Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
"Тучи над городом встали"
Дата публикации:  21 Мая 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Есть позднелатинская притча: охотник, убивая вепря, нечаянно наступил на змею, которая в отместку его укусила; в итоге погибли все трое. Данная притча может служить иносказанием того, что происходит в Ираке. С тем отличием, что охотник пока укушен не смертельно, зато на место одной раздавленной змеи немедленно выползает множество других.

Отнюдь не считаю, что Соединенные Штаты зря пошли войной на Ирак. Давно пора было вскрыть этот застарелый гнойник, именуемый Саддамом Хусейном, который сам себя считал наследником Навуходоносора, "царя вавилонского и всея вселенныя". Напомню, что согласно с идущей от библейских времен традицией образ Навуходоносора - концентрированное выражение зла на государственном уровне, равно для христиан и мусульман. Поэтому у всех истинных, а не "липовых" мусульман падение Саддама не могло не вызвать чувства удовлетворения. Другое дело, что, учитывая, кто в данном случае оказался победителем, они предпочитали не высказывать этого чувства вслух или высказывали его сквозь зубы.

В самих Соединенных Штатах поход обосновали тем, что Саддам прячет в своих тайниках какие-то виды оружия массового уничтожения, которыми угрожал непосредственно американцам. А поскольку таковые до сих пор не найдены, многие американцы стали обвинять Буша (и эти обвинения были подхвачены "мировым общественным мнением") в том, что он их "обманул". На самом деле в распоряжении Саддама уже имелось химическое и бактериологическое оружие, которое он не колеблясь применил даже в войне со своими единоверцами (иранцами). (Было бы и ядерное оружие, если бы израильтяне еще в 1981 году не разбомбили строящийся реактор в Оссираке.) Какие могли быть сомнения в том, что Саддам продолжает свои усилия в этом направлении?! А то, что запасы химического и биологического оружия до сих пор не найдены, еще не означает, что их нет. И то и другое, особенно последнее, можно спрятать так, что его никто никогда не найдет. Но даже если бы его не было, стоило ли ждать, пока оно появится и будет пущено в ход?

Руководство в Вашингтоне пыталось как-то связать Саддама с "Аль-Каидой", потому что руку "Аль-Каиды" американцы уже почувствовали на себе. В действительности Саддам (враг исламистов) с "Аль-Каидой" не был связан или был связан очень слабо. Одинокий волк, он был это этого не менее, а в некотором смысле даже более опасен, ибо в его распоряжении находилось целое государство, в котором он мог делать все, что хотел (прячась разве что от заглядывающих в его владения космических спутников).

С какой стороны ни посмотри, американцы поступили правильно, обрушив на голову Саддама смертоносный удар. Ошибка же, вероятно, заключается в том, что они вовремя не ушли из Ирака. Когда именно им следовало уйти, должен был решить кто-то, кто находился in loco и хорошо чувствовал все восходящие и нисходящие токи. Возможно, таким моментом было пленение Саддама. Теперь, судя по многим признакам, эта возможность уже упущена.

Таким образом, американцы имели возможность осуществить в Ираке эффектный coup d'eclat: блеснуть (своим подавляющим военным превосходством), пленить (Саддама) и улететь. Вместо этого они избрали иную, казалось бы, более амбициозную тактику: "твердой ногой" стать меж Тигром и Евфратом. Но, увы, нога чем дальше, тем больше увязает, и как-то ее еще удастся вытащить, Бог весть. Начав гладью, по русской пословице, можно кончить гадью. Вряд ли тут поможет и вмешательство ООН, к которой американцы теперь обращаются за помощью.

Конечно, скорый уход американцев в самих США вызвал бы волну нареканий: опять-де не довели дело до конца, не построили в Ираке демократию по западному образцу; вместо этого оставили страну в состоянии хаоса, который вот-вот перерастет в гражданскую войну. Но построение демократии западного типа в Ираке - чистая химера. В поддержку этой идеи выступает лишь тончайшая прослойка (преимущественно живших на Западе) иракцев, не пользующихся достаточным влиянием в своей стране. А гражданская война в Ираке (между шиитами, суннитами и курдами и даже внутри каждой из этих этнических или религиозных групп), вероятно, все равно неизбежна. Присутствие американцев ведет лишь к тому, что все враждующие (реально или потенциально) стороны обращают свою вражду на них.

Между прочим, согласно древней легенде, падение Навуходоносора привело к тому, что Вавилонское царство надолго стало обиталищем бесчисленных змей.

Возможно, именно своевременный уход позволил бы американцам оказывать большее влияние на ход дел в Ираке, чем это происходит сейчас. Эффектный удар, нанесенный если не по сердцу мусульманского мира (таковым является, конечно, Мекка), то, во всяком случае, по его исторической голове (Багдад - древняя столица Халифата), не мог не произвести впечатления на Востоке, где, как известно, уважают силу. Иракцы постоянно помнили бы, что, однажды улетев, американцы в любой момент прилетят обратно. Угроза новой интервенции висела бы над Ираком, как дамоклов меч, предупреждая против нежелательных для американцев действий.

Похоже, это максимум того, на что могут рассчитывать за океаном. Надеяться на что-то большее - значит нарываться на сплошные разочарования.

Беда американцев в их глубокой несовместимости с мусульманским миром (обратное тоже верно), проистекающей от взаимного непонимания.

Для мусульман американцы - те же "франки", что некогда пошли против них восемью крестовыми походами; недаром они и сейчас называют западных интервентов "крестоносцами". Некоторое сходство как будто подтверждается тем, что "на кону" опять оказалась Святая земля, только на сей раз Запад захватил ее, как считают мусульмане, руками израильтян.

На самом деле войны, которые ведут американцы и их союзники, будь то Ирак или Афганистан, никоим образом не являются религиозными. Сами американцы на официальном уровне тщательно избегают каких-либо аналогий с крестовыми походами, хотя на уровне средств массовой информации они периодически прорываются. И дело не в том, что американцы перестали быть религиозными (напротив, это один из самых религиозных народов на Западе), но их сегодняшнее христианство, так сказать, усеченное: от него оставлены только голубые и розовые тона, а все темные и грозовые вытравлены (я говорю о религиозном самочувствии большинства, не беря в расчет наличие многочисленных исключений). По данным опросов, большинство американцев верят в существование рая, но вот что замечательно: лишь немногие сомневаются, что туда попадут. С их точки зрения, "добрый боженька" раз и навсегда благословил американский образ жизни. Такое мягкотелое и "теплохладное" христианство менее всего располагает к тому, чтобы нести в мир религию Креста; в мир стоит нести американский образ жизни, а это совсем другое дело.

Показательно, что в американских фильмах очень религиозные личности практически всегда отрицательные персонажи. Можно сказать, что Голливуд таким образом проявляет неблагодарность по отношению к тем, кого принято называть первостроителями Америки. Более того, неблагодарность проявлена и в отношении фильма, с которого берет свое истинное начало американское кино: я имею в виду "Рождение нации" Д.Гриффита, прославившего Ку-клукс-клан (здесь надо уточнить, что поздний - 20-х годов ХХ века - Клан, распространению которого способствовал фильм Гриффита, выступал не столько против негров, сколько в защиту "чистого" американизма от любых "чужеродных" посягательств, откуда бы те ни исходили). Апофеоз фильма - кавалькада всадников в белых балахонах, украшенных крестоносной символикой, под звуки "Полета валькирий" мчащихся наказать каких-то там злодеев, - почти неизменно срывал бурные аплодисменты аудитории. Даже либеральнейший из американских президентов В.Вильсон был настолько впечатлен фильмом, что сказал, протирая очки: "Это история при свете молний".

Нынешние гиперкритики собственной страны, коими изобилует Америка, считают, что исламский экстремизм имеет прямое отношение к Ку-клукс-клану, что это "тот же Ку-клукс-клан, приобретший чудовищные масштабы"(1). Иначе говоря, мусульманский ответ на вызов, однажды брошенный "белыми балахонами". Но исламские экстремисты вряд ли видели "Рождение нации" или хотя бы слышали о нем, зато не могут не знать, что все, что связано с ККК, давным-давно считается в Америке сугубо неполиткорректным. Конечно, настроения, питавшие фильм Гриффита, не умерли, они сохраняются как подспудные и еще могут выйти на поверхность - но как раз в ответ на исламский экстремизм.

Американский универсализм утратил не только религиозную составляющую, но в значительной части и нравственную. Лет сто назад американские конгрессмены привычно гремели против царящего в Европе "разврата", а добропорядочные американские матроны шили штанишки для африканских негров, дабы те не оскверняли белый свет своим излишне натуральным видом. Сегодня понятие разврата (depravity) занимает все более скромное место в американском лексиконе, сгибаясь под натиском другого всепобеждающего понятия - "права человека".

Казалось бы, сохраняет этическую силу традиция тираноборчества. Но она слишком часто умеряется, а то и вовсе сводится на нет соображениями прагматического характера. Вообще говоря, прагматизм в вопросах внешней политики в той или иной мере неизбежен. Почему, например, американцы в свое время поддержали последнего из шахов Ирана, типичного восточного деспота в европейском обличье? Главным образом потому, что он отстранил от власти премьера Мосаддыка, склонявшего богатый нефтью Иран на сторону Советского Союза. (Примерно по той же причине американцы вынуждены были поддержать в Афганистане совсем не симпатичного им бен Ладена, так что это лыко незачем ставить им в строку.) Но в своей "дружбе" с шахом, а заодно и с его гнусной тайной полицией американцы зашли слишком далеко. И совершили роковую ошибку, пытаясь спасти его в дни иранской революции 1979 года.

Сколько раз мы видели в американских фильмах, с каким сочувствием изображается "народ", свергающий тирана! Но в данном случае тиран был "друг", а народ источал религиозный жар, и вообще-то неприятный современным американцам, а под знаком полумесяца неприятный вдвойне.

Одна ошибка повлекла за собой другую. Когда Саддам напал на Иран (напомню, что тяжелейшая война между двумя странами продолжалась восемь лет - с 1980 по 1988-й), Соединенные Штаты всячески поддерживали Саддама (как, между прочим, и СССР; при том, что "широкая общественность" была у нас не более осведомлена об этой войне, чем странница Феклуша о той, что вели промеж собой "султан Махнут-Турецкий и султан Махнут-Персидский"), обеспечив ему (вместе с СССР) многократное превосходство в военной технике, что, впрочем, все равно не помогло ему сокрушить противника (война окончилась ничейным результатом). Между тем справедливость требовала поддержать Иран. Во-первых, потому, что он стал жертвой агрессии, и, во-вторых, потому, что иранский режим даже под властью аятолл ближе западным демократиям, чем режим Саддама.

Руководствуясь принципом "злая тварь милее твари злейшей", американцы ошиблись в том, какая тварь здесь злейшая.

В чисто политическом смысле Соединенные Штаты остаются "светочем свободы", повсюду на планете отстаивая (конечно, не без учета прагматических соображений) институты демократии и права человека. Выкованные на Западе в ходе многовекового исторического развития, эти институты действительно имеют универсальное применение, но их нельзя переносить на другие культурные миры чисто механически. В мусульманском мире, например, должно быть найдено их органическое сочетание с исламом, что отнюдь не является невозможной задачей (некоторые мусульманские богословы полагают даже, что ислам больше соответствует духу демократии, чем христианство). Возьмите иранскую конституцию: она мало чем отличалась бы от западных конституций, если бы не "надстройка", именуемая велаете факих (власть теологов). Американцы называют велаете факих средневековым институтом, забывая, что аналогию можно найти гораздо ближе - в той же Америке, где еще в первой половине ХVIII века безусловным авторитетом пользовались кальвинистские (пуританские) теологи, давшие религиозную закваску американской демократии.

Пытаясь навязать Ираку демократию западного образца, американцы ставят телегу впереди лошади. Ибо: "глубже политики нравственность, но глубже нравственности - борьба религиозных стихий человеческого духа" (Д.С.Мережковский; цитирую по памяти).

Между тем американцы совершенно не готовы к диалогу с мусульманским миром, выходящим за рамки политики. Чтобы вести такой диалог, надо всесторонне знать того, с кем имеешь дело. Немногие тамошние ориенталисты, действительно глубоко знающие свой предмет (и, между прочим, точно указывающие, кто является наиболее перспективным участником диалога с другой стороны: это Иран и вообще шииты), остаются не услышанными не только политическим руководством, но и средствами массовой информации. Поставленное ныне на поток изучение восточных языков вряд ли что-то изменит в этом смысле: его целью является выращивание технических сотрудников для разного рода спецслужб, а отнюдь не новых Анкетиль дю Перронов и Уильямов Джонсов (называю имена наиболее известных в прошлом востоковедов).

Беда в том, что, как пишет француженка Доминик Моизи в книге "Reinventing the West", "Соединенные Штаты утратили свой культурный комплекс неполноценности", естественный для такой молодой страны. Точнее, этот комплекс испытывала элита, для которой он был скорее благим, ибо возбуждал в ней живейший интерес к иным культурам, прежде всего, конечно, европейским, но и восточным тоже. Теперь элита растворяется психологически в массе американского населения и, соответственно, проникается настроениями культурной самодостаточности (кто следит за академическими изданиями, выходящими в США, не может не заметить, как резко убывает количество ссылок на работы, выходящие на иностранных языках, даже таких, как французский и немецкий).

С другой стороны, мусульмане (если исключить прозападническую их часть, некритически относящуюся к предмету своего пристрастия) имеют сугубо упрощенные и весьма превратные представления о Западе в целом и Соединенных Штатах в частности.

Для них люди Запада - "враги-крестоносцы", а так как религия Креста ведет, по их убеждению, к безбожию, то они еще и "безбожники" (такой получается оксюморон: "крестоносцы-безбожники").

Вот совсем другое суждение, принадлежащее перу арабского профессора М.Талби: "Западное общество нельзя сводить, как мы это часто делаем, к сверкающим фасадам публичных баров и дансингов. Более чем когда-либо мне кажется, что истинные "последователи Книги" (в данном случае христиане. - Ю.К.) ...проявляют непоказное благочестие и стараются следовать путем Бога, движимые чувствами милосердия и любви к своим ближним..."(2) Это, безусловно, так, хотя верно и другое: в последние тридцать-сорок лет благочестия на Западе, равно показного и непоказного, заметно убыло. Но духовная сфера Запада - это сфера свободного соревнования добра и зла; тот же американский кинематограф позволяет наблюдать за всеми оттенками их взаимоотношений, зачастую (даже в фильмах, на первый взгляд, примитивного уровня) весьма сложных и запутанных. Мусульманская масса с ее простодушными понятиями о добре и зле в подобные тонкости не вникает и идет по "легкому" пути дьяволизации Америки и всего американского; и потому к "своим" террористам сплошь и рядом относится снисходительно, если не прямо поддерживает их.

Сегодня Соединенные Штаты - "вселенский часовой" (воспользуюсь образом немецкого романтического поэта Н.Ленау), твердо стоящий на страже завоеваний свободы. Пока Европа робко прячет тело жирное в утесах, американцы ведут борьбу с исламскими (и псевдоисламскими) экстремистами во всех закоулках планеты, где они способны их настигнуть. Но Соединенные Штаты (и Европа не сильно отличается от них в этом отношении) совершенно не умеют разговаривать с мусульманским миром и вряд ли скоро научатся; и потому не способны побороть мусульманский экстремизм в самых его истоках. Это значит, что "разговор" с ним и дальше придется вести преимущественно "языком" оружия.

"Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой". Сейчас - тучи встали над "городом и миром".

Примечания:

(1) Сардар З., Вин Дэвис М. Почему люди ненавидят Америку? М. 2003, стр. 20.

(2) Цит. по: Goddard H. Christianity from Muslim Perspective. London. 1998, р. 248.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Максим Артемьев, Эстония и N-ская область /06.05/
Расширение Евросоюза, вступление в него бывших советских республик Прибалтики, а ныне - независимых стран Балтии, заставляет задуматься не только о последствиях этого процесса для России, но и об упущенных ею возможностях.
Роман Лазоренко, Русские и Украина /07.05/
Процесс украинизации, за исключением общенационального телевидения был формальным. Сам президент прежде чем более или менее сносно заговорить на украинском долго радовал собирателей перлов а-ля Черномырдин.
Леонид Рузов, "Современная идиллия"-2 /11.05/
Упрощенные модели не годятся ни для прогнозирования, ни для управления - только для "рационализации и утилизации необъяснимых явлений". Собственно, с реальностью враждебной именно так и поступают.
Глеб Павловский, Система политических СМИ: какой она сложится /07.05/
Сегодня политическая журналистика, по общему признанию людей самых разных взглядов, переживает тяжелый кризис. В чем он проявляется?
Александр Мячин, Новое спецзадание "Родины"? /29.04/
Как утверждают комментаторы, приход "Геракла" должен выправить катастрофически ухудшающуюся финансовую ситуацию в ЮКОСе. Однако политические аспекты ситуации представляются куда более интересными.

магазин монет, скупка монет

предыдущая в начало следующая
Юрий Каграманов
Юрий
КАГРАМАНОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: