Весьма показательно, что профессионального дипломата Лукина, бывшего посла РФ в США, не пригласили в МИД. А вот правозащита - это святое. Она воспринимается как синекура для представителей либеральных партий и как род деятельности, который по определению никого, кроме человека с либеральными и диссидентскими убеждениями, заинтересовать не может.

Даже в названии поста российского омбудсмена невольно выражено парадоксальное восприятие правозащиты - "представитель президента РФ по правам человека". Представитель перед кем? Д.О.Рогозин, будучи представителем президента по Калининграду, представлял президента и саму РФ перед внешними силами, он не принимал решения, а наблюдал за ситуацией и вел переговоры. И статус "представителя" у омбудсмена выдает его отнюдь не властные полномочия и явную чужеродность по отношению к административной системе. "Представитель" не защищает права в силу данной ему власти, не принимает и не отклоняет решения, а только "представляет" гаранта конституции в целях улучшения положения с правозащитой. Если он чем-то и отличается от "вольноопределяющегося" правозащитника, то не реальными возможностями, а лояльностью к власти - омбудсмен образца 2004 года вряд ли будет расхаживать по Грозному, обличая "зверства федеральных властей" (а ведь омбудсмен образца 1995-го - С.А.Ковалев занимался именно этим).

Правозащита в России приведена к такому положению, когда правозащитник является, по сути, антигосударственным вредителем - в качестве такового его воспринимает большинство чиновников, так свою работу воспринимает он сам. И весь вопрос лишь в том, будет ли он на зарплату в АП симулировать вредительство, не нанося ущерба государству по существу, или же, на деньги иностранных фондов, он станет вредить всерьез...

Никакая иная правозащита в рамках сложившейся парадигмы попросту немыслима. И это тем более катастрофично, что современная Россия является той точкой в пространстве и времени, в которой права каждого конкретного человека, широких социальных слоев и групп и народов, равно как и Народа, попираются наиболее всесторонне и интенсивно, чем когда-либо еще в истории России (за исключением, может быть, периода гражданских войн и смут). Пресловутый 37-й год был временем попрания прав на свободу слова или на справедливый суд, на свободу вероисповедания и свободу мысли, но социальные "права трудящихся" в этот период не нарушались. Последние 15 лет социальные права нарушаются постоянно, но степень соблюдения "общественно-политических" прав отнюдь не в той степени уравновешивает эти нарушения, чтобы можно было говорить о равенстве с 37-м годом. "Тогда били, но кормили. Теперь не кормят, но по-прежнему бьют" - к такой формуле можно свести восприятие свершившейся перемены теми, кто достаточно отчетливо помнит "тогда" и вполне почувствовал на себе прелести "теперь".

Сегодня Россия нуждается в тотальной правозащите, поскольку так или иначе попраны все права. Однако ни бывшее диссидентское правозащитничество, ни тем более огосударствленная версия его не способны такую правозащиту обеспечить.

Базовый миф современной правозащиты - это миф о всемогущем и жестоком Левиафане-государстве, которое в своей масштабной деятельности во имя никому не ведомых и, подразумевается, никому не нужных общих целей наступает на отдельного, частного, противопоставленного в рамках этого мифа государству человека и его права - и калечит, убивает, попирает... Государство, в лучших традициях леволиберальной, а то и левацкой мысли, воспринимается как система тотального насилия над гражданами, а государственные структуры (прежде всего, как ни парадоксально, структуры правоохранительные - милиция, прокуратура, пенитенциарная система, спецслужбы, армия и т.д.) - исключительно как инструменты этого античеловеческого насилия и удержания подданных в повиновении.

При таком условии ничем другим, кроме как партизанской войной против государства, деятельность по защите прав человека быть не может. Тот, кто умеет взрывать мосты, пускать под откос поезда, закладывать бомбы в кафе, убивать милиционеров, должен идти в подпольщики и террористы. Тот, кто лучше умеет составлять петиции, рассылать материалы по редакциям газет, жаловаться на радиоголоса и цеплять крючки за петельки в судебных прениях, - пусть идет в правозащитники. При исходно установленной мифологеме "Левиафан против муравья", "Медный Всадник против Евгения" никакой сущностной разницы между террористом-революционером и правозащитником-диссидентом нет, разница только в методах и стиле.

