Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Передел мира / Политика / Повестка дня < Вы здесь
Профилактика интервенций
Дата публикации:  31 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Напряженность на Корейском полуострове усиливается. В последние месяцы Северная Корея и США бросались в адрес друг друга все более агрессивными заявлениями. Режим Ким Чен Ира заявил об ускорении темпов создания ядерного оружия, потому что "стратегия США по изоляции и уничтожению Кореи с каждым днем становится все более опасной". Это вызвало встречную реакцию в виде все более открытого обсуждения в прессе и в Пентагоне планов военного уничтожения ядерных объектов Северной Кореи. Отдельные сведения доходят о намерении определенных политических кругов США свергнуть режим Ким Чен Ира раз и навсегда.

Позиция России ничем не отличается от ее позиции в отношении остальных "тоталитарных режимов": режим, конечно, поступает неправильно, что угрожает ядерным оружием, однако применять против него военную силу также неправильно. В результате наша страна рискует попасть в ту же ситуацию, что и с Ираком.

Соединенные Штаты, если решат все-таки наносить удар и свергать режим Ким Чен Ира, вряд ли будут советоваться с ООН, но даже если и обратятся за разрешением, получить его будет намного проще. Не нужно будет назначать многочисленные международные инспекции на предмет исследования наличия оружия массового поражения: Северная Корея об этом открыто заявила сама. Да и с правами человека там намного хуже, чем у Саддама.

Последнее важно. Недавно премьер-министр Великобритании Энтони Блэр озвучил новую концепцию превентивной войны. Согласно ей, для свержения диктаторов, представляющих угрозу миру и не уважающих права человека, не требуется благовидных предлогов. И хотя сейчас Соединенные Штаты готовы предоставить Северной Корее гарантии ненападения, считать это решением конфликта, зная непредсказуемость как руководства КНДР, так и новой американской администрации, было бы преждевременно. Скорее наоборот, это небольшой шаг в сторону затягивания конфликта. Тем более что после провала пропагандистской кампании в Ираке основанием для начала войны будет не наличие ядерного оружия, которое еще надо доказать, а ситуация с демократией и правами человека.

Российский МИД уже отреагировал на происходящие события. Замминистра иностранных дел Александр Лосюков уже сделал заявление, что Россия "проводит превентивные мероприятия на случай возникновения на Корейском полуострове конфликта с использованием ядерного оружия". В прессе началось обсуждение возможных превентивных мероприятий в связи с потенциальной ядерной войной.

Хочется, однако, надеяться, что из иракской кампании и сложившейся ситуации сделаны правильные выводы, и "превентивные мероприятия" будут несколько другого сорта.

Сейчас многие союзники России могут быть легко квалифицированы как "тоталитарные режимы". Таким был Ирак, такими сейчас являются Северная Корея и Туркменистан. Страны Запада не скрывают своего намерения разбираться с диктаторскими режимами по всей планете. Стоит добавить - с неугодными диктаторскими режимами. Как показал опыт Ирака, после свержения такого диктаторского режима экономические интересы препятствовавших свержению стран не учитываются независимо от их места в "тоталитарной" экономике, а выгодные контракты и контроль за ресурсами страны переходят к компаниям стран-участников операции.

Что касается Северной Кореи, то ее оккупация силами США приведет только к изменению военно-стратегической ситуации в регионе, но не принесет России заметных экономических потерь: на территории КНДР сосредоточено не так много природных ресурсов. Наоборот, боевые действия в этой стране могут принести даже определенную геополитическую выгоду: приняв невзыскательных северокорейских беженцев и заткнув ими недостаток рабочей силы на Дальнем Востоке, мы сможем снизить угрозу китайской нелегальной иммиграции. Корейцы, в силу отсутствия государственной политики на экспансию и меньшей склонности к образованию диаспор, для нас несколько более приемлемы.

Ситуация же с Туркменистаном в высшей степени тревожна. В свете принятого США и Великобританией курса на уничтожение всех неугодных тоталитарных режимов, руководство Туркменистана либо будет вынуждено попасть в число "угодных", открыв экономику, и прежде всего нефте- и газодобычу, для компаний из этих стран. Естественно, потеснив или вовсе вытеснив российские компании. Заключенные на много лет контракты здесь не играют большой роли: опыт деятельности "Лукойла" в Ираке наглядно показал, как подобные режимы соблюдают контрактные обязательства.

В ином же случае следует ожидать через некоторое время интервенции США и их союзников в Туркменистан с последующим созданием там "переходного" правительства, оккупационных сил, всего того, что мы сейчас наблюдаем в Ираке. В том числе, и передела добычи природных ресурсов в пользу своих компаний. Если сейчас не слышно никаких угроз в адрес Туркменистана, то это еще ни о чем не говорит: Милошевича за три года до бомбардировок Югославии Мадлен Олбрайт называла "человеком, с которым можно иметь дело". Следует к тому же помнить, что Туркменистан - это треть мировых разведанных запасов газа, а о намерении США и их союзников контролировать мировые запасы и рынки энергоносителей хорошо известно. За благовидным поводом далеко ходить не надо: о нарушениях прав человека и применении пыток в Туркменистане знает весь мир.

Российское же руководство продолжает проводить в отношении режима Туркменбаши политику усмирения тирана, ради выгодных контрактов закрывая глаза на его преступления, в том числе - и против российских граждан. Между тем, в свете сложившихся тенденций в мире такие действия не являются стратегически выигрышными для России: если мы и дальше будем потакать тоталитарным устремлениям Туркменбаши, то либо он "кинет" нас в мирном режиме, либо через несколько лет мы получим в Туркменистане американскую военную базу и вотчину американских нефтяных компаний.

России стоит озаботиться "моральным обликом" своих друзей, с применением как дипломатических, так и экономических способов давления, заставить их двигаться в сторону, по меньшей мере, имитационного уважения прав человека и "фасадной" либерализации общественной жизни. В случаях особо злостных режимов, особенно нарушающих права российских граждан, может быть применена и военная интервенция. Именно такими должны быть "превентивные меры". Иначе вслед за Ираком мы полностью и надолго потеряем влияние в Северной Корее, Туркменистане и окажемся перед угрозой ввода войск НАТО в Беларусь. И все это с одобрения "мирового сообщества".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Мирон Боргулёв
Мирон
БОРГУЛЁВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Повестка дня' на Subscribe.ru