![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ |
"Современная идиллия"-2
Дата публикации: 11 Мая 2004 ![]() ![]() ![]() Едва ли не самые блестящие описания российской жизни времен царствования Александра Третьего оставил нам Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Написанная им в 1977-1883 годах *** Тогда же, в начале восьмидесятых, группы советских социологов пытались дать описание окружающей действительности. Положение их было хуже губернаторского (помните у К чести Симона Кордонского, и в своей Начальственная иерархия, в тени которой терялась петровская "табель о рангах": около семидесяти ступеней "сверху донизу", от генсека до рабочего - для того, чтобы перечислить все позиции по всем "вертикалям", требовался "папирус" в рост человека. Нищие фасады деревенских домов, а на заднем дворе вполне работоспособная сельхозтехника, которой там по закону быть вовсе не могло. Политэкономия социализма не имела ко всему этому ни малейшего отношения. Перед этой реальностью, в общем, пасовала и "советология". Анализ, проведенный Кордонским (и аккумулированный в "В действительности все совсем не так, как на самом деле" - это утверждение почти повторяет название одной из статей Симона Кордонского. Вроде бы человек рабочий, горожанин - трудится на заводе, живет в хрущобе. А что на поверку? "На завод он ходит лишь затем, чтобы что-нибудь утащить и увезти на дачу", где и находится основное "рабочее место", - на этом натуральном хозяйстве держалась и держится вся страна. Подобная "конкретная социология" оказывается небезопасна не только для "державы", но также и для исследователя, и для предмета его исследования. Материалы изучения какого-нибудь маленького городка раньше могли лечь в основание уголовного дела, и еще вопрос - против кого. Могли посадить местное начальство, а могли - автора. Теперь, скорее всего, просто "закажут" саму экспедицию... В чем привлекательность текстов Кордонского? Он не пытался создать альтернативную официальной "общую теорию всего", учение, которое тоже "всесильно, потому что верно", - такого рода трудами всегда были завалены редакции журналов, научных и не очень. "Не ищите смысла там, куда вы сами его не клали", - говорил на этот счет Александр Сергеевич Не только на этом фоне, но и "по гамбургскому счету" концепции Симона Кордонского, дававшие описание и объяснение важным частным сюжетам - "дачной экономике" или "административному рынку", - выглядели вполне достойно. В них, прежде всего, виден интерес к предмету исследования, понимание его действительной сложности. Они описывали этот предмет "в пределах области определения", не претендуя на всеобщность. Вряд ли кто-то попытался бы кодифицировать административный рынок, но знание о нем при разработке разного рода кодексов было бы, безусловно, полезно. И одновременно это была убедительная деконструкция любой тотальной концепции. *** И вот - 2004 год. Что-то в России изменилось, что-то осталось по-прежнему. "Что там в Ливии, мой Постум, или где там?/ Неужели, Постум, мы еще воюем?" Правда, не в Центральной Азии, как двадцать или сто двадцать лет назад, а - спустя полтора века - на Кавказе. Симон Кордонский не исследует государство, но является его частью. В ходе лекции он - может быть, вопреки своему желанию - оставался Вот некоторые максимы, промелькнувшие в речах мэтра. Современная "свободная пресса", средства массовой информации сочетают в себе два пережитка советского строя - "донос" и "письма трудящихся"... Неправительственные организации живут на западные гранты, убери это финансирование - и все, не будет их..."- и так далее. А есть - государство, каковое положено России от века. А то обстоятельство, что общество и государство у нас не то что не совпадают, но и не особо пересекаются, подлежит исправлению. Разумеется, это не противоречит современной кремлевской политике, хотя и не проговаривается столь явно. Однако было бы слишком просто видеть за этими словами простое восприятие чужих мнений. Что общего во всех этих моделях, так это их простота. Все отчасти правильно - и все слишком просто. Да, кто-то пилит бюджет и сливает компромат, но есть ведь и нечто иное, менее заметное, но от того не менее существенное. Ведь при подобном подходе можно было бы утверждать, что: "Земля состоит из безжизненного камня и металла - жизни нет. Действительно, доказать отсутствие во Вселенной самого докладчика - или же его исчезающую, пренебрежимую малость - очень просто. Откуда же такое упрощение? Прежде всего - от тихого перепуга реальностью. Симон Кордонский, вооружившись, по выражению Что же на выходе? Упрощенные модели, которые не годятся ни для прогнозирования, ни для управления - только для "рационализации и утилизации необъяснимых явлений". Собственно, с реальностью враждебной именно так и поступают. Вспоминается еще один щедринский персонаж, Угрюм-Бурчеев: тот все хотел реку перегородить, а то чего это она просто так себе течет? *** Михаил Евграфович Салтыков, прежде чем прославиться под псевдонимом "Щедрин", вначале семь лет "оттрубил" в Вятском губернском управлении, куда был сослан в апреле 1848-го по высочайшему указу Николая Павловича. Как писали в сталинское время, "это помогло писателю узнать жизнь народа". Во всяком случае в его текстах видно знание подробностей жизни - нет, не народа, а государства, к которому тот относится "без комплексов". В отличие от классика, в случае Симона Кордонского "хождение в народ", социология и интересная публицистика предшествовали пребыванию на государственной службе. Последняя, возможно, выиграла, но речь Симона Гдальевича стала заметно сдержаннее. Хотелось бы думать, что только речь, но не мысль. Впрочем, о последнем можно будет судить лишь по прошествии времени. ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||