|
||
/ |
Ложноножки
Дата публикации: 12 Апреля 2004 Печальный, молчаливый сентябрь стоял в прохладном пустопорожнем поле, где не было теперь никакого промысла. Одно окно в вагоне было открыто, и какие-то пешие люди кричали в поезд: Лекция Как ранее Недаром, по мнению Само формирование "нового Агитпрома" относится к рубежу 1999-2000 годов, то есть к периоду создания медиа-машины по производству "стабильности". Система формирования общественного мнения "масс" была остроумно решена и реализована в режиме задания "повестки дня". В этом случае контроль над целеполаганием осуществлялся путем задания "рамок" - в виде того "разрешенного" набора вопросов, которым дано исключительное право составлять все пространство идей. Затем одно из выделенных "мнений" трансформировалось через Информация, способная повлиять на принятие решений или поведение масс, вначале закреплялась как мнение "экспертов", а через них передавалась представителям СМИ. Затем уже по информационным каналам транслировалась широким народным массам. Такая псевдосхема "двухступенчатого потока коммуникации" просто зеркальна классической Реализация пропагандисткой модели привела к тому, что на данный момент вместо сообщества экспертов как профессионалов стал возможен узкий круг политических комментаторов широкого профиля или С другой стороны, очевидный кризис и девальвация системы партийного представительства привели к изменению общепринятых партийных функций. Известно, что традиционно партии выполняли такие функции, как социальное представительство, коммуникация, мобилизация и, кто еще не забыл, обретение политической власти. Сегодня часть этих функций взяли на себя другие социальные институты, например СМИ. По мнению ряда исследователей, именно масс-медиа выступают сегодня важнейшими агентами политической коммуникации. Это даже дало основание для вывода о том, что в российских условиях СМИ действуют в качестве политических партий. Например, В.Третьяков предложил назначить каждый существующий телеканал одной из действующих политических партий. Однако не только партии, но и СМИ не являются сегодня самостоятельными политическими игроками. Это лишь надземная часть грибницы политических сетей или "ложноножки" реальных центров политической власти. Властная структура современного российского общества имеет три основных уровня. Верхний - элита, принимающая стратегические решения; внизу - масса, обреченная воспринимать принятые наверху решения. "Средний класс" составляют группы, назначенные транслировать на массовый уровень принятые элитой решения. К этой исчезающей категории можно отнести не только вымирающую секту политтехнологов и лидеров политических партий, но также представителей политических СМИ. В последнее время число субъектов реальной власти, обладающих достаточными для самовоспроизводства ресурсами, значительно сократилось. Из союза исполнительной власти регионального и федерального уровня и крупного бизнеса как-то Таким образом, в настоящее время единственной нишей для существования политических СМИ остается их функционирование в качестве инструмента завоевания политической власти в регионах. Политическая пресса проделала большой путь от стенгазет и боевых листков до общепризнанной роли "коллективного организатора и пропагандиста". В деполитизированном обществе ей предстоит вернуться в свои скромные уделы.
|
|
|
||