|
||
/ |
Сумма технологии Почему рушатся аквапарки Дата публикации: 17 Февраля 2004 20 мая 1474 года в Кремле рухнул почти достроенный Успенский собор, планировавшийся Иваном III как самый большой в стране. После этого авторы проекта, псковские мастера Кривцов и Мышкин, были отстранены от строительства, и в Москву был вызван архитектор Фиораванти - автор того Успенского собора, который стоит в Кремле и поныне. Принципиальные технологические новшества, примененные Фиораванти, - железные связи в каменной кладке, перекрытия толщиной всего в один кирпич (при весьма толстых несущих стенах), но главное - специальный завод по производству легкого большеразмерного кирпича, сделанный ради постройки храма. Инженерные задачи по возведению главного собора страны потребовали материалов и решений, которых не было в традиции собственно российской строительной культуры. 14 февраля 2004 года, 630 лет спустя, в Москве рухнула крыша храма потребительской цивилизации - самого большого в Европе аквапарка "Трансвааль", построенного тремя годами ранее. Специалисты и враз ставшие инженерами обыватели до хрипоты спорят о версиях - обвал купола (из-за снега или оседающей влаги), Можно дожидаться выводов комиссий, но уже сейчас очевидно, что ответ экспертов никого не устроит. Потому что причин было много: где-то были нарушены СНиПы и правила эксплуатации, где-то были ошибки в проектировании, где-то - сработал некий закон, по которому лучше не строить развлекательных центров на месте бывших храмов и сельских кладбищ; все это - очень важные факторы. Но скорее всего нарушения были незначительными, не выбивавшимися за пределы; ошибки в проектировании - вполне типичные для строительной вакханалии эпохи Лужкова, а кости мертвых - не только под "Трансваалем", но и под десятками и сотнями московских домов... Главный урок рухнувшего аквапарка, однако, должен быть другим. Проблема в том, что культура строительства и, шире, инженерная культура - это целый комплекс писаных и неписаных традиций, правил, норм, обычаев и приемов, складывающийся на протяжении долгого времени. Он всегда имеет свои горизонты применения, "библиотеку конструктивных решений", заточенную под те задачи, которые решаются в рамках традиционного уклада жизни. То есть инженерная культура очень сильно связана с культурой в целом, с типовыми формами повседневной общественной жизни. Скажем, если есть реки и города, расположенные по обе стороны рек, - значит, развивается культура строительства мостов. Если у людей есть потребность зимой ходить за продуктами в какое-то место, где этих продуктов богатый выбор, - значит, возникает инженерная задача построить большой крытый рынок; и их строят, с теми самыми железобетонными куполами. Если создаются в городах деловые центры, в черте которых резко дорожает земля, - значит, появляется запрос на строительство небоскребов. При этом любой выход за горизонты традиционных задач, решение нетиповой задачи, постройка сложного объекта, не имеющего аналогов, - это серьезное, ответственное дело, новый шаг в инженерной культуре, требующий "науки", всяческой инженерной мысли - и не только на предмет решения самих задач, но и на предмет встраивания этой новой задачи в имеющуюся "библиотеку решений". Таким было строительство Останкинской башни - сооружения, не имевшего аналогов, однако комплексом инженерных решений, даже новаторских, это строительство прочно укоренено в русской инженерной традиции, опирается на них. Что такое в этом свете аквапарк? Это инженерная задача, никогда доселе в России не встававшая: крытый комплекс огромной площади, подразумевающий интенсивное испарение воды (куда более интенсивное, чем в традиционном бассейне), да еще и с купольной крышей. В культурном плане уникальность задачи обусловлена тем, что никогда ранее в России не возникало потребности организации массового зимнего "продвинутого" отдыха на воде. Чтобы представить масштаб проблемы, есть один хороший пример. В свое время в Норильске проектировались очистные сооружения канализации - первоначально по типовому проекту, с бетонными перекрытиями. Когда дело дошло до инженерных расчетов отопления и вентиляции, выяснилось, что для соблюдения расчетных параметров эксплуатации бетонных перекрытий необходима система вентиляции, стоящая в строительстве ровно столько же, сколько и сами сооружения. Москва, конечно, не Норильск - планка минимальных температур тут другая. Но и успевающие остынуть в трубах канализационные стоки - отнюдь не подогреваемая хлорированная вода из бассейна. В этом смысле главное преступление московского строительного комплекса в том виде, в котором он сложился при Лужкове, - в том, что он не решает проблемы "по науке", а импортирует готовые решения из других "технологических культур", не заботясь переводить их на русский "инженерный язык". Он строит свои "уникальные объекты" в точности так, как они бы строились в Турции или Корее, делая в расчетах разве что неизбежную поправку на климат (и то, оказывается, не всегда). Однако климатом проблема отнюдь не исчерпывается; есть еще масса нестыковок, начиная с расчетных характеристик используемых стройматериалов и заканчивая принятыми способами оформления и прочтения инженерной документации - то, из чего в целом складывается национальная технологическая культура. В итоге московский стройкомплекс творит чудеса, за считанные месяцы возводя силами турок и молдаван громады зданий, не имеющих ни аналогов, ни предшественников в русской инженерной традиции. Но построенные за полчаса миражи рушатся, и не столько даже из-за конструктивных ошибок, сколько из-за отторжения средой на уровне совместимости. Это как устанавливать на компьютер неплохие и современные программы, не адаптированные к твоей операционной системе: проблемы обеспечены практически всегда. Строительство "чудес света" - возвышенная, прекрасная задача. Но чтобы чудо стало настоящим чудом, а не миражом на короткий миг, - его надо строить так, как строят чудеса света: с лучшими умами и руками, не торопясь и без рекордов, на многие годы. Если бы аквапарк в Ясенево строили по уму, то его бы сделали на сваях, с легким пластиковым куполом, со всеми нужными кольцами жесткости и могучей вентиляцией, - и этот купол не разрушился бы даже при землетрясении. И можно было бы водить экскурсии из студентов строительных вузов, показывая им уникальное технологическое решение. Но для этого надо уметь и хотеть делать чудеса. Настоящие чудеса, а не мефистофелевские обманки-фокусы по извлечению денег из воздуха. Такие, например, как Бруклинский мост. Построенный в традициях американской строительной школы... русским инженером. ...Аристотель Фиораванти, приехав в Россию утирать нос русским мастерам, поступил так. Пока его помощники сооружали специальный таран, чтобы раздолбать им остатки стен от прежней стройки, он поехал туристом по Золотому кольцу - в Ростов, Владимир и Суздаль. К тем самым мастерам; учиться, как строили до сих пор. И потому его храм, стоящий в центре Кремля, не только решил "инженерную задачу" по созданию большеобъемного закрытого пятиглавого сооружения, но и остался по сей день смысловым центром кремлевского ансамбля - русский из русских храмов.
|
|
|
||