|
||
/ |
Рыбкин: хождение по мукам Дата публикации: 17 Февраля 2004 Таинственное Все рассуждения на тему "фарс Рыбкина - это личная драма или трагедия культуры?" не избавляют нас от ощущения скверного анекдота. На деле произошла, как подчеркнул Бунин, "такая имиджевая дискредитация. И в каком-то смысле не просто российской политики, а в каком-то смысле России". Чтобы избежать радикальной деконструкции всей публичной российской политики, следует найти непротиворечивое объяснение юридически закрытому "делу Рыбкина". Глеб Павловский Как всякий представитель народа, многократный депутат Иван Рыбкин пользуется исключительно бытовым, народным языком. Вот его слова: "Но я еще раз говорю: то, что со мной происходило, не хочу давать квалификацию. По тому, что происходило в первой части, мне все понятно. Что происходило во второй части, для меня просто удивительно. Просто удивительно". Естественно, сообщение, полученное сверхъестественным образом, внешне воспринимается слушателями как некое подобие болезненного бреда. Между тем оно подлежит истолкованию. Известно, что в народных верованиях "избранный человек" (как теперь говорят, "депутат") может попасть на тот свет и вернуться. Но любое столкновение с потусторонним миром неблагоприятно и опасно. Люди, побывавшие на том свете, после возвращения сильно меняются, заболевают, сходят с ума. С другой стороны, многие из них получают необычные способности. Такие превращения происходят в ситуации "обмирания", широко распространенной в русском фольклоре. Тексты обмираний имеют много общего с духовными стихами, где описываются преступления "грешних душ" и их "хождение по мукам". Обмирание - это народное название события, которое понимается как временная смерть, когда "пропащая душа" посещает "тот свет". Подобно быличкам, тексты обмираний содержат "формулу достоверности" - указание на реальное лицо, испытавшее обмирание, а также точное место и время действия. Например, в Полесье бытует рассказ о некоей вдове, которой явился во сне "старый дед" и объявил, что она заснет крепким сном на пять дней" (Толстые Н.И. и С.М. О жанре "обмирания" (посещения того света) // Вторичные моделирующие системы. Тарту, 1979). И точно: через пять дней, час в час, вдова проснулась и рассказала, что ходила "по всех мытарствах". На том свете ей наказали, о чем из виденного можно рассказывать, а о чем - нет. Нарушение этих запретов грозит смертью, вот почему обмирания считаются событиями исключительными и опасными. Продолжительность таинственного "отдыха" Ивана Петровича удивительно совпадает с распространенной в фольклоре продолжительностью обмирания - пять дней. Рыбкин, словно герой мифа, появившийся среди живых, пытается сообщить об увиденном на "том свете". Однако ему разрешается говорить не обо всем или, как принято в быличках, все, кроме заветных "трех слов". В канве мифосюжета это поведение вполне объяснимо, но Само имя внезапно пропавшего и "воскресшего" политика весьма символично. Это архетипически русское имя Иван в сочетании с приземленно-уменьшительным мистическим символом Рыбы (Рыбкин). В рамках мифа о смерти и воскрешении это происшествие можно рассматривать как вариацию истории библейского Ионы, проглоченного Рыбой. Такой мотив героя, проглатываемого Рыбой, весьма распространен в фольклоре (в русской сказке Ивана также проглатывает Щука-рыба, которая сама его и изрыгает). Во всех этих случаях Рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Для того чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать на "том свете". Тот свет издавна воспринимался как источник знаний о судьбе всех людей. Вместе с пониманием Подобная мистерия происходит только в особо значимые дни: таким "осевым" временем вполне может служить период выборов президента огромной страны. Заметим, что гадания о будущем происходят во время важнейших обрядов в жизни человека, когда он меняет свой социальный статус. При этом ритуально, как в свадебном обряде, человек "умирает", чтобы родиться вновь, например уже президентом РФ. Символическую схему многих гаданий можно охарактеризовать как "кормление - задабривание". Здесь яркие детали из интервью Рыбкина приобретают ключевое значение, например становится понятной его фраза "оставил жене фрукты и деньги". В момент гадания человек, совершая магические действия, должен был не только сохранять молчание, но и снять привычную одежду (помните - "сбросил свой пиджак"). Гностико-алхимическое толкование образа Рыбы как символа мистического перерождения возникает в трудах К.Г.Юнга (например в работе "Эон"). В полном соответствии с работой Юнга произошедшее с Рыбкиным свидетельствует о том, что физическая смерть не всегда равносильна социальной. Для того чтобы человек стал мертвым и в социальном плане, необходимо совершить особое социальное преобразование. В народном сознании это преобразование осознается через концепт "пути" как символа погребального обряда. Дорога на тот свет имеет традиционное воплощение трудного и долгого пути. Вот как мотив "переправы" описывает сам Рыбкин: "Приблизились к границе, сначала российской. Проверяет, смотрит паспорт пограничник, говорит "Иван Петрович", называет по имени-отчеству". В мифе герою на пути в иной мир приходится преодолеть множество преград: гору или скалу (часто стеклянную или медную). "Снова где-то через полтора часа будят. Разбудили, то же самое. Заполняю декларацию с иммиграционной карточкой внизу. Там украинский, что-то не получается". В быличках говорится о том, что от назойливых покойников можно избавиться хитростью. На пресс-конференции Иван Петрович настойчиво показывал свой оберег, или думское удостоверение, то есть мелкий предмет, помогавший ему справиться с опасностью. "Лежит удостоверение, постоянный пропуск в Думу, который мне дали. Поворачивает, открывает, смотрит. Посмотрели, "счастливого пути". Значение оберега связано с фольклорным представлением об опасности для мертвецов и нечистой силы мелких, но множественных предметов. Заметим, что в Европейской России чаще, чем думские удостоверения, с этой целью использовались пшеничные или ржаные зерна или мелкие деньги. В народных верованиях тот свет описывается очень противоречиво. Потусторонний мир ограничен и безграничен одновременно, но можно выявить и его локализацию. Широко распространено представление о том, что "неведомая" страна находится где-то на западе. Иногда место, куда прибывает герой мифа, описывается как город или государство. В нашем случае в роли такого места выступает реально существующее государство Украина и город Киев - праматерь российских городов. В текстах об обмираниях постоянно встречаются сведения о некоем проводнике, указывающем герою путь в загробном мире. Обыкновенно это меняющая свой облик нечистая сила. Рыбкин свидетельствует: "Когда я перешел уже границу, таможню, то, естественно, подошла сопровождающая, Наталья ее звали (я спросил, как ваше имя), она говорит, вот хотят с вами встретиться. Я говорю: что со мной встречаться, уже перешел границу. Кто имеет право, зайдет..." Впоследствии проводник в ином мире обернулся неведомым мужчиной В фольклористике выделяют три вида потусторонних контактов: а) регламентированные; б) нерегламентированные; в) полурегламентированные (Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 156-169). Нерегламентированные контакты связаны в первую очередь с "заложными" покойниками или нечистой силой. Они не зависят от воли человека и поэтому наиболее опасны. Недаром в СМИ при описании "дела Рыбкина" сразу возник демонический Таким образом, во всех сообщениях Ивана Рыбкина просматривается воплощение архетипических представлений о потустороннем. Его похождения почти буквально совпадают с ритуальными действиями по перемещению в иной мир. Но в случае вынужденного контакта с тем светом "ходившие по мукам" стремятся побыстрее вернуться "туда", чтобы не нарушать разделенность миров: "Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали, не близко ведь было идти - вот тут помягче - ступайте с Богом". Вот и кандидат в президенты РФ Иван Рыбкин
|
|
|
||