|
||
/ |
Не просто "рывок"
Дата публикации: 19 Марта 2004 Круглый стол, проведенный 27 февраля в "Даев Плаза" под руководством политического обозревателя журнала "Мир Евразии", политолога Михаил Ремизов: Грузинская Из чего состоит "механизм десуверенизации"? Во-первых, это просто рычаги влияния на внутреннюю политику, которые в любой момент можно привести в действие. И во-вторых, это универсальная идеология, которая говорит о критериях легитимности. Но универсальной она является только в том отношении, что касается всех, а не в том отношении, что все ее могут применять. Напротив, ее применение является эксклюзивным, монопольным правом имперского субъекта, что Соединенные Штаты очень убедительно демонстрируют. Хотя именно здесь возникают определенные проблемы. Либерально-демократический стандарт, на который ссылается эта идеология, исторически связан не с имперской традицией, а с системой государств-наций. Дело в том, что государства-нации существуют именно в системе, и эта система является в принципе пост-имперской. Она является альтернативой имперскому принципу верховного мирового арбитра и возникает в ситуации, когда государства хотят взаимно гарантировать легитимность друг друга в рамках своего рода круговой поруки международного права. В общем-то, тот факт, что сегодня Соединенные Штаты эффективно монополизируют решение вопроса о легитимности тех или иных режимов и государств означает, что либерально-демократический стандарт вводится в контекст имперской политики. В этой ситуации та система взаимных гарантий суверенитета, на которую до сих пор многие полагаются, перестает иметь решающее значение. Все призывы к международному праву, во время операции в Ираке (или в ходе других операций, которые были или, наверно, будут) - они воспринимаются как позиция слабого. Соответственно, попытка сделать ставку на Что остается? Пожалуй, только одно: самим контролировать критерии собственной легитимности. Это значит фактически: создавать собственный имперский ареал - в котором могут действовать самые разные внешние силы, но в котором не могут действовать внешние арбитры и контролируемые извне стандарты цивилизационного качества. Мы до сих пор, к сожалению, очень далеки от такого понимания самостоятельности. Над постсоветскими режимами до сих пор довлеет фантом транзита и будет довлеть еще долго, если мы не приложим колоссальных политических, идеологических усилий, для того, чтобы преодолеть синдром "переходного периода". Преодолеть ощущение, что существует какой-то стандарт, к которому мы "переходим" и что существуют какие-то носители этого стандарта, которые уже находятся в том "будущем", к которому мы стремимся, и могут нас с высоты этого будущего оценивать. На данный момент "образ будущего" - это и есть тот главный ресурс, которым располагает Запад, воспринимаемый как некий моносубъект. Здесь можно было бы уйти в культурологию и отчасти в футурологию, но я хотел бы сказать о вещах подчеркнуто прагматичных. Прежде всего, хочу заметить, что интеграционистская риторика в рамках СНГ она не обращена в будущее, а подчеркнуто обращена в прошлое. Пока ничего кроме этого нет. Мы понимаем, что в базисе этой интеграционистской идеологии есть какие-то прагматические интересы. Но надстройка - это пассеизм, это воспоминание об общем прошлом. Если и в дальнейшем идеология в рамках постсоветского пространства будет сугубо оборонительной - пассеистской, то мы будем проигрывать. Давайте исходить из этой прагматической надстройки. Что мы там видим? Если сравнивать Россию и Казахстан, то это два государства, которые пытаются использовать свою счастливую природную одаренность, я имею в виду одаренность природными ресурсами, для создания развитой экономики. При ближайшем рассмотрении мы неизбежно увидим, что эта задача не просто сложна, а что она прямо противоречит той логике мирохозяйственных связей, которая нам навязана. Почему? По одной простой причине. Пресловутая "мировая экономика", экономика "глобализирующегося мира" хочет от сырьевых государств очень простой вещи: чтобы они оставались сырьевыми. В этой связи возникает очень интересная ситуация. С одной стороны, построение развитого капитализма - это и есть та цель, которой публично благоволит "Запад" и о которой говорят нам всевозможные транзитологи. С другой - любая реальная попытка с нашей стороны строить сильный промышленный капитализм будет колоссальным жестом нелояльности по отношению к навязанным нам правилам игры, по отношению к экономической логике "мировой империи". Получается, если мы хотим строить "развитой капитализм", то снова - "в отдельно взятой стране". Но в отдельно взятой стране строить капитализм очень сложно. Лучше строить его в рамках "большого пространства", которое консолидировано и геокультурно, и экономически. В котором некогда уже была налажена своя система разделения труда. Возвращаясь к российско-казахской политике, я хотел бы сделать очень короткий вывод. Все силы, которые себя мыслят себя как национал-капиталистические, которые мыслят себя агентами или носителями модернизационной идеологии, должны честно и трезво осознавать, насколько сложной является их задача. Им предстоит не просто совершить "рывок", а преодолеть колоссальное сопротивление мирохозяйственной системы. Это первое. И второе, решить эти задачи можно только в интеграции с теми соседними государствами, перед которыми стоят сходные проблемы. Перед которыми также стоит задача перехода от сырьевой экономики к экономике промышленного роста. Поэтому национал-капитализм, как в России, так и в Казахстане - это не
|
|
|
||