Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20040506-nskaya.html

Эстония и N-ская область
Максим Артемьев

Дата публикации:  6 Мая 2004

Состоявшееся расширение Евросоюза, вступление в него новых государств, в том числе бывших советских республик Прибалтики, а ныне - независимых стран Балтии, заставляет задуматься не только о последствиях этого процесса для России, но и об упущенных ею возможностях.

Мысль о том, сколько мы потеряли за время, прошедшее с 1991 года, насколько эффективней его использовали латыши, литовцы и эстонцы, может казаться вполне абстрактной, не приложи ее к конкретным людям и городам.

Возьмем, к примеру, Эстонию, самую маленькую республику из "бывших", кстати, наиболее продвинувшуюся по пути рыночных реформ - максимально полно и быстро проведшую приватизацию, изначально прикрепившую курс кроны к германской марке, осуществившую реституцию, одной из первых в Европе совершившую переход к "электронному правительству". (Во многом эти достижения - заслуга дважды премьер-министра Марта Лаара, который на недавней встрече Путина с либеральными экономистами давал российскому президенту некие советы).

Это государство и по площади (45 тыс. кв. км.), и по населению (1,5 млн.) вполне сопоставимо со средней российской областью, например, Пензенской (Тульской, Смоленской, далее по списку). Но сколь разительно отличаются прошедшие тринадцать лет у них и у нас! Сравним Эстонию и любую из областей в плане свершившихся изменений.

Для любого непредвзятого наблюдателя станет очевидной существенная разница между косно-застойной жизнью российской области и насыщенно-реформаторской прибалтийской страны. (И благо, если бы "косно-застойная жизнь" означала размеренный быт - фундамент устойчивого благополучия).

За это время в Эстонии сложились и устоялись пять-шесть политических партий, коалиции между которыми определяют состав правительства. Главы последнего успели поменяться много раз в соответствии не только с результатами выборов, но и межпартийными взаимоотношениями. Аналогичный процесс происходит и в муниципалитетах, чье руководство всегда партийно, а не состоит их "крепких хозяйственников". На политическую арену выдвинулись сотни новых лидеров, находящихся под жесткой критикой вполне независимых СМИ. В крошечной стране перманентно происходят публичные скандалы а-ля Европа, в конечном счете укрепляющие законность и демократию.

В Псковской (Липецкой, Орловской) области за тот же срок поменялось два, много три губернатора. А на низовом уровне не стряслось никакой качественной чистки госаппарата (что было поставлено "демократами" себе же в заслугу). Вся та же прежняя элита и ее прямые наследники определяют политику в регионе. Менталитет, политическая культура остались неизменными. Основные решения принимаются кулуарно, борьба если и происходит, то внутри своекорыстной элиты. СМИ, как правило, несвободны административно и финансово несамостоятельны.

Если взять ведущих эстонских политиков - министров, депутатов, мэров, определяющих курс страны, - то среди них фактически нет людей, связанных с прошлым истеблишментом, в лучшем случае - осталось несколько человек из числа директоров и бюрократов второго звена. Но от этого пресловутая "управляемость" - божество, которому поклонялись и поклоняются в России все постперестроечные годы, - ничуть не пострадала. Никто не скажет, что ситуация с ЖКХ, транспортом или связью в Эстонии хуже чем у нас, скорее, наоборот.

Но зато сколько потенциальных политических и общественных лидеров не раскрылось в той Пензе, сколько, поверивших в перемены и принявших активное участие в кампаниях 1990-91 гг., были выдавлены из политики в последующие годы.

И так - в любых сферах жизни. По всем основным социально-экономическим параметрам - среднедушевой доход, размер пенсии, уровень заработной платы - бедная естественными ресурсами Эстония перегнала богатую нефтью и алмазами, газом и углем, лесом и рудами Россию, доказав лишний раз, что все дело - в принципах управления.

Самое трагичное во всем этом - бессмысленное расточительство способностей и талантов, коими богато одарены жители российских регионов. Не в силах найти им применение на местах из-за заскорузлости, отсутствие вертикальной, да и горизонтальной мобильности в лучшем случае выталкивает людей в Москву, в худшем - обуславливает пропадание втуне. Смоленские лаары и партсы, мери и калласы так и прозябают в неизвестности. Конечно, есть ростки нового, которые пробиваются и через асфальт. Но сколько ненужных рогаток и барьеров существует на их пути!

Короче говоря, хвастать нам особенно нечем. Не доведя до логического завершения процесс реформ, затормозив их даже не в середине пути, а в самом начале, не лучше ли порадоваться открывшейся возможности вблизи понаблюдать за жизнью новых членов Европейского союза, нашедших в себе силы и мужество преодолеть препятствия, и, быть может, что-то перенять у них.