Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Ложноножки
Дата публикации:  12 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Печальный, молчаливый сентябрь стоял в прохладном пустопорожнем поле, где не было теперь никакого промысла. Одно окно в вагоне было открыто, и какие-то пешие люди кричали в поезд:
- Эй, сволочи!
Иногда встречные пастушонки просили:
- Брось газету! - Газета им требовалась на цигарки.
Андрей Платонов "Город Градов"

Лекция Глеба Павловского о СМИ дала прекрасный повод рассмотреть состояние современной структуры политических коммуникаций. Тем более, что сам лектор разъяснил немало занятных вещей о работе пропагандистской машины. Или, пользуясь термином докладчика, "Агитпрома", как механизма для решения основной задачи власти - ее удержания. Это потребовало, как объяснили студентам, создать "систему идейного обеспечения власти путем постоянного переобъяснения реальности".

Как ранее заявлял сам Павловский, "для этого была построена медиа-машина популярности, машина, производящая популярность как смазку проведения непопулярных реформ" Эта агитмашина является трансформацией исторически сложившейся системы советского агитпропа. Но в отличие от раннесоветского периода, когда требовалось воспроизводство "политического" (например, образы "врагов народа"), эта система была направлена на поголовную деполитизацию общества. Именно поэтому "она производила стабильность и умиротворение в товарных количествах".

Недаром, по мнению ряда экспертов, политика Путина воспринимается сегодня как "политика, которая нацелена на привлечение неполитизированных, конформистски настроенных слоев электората, то есть на умиротворение неполитизированного большинства". Ей в точности соответствует основной мотив голосования на недавних выборах: "Слава богу, пришла стабильность, и есть люди, которые эту стабильность нам сделали, и за них будем голосовать. Независимо от того, красные, белые..."

Само формирование "нового Агитпрома" относится к рубежу 1999-2000 годов, то есть к периоду создания медиа-машины по производству "стабильности". Система формирования общественного мнения "масс" была остроумно решена и реализована в режиме задания "повестки дня". В этом случае контроль над целеполаганием осуществлялся путем задания "рамок" - в виде того "разрешенного" набора вопросов, которым дано исключительное право составлять все пространство идей. Затем одно из выделенных "мнений" трансформировалось через одобрение президента (как гаранта доверия всей политкоммуникации) в инстанцию "реального" для остального общества.

Информация, способная повлиять на принятие решений или поведение масс, вначале закреплялась как мнение "экспертов", а через них передавалась представителям СМИ. Затем уже по информационным каналам транслировалась широким народным массам. Такая псевдосхема "двухступенчатого потока коммуникации" просто зеркальна классической схеме Р.Лазарсфельда. Она не учитывает, что самые эффективные каналы массовой коммуникации проходят через первичные группы, отсутствующие на всех этих театрализованных Дебатах и Форумах.

Реализация пропагандисткой модели привела к тому, что на данный момент вместо сообщества экспертов как профессионалов стал возможен узкий круг политических комментаторов широкого профиля или "лиц без определенных занятий". Сами клишированные "эксперты" стали штатными обозревателями в печатных СМИ и на телеэкране и составили ощутимую конкуренцию профессиональным политжурналистам. Однако назначение премьер-министром Фрадкова стало очевидным крахом для такого рода "объяснительной политологии".

С другой стороны, очевидный кризис и девальвация системы партийного представительства привели к изменению общепринятых партийных функций. Известно, что традиционно партии выполняли такие функции, как социальное представительство, коммуникация, мобилизация и, кто еще не забыл, обретение политической власти. Сегодня часть этих функций взяли на себя другие социальные институты, например СМИ. По мнению ряда исследователей, именно масс-медиа выступают сегодня важнейшими агентами политической коммуникации. Это даже дало основание для вывода о том, что в российских условиях СМИ действуют в качестве политических партий. Например, В.Третьяков предложил назначить каждый существующий телеканал одной из действующих политических партий.

Однако не только партии, но и СМИ не являются сегодня самостоятельными политическими игроками. Это лишь надземная часть грибницы политических сетей или "ложноножки" реальных центров политической власти. Властная структура современного российского общества имеет три основных уровня. Верхний - элита, принимающая стратегические решения; внизу - масса, обреченная воспринимать принятые наверху решения. "Средний класс" составляют группы, назначенные транслировать на массовый уровень принятые элитой решения. К этой исчезающей категории можно отнести не только вымирающую секту политтехнологов и лидеров политических партий, но также представителей политических СМИ.

В последнее время число субъектов реальной власти, обладающих достаточными для самовоспроизводства ресурсами, значительно сократилось. Из союза исполнительной власти регионального и федерального уровня и крупного бизнеса как-то сам собой выпал бизнес. Эта тенденция стала одним из проявлений моносубъектности власти или наступившим "всерьез и надолго" преобладанием федеральной вертикали по отношению к крупному бизнесу. Однако такому прессингу подверглись не только сами олигархи, но и их партийная клиентура, и связанная с ними политическая пресса.

Таким образом, в настоящее время единственной нишей для существования политических СМИ остается их функционирование в качестве инструмента завоевания политической власти в регионах. Исходы недавних губернаторских выборов показали явную недооценку федеральных политических СМИ как инструмента для удержания власти перед лицом протестного электората. Именно эта функция - обретение и удержание политической власти в регионах - представляется сегодня главным форматом существования современных политических СМИ.

Политическая пресса проделала большой путь от стенгазет и боевых листков до общепризнанной роли "коллективного организатора и пропагандиста". В деполитизированном обществе ей предстоит вернуться в свои скромные уделы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Леонид Рузов, Составные слова /16.04/
"Школа коммунизма" когда-то играла определенную роль в управлении социумом и в распределении материальных благ. Блага остались, роль в управлении - ушла. Есть представительство во власти, альтернативные коммунистам первомайские демонстрации и т.п.
Сергей В. Бирюков, Нужен закон о традиционных конфессиях /08.04/
┘Они призваны стать равноправным партнером государственной власти и взять на себя ответственность за решение конкретных проблем.
Максим Момот, Напрасный труд /07.04/
Классовая борьба в современной России заметно поутихла. Шахтеры больше не требуют свержения президента и изменения общественного строя, и о других бастующих доходят лишь слухи. Покой, казалось бы, снизошел на истерзанную враждой российскую землю.
Александр Верховский, "Неоконсерватизм" как продолжающийся "кризис либерализма" /16.04/
Поток реальных событий размывает едва формирующееся единство "новых консерваторов", норовит разнести их по привычным берегам, которые в 90-е обозначали, с одной стороны, порыв к свободе, с другой - совковую или русско-имперскую ретроградность
Сергей Лукашевский, Новая религиозная политика /16.04/
Выстраивая отношения с религиозными организациями, власть предпочитает простые решения сложным. Опора на административный ресурс позволяет решать конкретные сиюминутные задачи, но даже в сфере политики закладывает основу для будущих кризисов.


предыдущая в начало следующая
Алексей Невзоров
Алексей
НЕВЗОРОВ
al_nevzorov@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: