Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Рыбкин: хождение по мукам
Дата публикации:  17 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Таинственное исчезновение и последующее внезапное появление кандидата в президенты РФ Ивана Рыбкина сделали ничтожными все рациональные объяснения его пропажи. Пресс-конференция самого Ивана Петровича лишь усугубила ощущение невероятности приключений, происходивших в мистическом "постсоветском пространстве" с трезвым политиком Рыбкиным. Ведущий "Эха Москвы" справедливо охарактеризовал объяснения Рыбкина как "непрекращающиеся попытки не рассказать того, что было на самом деле".

По мнению политолога Игоря Бунина, объяснение этой фантасмагории может быть "не политологическое, оно скорее психологическое". Самое простое из психологических объяснений - если сказать прямо: "Иван Петрович поссорился с разумом" или "временно обострился". Как деликатно заметил тот же Бунин, "у меня такое ощущение, что есть тип человека по фамилии Иван Рыбкин, такой спокойный, рассудительный, немножко буржуа и бюргер, а жизнь его затащила совершенно в другую ситуацию, и у него не выдержали нервы".

Все рассуждения на тему "фарс Рыбкина - это личная драма или трагедия культуры?" не избавляют нас от ощущения скверного анекдота. На деле произошла, как подчеркнул Бунин, "такая имиджевая дискредитация. И в каком-то смысле не просто российской политики, а в каком-то смысле России". Чтобы избежать радикальной деконструкции всей публичной российской политики, следует найти непротиворечивое объяснение юридически закрытому "делу Рыбкина".

Глеб Павловский точно определил, что психологически действия Рыбкина - "это поведение человека, который пошел навстречу чему-то, потом испугался. Очень сильно испугался. Видимо, есть чего испугаться". Понятно, что речь может идти только о фундаментальном опыте преодоления границы между жизнью и смертью. И связанной с этим невозможностью рассказать о таких переживаниях на языке обыденного или политического жаргона. Тут скорее следует говорить о проблеме репрезентации в политической культуре состояний индивидуального мистического опыта.

Как всякий представитель народа, многократный депутат Иван Рыбкин пользуется исключительно бытовым, народным языком. Вот его слова: "Но я еще раз говорю: то, что со мной происходило, не хочу давать квалификацию. По тому, что происходило в первой части, мне все понятно. Что происходило во второй части, для меня просто удивительно. Просто удивительно". Естественно, сообщение, полученное сверхъестественным образом, внешне воспринимается слушателями как некое подобие болезненного бреда. Между тем оно подлежит истолкованию.

Известно, что в народных верованиях "избранный человек" (как теперь говорят, "депутат") может попасть на тот свет и вернуться. Но любое столкновение с потусторонним миром неблагоприятно и опасно. Люди, побывавшие на том свете, после возвращения сильно меняются, заболевают, сходят с ума. С другой стороны, многие из них получают необычные способности. Такие превращения происходят в ситуации "обмирания", широко распространенной в русском фольклоре. Тексты обмираний имеют много общего с духовными стихами, где описываются преступления "грешних душ" и их "хождение по мукам".

Обмирание - это народное название события, которое понимается как временная смерть, когда "пропащая душа" посещает "тот свет". Подобно быличкам, тексты обмираний содержат "формулу достоверности" - указание на реальное лицо, испытавшее обмирание, а также точное место и время действия. Например, в Полесье бытует рассказ о некоей вдове, которой явился во сне "старый дед" и объявил, что она заснет крепким сном на пять дней" (Толстые Н.И. и С.М. О жанре "обмирания" (посещения того света) // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979). И точно: через пять дней, час в час, вдова проснулась и рассказала, что ходила "по всех мытарствах". На том свете ей наказали, о чем из виденного можно рассказывать, а о чем - нет. Нарушение этих запретов грозит смертью, вот почему обмирания считаются событиями исключительными и опасными.

Продолжительность таинственного "отдыха" Ивана Петровича удивительно совпадает с распространенной в фольклоре продолжительностью обмирания - пять дней. Рыбкин, словно герой мифа, появившийся среди живых, пытается сообщить об увиденном на "том свете". Однако ему разрешается говорить не обо всем или, как принято в быличках, все, кроме заветных "трех слов". В канве мифосюжета это поведение вполне объяснимо, но с точки зрения политолога "человек ведет себя безобразно, я бы сказал откровенно и нагло, безобразно говорит - я вам ничего не скажу, в сущности если перевести".

Само имя внезапно пропавшего и "воскресшего" политика весьма символично. Это архетипически русское имя Иван в сочетании с приземленно-уменьшительным мистическим символом Рыбы (Рыбкин). В рамках мифа о смерти и воскрешении это происшествие можно рассматривать как вариацию истории библейского Ионы, проглоченного Рыбой. Такой мотив героя, проглатываемого Рыбой, весьма распространен в фольклоре (в русской сказке Ивана также проглатывает Щука-рыба, которая сама его и изрыгает). Во всех этих случаях Рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Для того чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать на "том свете".

Тот свет издавна воспринимался как источник знаний о судьбе всех людей. Вместе с пониманием "того света" как места чужого для живых, у русских до сих пор сохраняются архаичные представления о связи того света и благополучия, богатства или удачи. Специфика контакта с тем светом во время летаргического сна состоит в том, что человек временно теряет свой статус живого, и взаимодействие происходит на уровне двух умерших: умершего временно и умершего навсегда. Для облегчения контакта с потусторонним миром человек специально старается приобрести характеристики умершего, принимая ритуальную смерть.

Подобная мистерия происходит только в особо значимые дни: таким "осевым" временем вполне может служить период выборов президента огромной страны. Заметим, что гадания о будущем происходят во время важнейших обрядов в жизни человека, когда он меняет свой социальный статус. При этом ритуально, как в свадебном обряде, человек "умирает", чтобы родиться вновь, например уже президентом РФ. Символическую схему многих гаданий можно охарактеризовать как "кормление - задабривание". Здесь яркие детали из интервью Рыбкина приобретают ключевое значение, например становится понятной его фраза "оставил жене фрукты и деньги". В момент гадания человек, совершая магические действия, должен был не только сохранять молчание, но и снять привычную одежду (помните - "сбросил свой пиджак").

Гностико-алхимическое толкование образа Рыбы как символа мистического перерождения возникает в трудах К.Г.Юнга (например в работе "Эон"). В полном соответствии с работой Юнга произошедшее с Рыбкиным свидетельствует о том, что физическая смерть не всегда равносильна социальной. Для того чтобы человек стал мертвым и в социальном плане, необходимо совершить особое социальное преобразование. В народном сознании это преобразование осознается через концепт "пути" как символа погребального обряда.

Дорога на тот свет имеет традиционное воплощение трудного и долгого пути. Вот как мотив "переправы" описывает сам Рыбкин: "Приблизились к границе, сначала российской. Проверяет, смотрит паспорт пограничник, говорит "Иван Петрович", называет по имени-отчеству". В мифе герою на пути в иной мир приходится преодолеть множество преград: гору или скалу (часто стеклянную или медную). "Снова где-то через полтора часа будят. Разбудили, то же самое. Заполняю декларацию с иммиграционной карточкой внизу. Там украинский, что-то не получается".

В быличках говорится о том, что от назойливых покойников можно избавиться хитростью. На пресс-конференции Иван Петрович настойчиво показывал свой оберег, или думское удостоверение, то есть мелкий предмет, помогавший ему справиться с опасностью. "Лежит удостоверение, постоянный пропуск в Думу, который мне дали. Поворачивает, открывает, смотрит. Посмотрели, "счастливого пути". Значение оберега связано с фольклорным представлением об опасности для мертвецов и нечистой силы мелких, но множественных предметов. Заметим, что в Европейской России чаще, чем думские удостоверения, с этой целью использовались пшеничные или ржаные зерна или мелкие деньги.

В народных верованиях тот свет описывается очень противоречиво. Потусторонний мир ограничен и безграничен одновременно, но можно выявить и его локализацию. Широко распространено представление о том, что "неведомая" страна находится где-то на западе. Иногда место, куда прибывает герой мифа, описывается как город или государство. В нашем случае в роли такого места выступает реально существующее государство Украина и город Киев - праматерь российских городов.

В текстах об обмираниях постоянно встречаются сведения о некоем проводнике, указывающем герою путь в загробном мире. Обыкновенно это меняющая свой облик нечистая сила. Рыбкин свидетельствует: "Когда я перешел уже границу, таможню, то, естественно, подошла сопровождающая, Наталья ее звали (я спросил, как ваше имя), она говорит, вот хотят с вами встретиться. Я говорю: что со мной встречаться, уже перешел границу. Кто имеет право, зайдет..."

Впоследствии проводник в ином мире обернулся неведомым мужчиной по имени Василий. Такая изменчивость характерна для того света как "перевернутого мира". В нем все не так - там примерный семьянин Рыбкин становится невольным участником оргаистического действа: "Ну, они показали мне отвратительную видеозапись с моим участием, которая, с их точки зрения, должна была меня скомпрометировать и заставить подчиниться..."

В фольклористике выделяют три вида потусторонних контактов: а) регламентированные; б) нерегламентированные; в) полурегламентированные (Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 156-169). Нерегламентированные контакты связаны в первую очередь с "заложными" покойниками или нечистой силой. Они не зависят от воли человека и поэтому наиболее опасны.

Недаром в СМИ при описании "дела Рыбкина" сразу возник демонический образ Березовского. Сказочное богатство мифического Платона Еленина, к тому же живущего за морем, соответствует традиционным представлениям о том свете как стране вечного изобилия. Все связанное с тем светом обретает золотую окраску - золотой дворец, золотые яблоки. Этот распространенный признак, по мнению В.Я.Проппа, может свидетельствовать и об обратном: все, что имеет золотой оттенок, связано с потусторонним миром.

Таким образом, во всех сообщениях Ивана Рыбкина просматривается воплощение архетипических представлений о потустороннем. Его похождения почти буквально совпадают с ритуальными действиями по перемещению в иной мир. Но в случае вынужденного контакта с тем светом "ходившие по мукам" стремятся побыстрее вернуться "туда", чтобы не нарушать разделенность миров: "Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали, не близко ведь было идти - вот тут помягче - ступайте с Богом". Вот и кандидат в президенты РФ Иван Рыбкин не намерен возвращаться в Москвуи останется у Березовского в Лондоне по крайней мере до 14 марта. Недаром русская пословица гласит: "С того свету дороги нету".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Холмогоров, От омбудсмена к народному трибуну /16.02/
Правозащита в России приведена к такому положению, когда правозащитник является, по сути, антигосударственным вредителем - в качестве такового его воспринимает большинство чиновников, так себя воспринимает он сам.
А. В., Музыка свободы и презренный металл /16.02/
Хочется верить, что гражданское вдохновение наших профессиональных правозащитников не продается, что им довольно моральных стимулов. В конце концов, и благородное человеколюбие способно подвигнуть на многое. Однако...
Сергей В. Бирюков, Российский гамбит Саакашвили /12.02/
Пытаясь предотвратить окончательный распад страны, новый президент Грузии ищет друзей. Его московский визит вскоре покажет, насколько ему это удалось на севере. Пока ясно лишь то, что на Западе он найдет поддержку в любом случае.
Максим Момот, Возможен ли выбор без альтернативы? /11.02/
По мнению главы Фонда эффективной политики, ответственность за вялый ход нынешней президентской кампании целиком лежит на оппозиции.
Игорь Джадан, Как перевести террориста на другой наркотик? /11.02/
Некоторые считают, что терроризм - своего рода наркозависимость, возникающая из осознания "права на насилие". "Будет вам праздник!" - Если верны слухи, согласно которым террорист или его сообщник, ответственный за взрыв в метро, сказал эту фразу, признаки пагубной страсти - налицо.


предыдущая в начало следующая
Алексей Невзоров
Алексей
НЕВЗОРОВ
al_nevzorov@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: