Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Русский оппозиционер на rendez-vous
Как я попал на антипутинский митинг

Дата публикации:  14 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Оказавшись совершенно случайно 10 марта около шести вечера в центре Москвы на Пушкинской площади, я стал свидетелем очень даже любопытного зрелища - митинговала либеральная оппозиция нынешнему президенту, всякие трансрадикалы, правозащитники, мемориальцы и т.д. Как человек не чуждый политике я, конечно, не смог пройти мимо и углубился в толпу митингующих. Народу было немного, от силы две-три сотни. Иду себе, разглядываю нехитрые плакаты вроде "Нет удвоению ВВП", "Россия без Путина", "Свободу Чечне", как вдруг навстречу мне Илья Пономарев.

Для тех, кто не знает, поясню, что Илья в современной политике фигура весьма заметная. Десантировавшись из Юкоса в КПРФ, Пономарев за какие-то полгода - год сумел разительно изменить лицо компартии. Создал вполне приличный партийный сайт, подгреб под себя почти всю левую тусовочную молодежь, раздал, наверное, сотни интервью центральной прессе, где от имени партии наговорил весьма смелых вещей. Вообще, в последнее время складывалось впечатление, что Илью слышно больше, чем самого Зюганова. Сейчас Илья уверенно рулит капээрэфной молодежью из СКМ и, как уже было сказано, подгребает под себя все остальные левые молодежные тусовки, на деле объединяя троцкистов, сталинистов, националистов и прочих. Вот ведь как оказалось - для примирения непримиримых нужен всего лишь хороший материальный ресурс, чтобы можно было пансионатик снять на пару дней, где попоить и покормить левую тусовку, или покатать на пароходике, или свозить на автобусе в Питер. Такая вот вроде и нехитрая работа с массами, но очень даже эффективная. Так где-нибудь в подмосковном пансионате вечерком рассядутся в удобных креслах троцкист со сталинистом друг напротив друга и за бутылочкой и закуской размышляют себе на тему, брать ли у олигархов деньги или не брать. Денег им все равно особенно никто не даст, Пономарев все себе заберет, но посидеть, поговорить приятно.

- Какими судьбами? - спрашивает меня Пономарев, улыбаясь с хитрецой, почти по- ленински.

- Да вот, - признаюсь честно, - случайно шел мимо, и захотелось посмотреть. А ты здесь как? Вроде митинг-то не коммунистический. Или на деле устанавливаешь единство от КПРФ до СПС?

- Конечно, - все с такой же хитрой улыбкой отвечает Пономарев, - и даже выступать буду. Нам сейчас везде светиться нужно.

И тут я вспомнил свою дискуссию с молодым комсомольцем и сталинистом Шапиновым, который ходит в любимцах у Пономарева и Кагарлицкого. Так этот Шапинов любит утверждать, что весь правящий класс сплотился вокруг Путина, и он, Шапинов, с ним решительно борется, а вот Пономарев, наоборот, все время говорит, что элита вся враждебна Путину. Думаю: дай-ка я лично, что называется, в приватной беседе пощупаю Пономарева.

- А что, говорю - делая равнодушный вид, чтобы не выдать задней мысли, - действительно верхушка настроена так антипутински?

- На 99%, - совершенно откровенно отвечает Илья. И дальше со знанием дела добавляет: "Я среди представителей элиты еще не встречал ни одного сторонника Путина. Он никому не нужен. Пока с ним ничего не могут сделать, потому что у него реальная поддержка народа, и он через голову элит все время к нему обращается".

- Да, но он не может опираться только на народ. Не может же быть, чтобы среди элит не было никакой поддержки, - искренне недоумеваю я.

- Только узкая группа силовиков, которая вокруг него сплотилась и которая толкает его. Больше никого у них нет. Один небольшой клан, который уже повязал себя круговой порукой. Бизнесу он не нужен, так как неуправляем, - все с таким же знанием дела, вполне серьезно и уже без всякой улыбки говорит Пономарев.

Тут раздался шум динамиков, и Илья засобирался к трибуне. А я остался чесать в затылке. "Черт, какой-то симпатичный парень этот Путин, если элита его так не любит. А с другой стороны - на силовой клан опирается, а это, конечно, нехорошо", - рассуждал я про себя.

В это время начался митинг, который открыл известный правозащитник и неолиберал Лев Пономарев. Смотрю, рядом с Львом на трибуне появился мой Илья. Ведущий сразу же пошутил по поводу двух Пономаревых и стал на все лады расхваливать Илью, говоря, что и представить себе не мог, что когда-нибудь окажется в одном строю с коммунистами. Вообще, Илью в этот день хвалили все. Представляли его ни больше ни меньше лидером молодежи КПРФ. Сам Илья выступил так, что отличить его от Льва было практически невозможно. Ритуально поплакался по поводу свободы слова и демократии, по поводу преследования бизнеса, призвал к единству всех демократических сил. Потом собравшимся клятвенно пообещали, что демократия при помощи мирового сообщества обязательно победит. И тут мне стало совсем не по себе. Я остро вспомнил 93-й год, когда демократия уже победила. Вспомнил, как уходили в подполье защитники Верховного Совета, как без всякого суда закрывались газеты, как на улицах царил ментовской произвол, а потом грянули "залоговые аукционы", на которых победители делили страну. Тогда тоже везде говорили о победе демократии. Почему-то еще раз пережить эту победу очень не хотелось, и я опять подумал о симпатичном Путине, который, как говорят эти люди, стоит на пути демократии.

Потом я стал внимательно разглядывать собравшуюся публику. В основном это были пожилые москвичи, видимо, вполне хорошо устроившиеся. Что не говори - столичная рента есть столичная рента. Наверняка живут на дачах или посъезжались и сдают квартиры. Чем не жизнь. Можно ничего не делать и получать приличные деньги, причем не только по местным меркам. Рантье - не жизнь, а мечта. Еще они уверены, что только Запад гарантирует им эту мечту, потому что Запад им ее дал, разгромив советский социализм. Как я узнал, одной из тем митинга был протест против войны в Чечне, но вот ни одного чеченца я почему-то не увидел. Выходит, эти люди за чеченцев уже решили, что им нужно.

Такие невеселые мысли приходили в голову. А Путин на этом фоне казался все более и более симпатичным. Тут ко мне подошел Пономарев и пригласил на завтрашний совместный с СПС и Яблоком митинг. Это уже было слишком. Я отказался, потому что почувствовал слабость. Понял - еще один такой митинг, и я побегу в "Идущие вместе".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Верховский, Иммиграция √ проблема, а не знамение конца света /13.03/
Мы тоже вполне можем вырастить своих ле пенов и бьюкененов покруче Жириновского и Рогозина. Но пока этого не случилось, социальные проблемы еще не поздно обсуждать в социологическом, экономическом или ином прикладном плане, а не строить на теме иммиграции глобальные идеологии.
Егор Холмогоров, Выборы за отмену выборов /13.03/
Однажды человечество попыталось устроить "войну за прекращение всех войн". Сегодня в России не мешало бы устроить выборы за отмену всех выборов. И если выборы 14 марта 2004 года таковыми станут, то в истории России они останутся, причем не с самой худшей аттестацией.
Владимир Видеман, Кто победил 7 декабря? /13.03/
Уже сегодня российская политическая элита разговаривает фактически на едином языке цифр. Различаются лишь идеологические симулякры.
Максим Момот, Апокалипсис? Сегодня /13.03/
"Американцы должны понять, - указывает Бьюкенен, - что в любом "столкновении цивилизаций" русские окажутся на передней линии обороны Запада".
Выборы: энцефалограмма /14.03/
Сохранится ли в России публичная политика? Появится ли новая оппозиция? С какими проблемами в первую очередь столкнется новоизбранный президент? Что произойдет со свободой слова? На вопросы РЖ отвечают журналисты, гуманитарии, люди искусства.

По фиксированным ценам пледы из овечьей шерсти для всех желающих.

предыдущая в начало следующая
Дмитрий Якушев
Дмитрий
ЯКУШЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: