|
||
/ |
Манифест Дата публикации: 30 Марта 2004 Бывший бизнесмен Михаил Ходорковский выступил в газете "Ведомости" с письмом под красноречивым заголовком " Адресаты письма отреагировали на него сразу же: на сайтах Снимает, но не до конца. Неизвестный писатель проявил себя в тексте настолько ярко, что "покаянное письмо" Ходорковского представляется явно чем-то большим, нежели простой пиар-акцией в контексте конкретного судебного разбирательства. Хотя, конечно, можно остановиться на примитивной версии, будто бы опальный олигарх осознал в полной мере предательство Запада по отношению к нему лично. Действительно, реакция в Европе и США на арест главы ЮКОСа была неожиданно приглушенной: газеты молчали, дикторы телевидения перевирали фамилию "сидельца", канадский адвокат Роберт Амстердам стушевался. А ведь логично было бы лоббировать интересы "личного врага Путина" перед западным общественным мнением. В США и в Европе обычно не пренебрегают такими случаями. Но странным образом дело Ходорковского в "свободном мире" вызвало меньший резонанс, чем даже дело Пасько, хотя фигуры эти по степени своего влияния совершенно несопоставимые. Причины такого гробового молчания? Только сигнал сверху. Предательство влиятельных кругов, естественно, вызвало горькое осознание того, что стоит "научиться искать правды в России, а не на Западе". Но манифест же им не ограничивается! Ходорковский апеллирует не к Западу. Текст составлен для русской, исконно русской аудитории. Написать такое мог только человек, глубоко чувствующий и понимающий коллизии русской истории, осознающий русское революционное прошлое как, может быть, главную страницу этой истории, а значит, принимающий Россию со всеми ее фундаментальными противоречиями. Письмо писал человек, не просто затвердивший с юности догматы марксизма-ленинизма, но впитавший дух народничества, строящий свои рассуждения на глубинных этических принципах, а также помнящий о некоторых русских культурных архетипах, которые пережили века и дошли до новейших времен почти непоколебленными. Один из таких архетипов, который явно присутствует в письме и обращен непосредственно к сердцу русского читателя, - архетип благоразумного разбойника, раскаявшегося грешника. В свете использования этой культурной модели очень органично смотрится некая безадресность письма: оно обращено не к Путину, не к каким-то мифическим спонсорам, не к "электорату" и не к "общественности". Это письмо адресовано русскому народу как культурной общности. Именно по такому "адресу" предлагает Соня Мармеладова идти каяться Раскольникову: встать на колени на Сенной и поклониться на все стороны света. Раскаявшийся разбойник - один из любимейших русских культурных героев; вспомним хотя бы Кудеяра-атамана, за которого в народной песне Покаяние такого рода немыслимо на Западе. В американских и европейских газетах нередко выступают опальные руководители высшего звена, обвиненные в коррупции и прочих финансовых преступлениях. Их тезисы, как правило, сводятся к умелому манипулированию юридическими приемами, к обелению себя. В дальнейшем эти газетные статьи служат подспорьем в различного рода контрпроцессах - против "допущенной несправедливости". Впрочем, в последние годы эта тактика себя изживает. Общественность все чаще требует непривычного "искреннего раскаяния" (в западном мире оно не принято, поскольку подразумевает признание своей вины). За отсутствием такого раскаяния Желание Ходорковского "стать своим" в российском культурном пространстве воплощено не только в покаянии. Оно сквозит во всем тексте, с начала и до конца. Кульминацией можно считать страстный пассаж: "Для меня же Россия - Родина. Я хочу жить, работать и умереть здесь. Хочу, чтобы мои потомки гордились Россией - и мною как частичкой этой страны, этой уникальной цивилизации". "Свойскость" проскальзывает и в обращении к публицистическим канонам ушедшего века: "к коим я отношу и себя, грешного", "со стыдом за себя, любимых", "премного способствовал", "в первую голову", "тем паче". Нельзя не отметить и явно "ленинские" нотки в письме: атаку на усредненный образ "русского либерала", употребление фраз о "капитуляции", о "розовых либеральных представлениях о действительности", о "муторной истории русского либерализма". Наконец, ленинско-народническая риторика дополняется прямым цитированием В конце концов, глубоко российской чертой надо признать стремление класть в основу оппозиционной идеологии этические принципы: прежде всего правду и справедливость. Причем Ходорковский делает это не из боязни грядущих социальных потрясений (летом 2003 года сподвижник Ходорковского Немцов, публикуя статью с названием-близнецом " В контексте сказанного убедительными покажутся и лоббирование идеи природной ренты, и обоснованная критика в адрес своих соратников, и возвращение к "ошибкам прошлого" (впрочем, Ходорковский называет их ошибками лишь вскользь, подтверждая тот факт, что письмо написано не с целью обелить себя). Автор письма работает на то, чтобы вызвать к себе доверие, несмотря на все свои прошлые и настоящие недостатки и прегрешения. Письмо Ходорковского - больше чем покаяние. Покаяние есть прозрение, но данный документ - дело рук человека, давно и прочно уверенного в своей правоте. Поэтому есть смысл считать письмо настоящим манифестом нового российского политического класса, который абстрагируется от "левых" и "правых", "белых" и "красных" догм ради более широкого взгляда на перспективы России.
|
|
|
||