Впрочем, трудно ожидать чего-то иного от парадоксальной социально-философской и [квази-]правовой системы, которая ставит во главу угла права человека, то есть абстрактно приписанное индивиду, никакими институтами не обеспеченное, но никакими институтами и не ограниченное, прирожденное право. Право, которое более абсолютно, чем право любого абсолютного монарха. Существование любых политических институтов, любых социальных ограничений для догмы прав человека оказывается ограничением этих прав, а то и попранием их, а потому последовательный правозащитник обязан оказаться, в теории, последовательным врагом любых существующих политических институтов.

Если реальная правозащитная деятельность не всегда такова, то связано это исключительно с заключаемыми между догмой и реальностью компромиссами. Например, "права человека" признаются не тотальными и безусловными "вещами в себе", а принципами, гарантированными международным правом и международным сообществом. Не случайно поэтому правозащитная деятельность очень часто, если не сказать - чаще всего, обращена вовне, к тому самому гарантирующему международному сообществу. Права человека признаются не отрицанием всякого порядка, а только отрицанием наличного национально-государственного порядка во имя некоего международного, глобального и, предполагается, действительно справедливого. Именно правозащитная риторика и правозащитные технологии являются столь удобным инструментом десуверенизации национальных государств и, в частности, России, и именно в этой идеальной логике, а отнюдь не в только в "происках ЦРУ", лежит объяснение того факта, что большинство российских правозащитных фондов финансируется из-за рубежа, - тут уж "ничего не поделаешь"...

Точнее, "поделать" можно только одно - принципиально изменить всю концепцию, философию правозащиты, переключив ее с защиты "прав человека", на защиту "прав гражданина", то есть с защиты никак не измеримой и ни с чем не соизмеримой абстракции на защиту реального политического и правового субъекта. Вся сколько-нибудь реальная и продуктивная правозащитная деятельность является как раз защитой гражданских прав в тех случаях, когда они попираются государственными органами или чиновниками. Однако даже тогда, когда подобная нужная, важная и полезная работа ведется, она чаще всего подается в риторике "правозащиты" и тем самым устраняет половину своей эффективности. Впрочем, такая подмена риторики имеет один существенный плюс - "дают деньги" именно на нее. Ни один фонд Карнеги не станет давать деньги на то, чтобы гражданку Иванову из города Малоярославца не выселили на улицу из ее квартиры. А вот на либерализацию и гуманизацию жилищного законодательства - сколько угодно... И здесь экономическая заинтересованность субъектов "правозащитного рынка" приходит в противоречие с социальной заинтересованностью.

А в чем социальный интерес и на чем должна быть основана реальная концепция защиты гражданских прав в России? Прежде всего на том факте, что Россия, Российская Федерация, согласно ее Конституции, является страной, в которой суверенная власть принадлежит народу. Именно народ России, совокупность ее граждан и есть государство. И покушение на право каждого гражданина, на любое из его прав, есть покушение на суверена и на государство. Правонарушение, а не правозащита является по сути своей антигосударственной деятельностью, направленной против основ политического порядка.

В отличие от "правозащитной" мифологемы, позиция правоохранительная (назовем ее так, не слишком боясь путаницы) исходит из того, что в момент нарушения того или иного права - будь то незаконный арест или вымогательство денег, незаконное ограничение свободы печати или права на свободное вероисповедание - не обиженный гражданин оказывается против государства, против государства оказывается совершивший правонарушение чиновник, сколь угодно высокой ни была бы его должность. Истинным государством, "государем" и сувереном признается не бюрократия и бюрократический аппарат, а народ, которому в момент правонарушения и наносится оскорбление. Защита гражданских прав есть защита сувереном полноты и неприкосновенности своего суверенитета от попытки его присвоить и ограничить.

Защита гражданских прав, основанная на принципе народного суверенитета, является деятельностью не партизанской, а властной... Тому, кто берется защищать народное право от посягательств, должно вручаться не только право жалобы в "вышестоящие инстанции" (поскольку такие инстанции и сами могут быть правонарушителями или находиться с ними в сговоре), но и право прямого действия.

Видимо, наиболее полную и продуктивную систему подобной властной правозащиты удалось создать Римской республике в V веке, после примирения патрициев и плебеев и восстановления единства римской общины. Институт народных трибунов специально был создан с целью защитить плебеев, то есть большую и наиболее дискриминируемую часть народа, от незаконных посягательств любых других магистратов. Tribunica potestas (власть трибуна) включала в себя право отмены всякого распоряжения любого магистрата, которое наносило ущерб кому-либо из римских граждан, право veto на любое предложение, вносимое в сенат или народное собрание, которое трибун считал идущим во вред народу. Всякое сопротивление трибуну, использующему свое законное право, считалось заслуживающим смертной казни. Право ходатайства за обиженного гражданина и любой возможной помощи ему не было, собственно, даже "правом" трибуна, но его священной обязанностью, для успешного выполнения которой предоставлялись и другие права. Для того чтобы гражданин ни минуты не оставался без защиты, трибун обязан был никогда не покидать Рима, а его двери всегда должны были быть открыты...

Очевидно, что власть, подобная власти трибуна, наиболее эффективна в целях реальной защиты гражданских прав - она способна вторгнуться в случае нарушения в действия любой инстанции и остановить любую процедуру, наносящую ущерб гражданину. Для обществ, ценящих выше всего не право, в частности и право гражданина, и оставляющих лишь фикцию от народного суверенитета, появление правоохранительной системы типа трибуната являлось бы вопиющим анархизмом. Однако для действительно демократического общества лучшую систему трудно себе представить. При этом на власть трибуна в Риме с самого начала накладывались логичные ограничения. Во-первых, она могла быть парализована в случае злоупотребления - властью другого трибуна. Во-вторых, она не распространялась на imperium, то есть на военную власть консулов, и, таким образом, трибун даже случае злонамеренного злоупотребления властью не мог повредить военной безопасности государства.

Для современной России обращение к римским принципам правозащиты, да и вообще к римскому государственному опыту, было бы настоящей революцией, причем революцией исключительно продуктивной и в то же время традиционной, обращающей нас к римским истокам русской имперской государственности, к римскому опыту устроения власти как к актуальной для нас античной парадигме. Последовательное применение принципа народного суверенитета и верховенства прав гражданина на практике означало бы прежде всего восстановление суверенитета России над самой собой - то есть решение проблемы, которая имеет не только внешнеполитическое, но и внутреннее измерение.

Впрочем, понятно, что нынешняя идеология "правозащиты" куда больше устраивает коррумпированную бюрократическую систему. Ведь она даже признает за чиновником своеобразное "право на произвол", поскольку он - не более чем одна из ипостасей тотально порочного государства. И правозащитная деятельность в "партизанском" исполнении для бюрократической системы не опасна - ведь никакого властного veto за ней не стоит. Поэтому в ближайшее время мы скорее всего останемся свидетелями никому не интересных "партизанских боев", до которых конкретному гражданину с его конкретно попранными правами нет никакого дела.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
А. В., Музыка свободы и презренный металл /16.02/
Хочется верить, что гражданское вдохновение наших профессиональных правозащитников не продается, что им довольно моральных стимулов. В конце концов, и благородное человеколюбие способно подвигнуть на многое. Однако...
Сергей В. Бирюков, Российский гамбит Саакашвили /12.02/
Пытаясь предотвратить окончательный распад страны, новый президент Грузии ищет друзей. Его московский визит вскоре покажет, насколько ему это удалось на севере. Пока ясно лишь то, что на Западе он найдет поддержку в любом случае.
Максим Момот, Возможен ли выбор без альтернативы? /11.02/
По мнению главы Фонда эффективной политики, ответственность за вялый ход нынешней президентской кампании целиком лежит на оппозиции.
Игорь Джадан, Как перевести террориста на другой наркотик? /11.02/
Некоторые считают, что терроризм - своего рода наркозависимость, возникающая из осознания "права на насилие". "Будет вам праздник!" - Если верны слухи, согласно которым террорист или его сообщник, ответственный за взрыв в метро, сказал эту фразу, признаки пагубной страсти - налицо.
Ирина Самахова, В Москве взрывают Кавказ /10.02/
Единственный способ спустить пар из перегретого котла - дать возможность людям, не находящим себе места в кавказской теснотище, свободно расселяться на просторах России.


предыдущая в начало следующая
Егор Холмогоров
Егор
ХОЛМОГОРОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: