Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Передел мира / Политика / Повестка дня < Вы здесь
Шиитский фактор в оккупированном Ираке
Дата публикации:  13 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

28 июня американцы расстреляли иракский митинг. По словам официальных представителей оккупационных сил в Ираке, американские войска вынуждены были открыть огонь по толпе, забрасывающей солдат камнями и палками. Подобный аргумент, однако, недостаточно доказателен, потому как раненые и убитые есть лишь среди иракцев. По идее, если бы иракцы напали на американцев первыми, среди последних были бы пострадавшие. Впрочем, для нас важны не причины расстрела демонстрации, а место, где происходило действо. Это было в Кербеле - священном городе шиитов.

До сих пор шииты относились к американским войскам негативно, но не проявляли особой враждебности. Подрывная деятельность осуществлялась суннитами - сторонниками старого режима. Центром конфликта был так называемый "суннитский треугольник" - центральный регион Ирака, звено вокруг Багдада. В очередной раз стоит напомнить, что сунниты составляют меньшинство иракского населения, порядка 20%. Несмотря на это, угроза со стороны суннитов была достаточной для того, чтобы американцы всерьез задумались о вводе дополнительных сил в Ирак. Даже небольшая часть недовольных смогла создать атмосферу партизанской войны. Что же будет, когда американцы столкнутся с самой крупной (70%) этнорелигиозной группой Ирака?

Расстрел митинга в Кербеле можно назвать эпохальным событием. Конфликт с митингующими, переросший в прямое столкновение, стал в своем роде предзнаменованием начала полномасштабной партизанской войны. За последнее время американское положение в Ираке значительно ухудшилось.

В шиитском секторе Ирака наметилось серьезное усиление проиранского лобби, представленного сторонниками аятоллы Мохаммада Бакира аль-Хакима, руководителя ВСИРИ (Высшего Совета Исламской Революции в Иране). Религиозные воззрения этого лидера отличаются стремлением к радикальным мерам. Он стремится провозгласить независимую Иракскую Исламскую республику. В подобных замыслах аль-Хотим противопоставляет себя не только американцам, но и суннитским приверженцам реставрации старого режима. Недовольство американцами высказывают и умеренные церковники. Среди них аятолла Али ас-Систани, один из виднейших шиитских деятелей. Во время войны США видели в нем фигуру, совместимую с их политикой. Однако сегодня Али ас-Систани пропагандирует изгнание американцев из Ирака.

Идеи шиитской гегемонии не могут ужиться с американским "демократизмом" не только по политическим, но и по понятным мировоззренческим причинам. Для верующего арабского населения, коего большинство, авторитет духовной власти очень высок и даже превосходит светскую власть. Из исламских групп шииты отличаются фанатичностью и архаизмом своих культурных понятий. Столкнувшись с шиитскими проблемами в Ираке, американцы поступают неправильно. Они пытаются насадить им свою специфику мышления, систему ценностей и институциональные предпочтения. Как можно убедиться на примере Африки, пережившей резкое вторжение культуры европейских колонизаторов, чуждые понятия чаще всего не уживаются на иной почве, становясь причиной кровавых конфликтов и общественных потрясений.

Недавняя история с "иракским Backstreet Boys" детально иллюстрирует, насколько шииты презирают американскую культуру.

Единственное, что американцы могут предложить шиитам, - это роль в представительных органах наподобие иракского временного совета. Из 9 членов 5 в нем являются шиитами. В некоторым роде это - подачка, умасливание, которого, однако, явно недостаточно. Радикальные шииты предлагают строить государство по образцу "добропорядочности шариата": особый статус женщин, запрет частной торговли, преобладание религиозной сферы над всеми светскими отраслями культуры и полный запрет алкогольных напитков. Как обязательный минимум, шиитам нужна собственная власть в стране. Шиитские требования абсолютно не сочетаются с идеями рынка и капитализма. Им не нужна конституция - им нужен Коран, который, по мнению аль-Хотима, "лучше всех конституций".

Именно недовольство вторжением "западного шайтана" стало причиной неприязни шиитов к американцам. Первоначально у шиитов был выбор: либо притесняющий их режим Хусейна, либо американский режим - враждебный, но с которым можно поговорить. Сейчас мы видим, что "поговорить" не удалось. Почему так сложился диалог, можно понять из анализа тенденций американской геополитики: США не приемлет существования ни одного государства, избравшего формой правления теократию на базе ислама. В черный список занесены даже те государства, с которыми Америка имеет неплохие отношения, например Саудовская Аравия. Об этом красноречиво повествует газета Times в статье с громким названием: "An Arabian Nightmare". Это - краткая выжимка мыслей из книги одного из бывших агентов американской разведки. В статье говорится о том, что "система в Аравии окончательно прогнила: монархический режим, основанный на средневековых понятиях, погрязший в коррупции и злоупотребляющий властью, держится исключительно на силе американского союзника". "При этом, режим всячески злоупотребляет доверием Америки, поддерживая международный терроризм и давая приют многим религиозным радикалам". Как понятно из первых строк статьи, американцам не нравится высокая роль религиозных лидеров в этой стране и монархия шейха. Если они относятся с таким пристрастием к своему старому союзнику, относительно лояльному к действиям США, что же можно сказать о радикальных шиитах?

Не будем забывать также, что в последнее время США начала активную кампанию против Ирана. Вероятно, что обострение отношений с шиитами связано не только с неприемлемостью выдвигаемых ими требований, но и прямым влиянием иранских политических авторитетов на иракских клерикалов. Сам аятолла аль-Хаким проживает в Иране. Учитывая то, что Иран спонсирует ВСИРИ, влиятельные иранские круги могли обратиться к шиитам в Ираке. Иранские шииты представляются естественным союзником иракской общины ввиду обширных культурных, религиозных и исторических связей двух регионов. Спохватившись, американцы даже закрыли въезд для шиитских лидеров из Ирана в Ирак.

Как только правительство Ирана поняло, что петля вокруг него затягивается, оно начало вести целенаправленную антиамериканскую деятельность. Даже президент Ирана Хатами - осмотрительный политик, ставящий на дипломатию и осторожность, выступил с обвинительной речью против США. А расстрелянный митинг в Кербеле - своеобразная провокация, на которую американцы охотно поддались.

Углубляющееся противостояние между США и Ираном ведет к эскалации противоречий в Ираке. Сейчас сложно предсказать, чем может обернуться полномасштабная партизанская война, которую ведут не "наемные генералы Хуссейна", а местное население, борющееся за свою свободу. Еще не забыты события в Париже в связи с арестами иранской оппозиции, демонстрирующие силу шиитского духа. Шахидов, ставших на Западе эмблемой терроризма, придумал не кто иной, как аятолла Хомейни, лидер Исламской Революции в Иране. В принципе, у него был образ для подражания - средневековые ассасины, жертвовавшие своей жизнью ради убийства вражеских лидеров, - но начинять пояса взрывчаткой стал именно он. У Америки появится самый жестокий враг из тех, с коим она когда-либо имела дело. И бой будет происходить на его территории.

Если в Ираке начнется массовая партизанская война, сомнительно, что США сможет удержаться в стране. Американский бюджет в этом году испытывает огромный дефицит, связанный с непомерными вложениями в военную машину. Миллионы долларов уходят на поддержание воинских подразделений в Ираке и Афганистане. Сложная экономическая ситуация едва ли позволяет вести боевые действия по текущим планам. Углубляющийся кризис ведет к снижению популярности президента Буша и республиканцев. В поисках выхода из ситуации, американцы пытаются призвать в Ирак миротворцев из других стран. Но желающих находится слишком мало.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Передел мира' (архив темы):
Альберт Гор, Хватит войн в Персидском заливе! /12.08/
Необходимо осознать, что зависимость от беспрерывного импорта углеводородов из крайне нестабильного региона мира опасна и по своим последствиям сродни наркомании. Возникла насущная необходимость разработки экологичных заменителей органического топлива.
Александр Мячин, Корейский полуостров: в ожидании "горячей" осени /07.08/
- Москва разыгрывает карту "ядерной зимы". Аналитика конфликта.
Руслан Хестанов, Петля Буша /06.08/
Цена иракской войны. Похоже, что США, вместо поставленных стратегических целей перекройки региона и изменения регионального баланса сил, добьются не только стабильно высоких цен на нефть, но существенно ограничат свои бюджетные возможности, ослабив в собственной стране как капитализм, так и демократические институты.
Мирон Боргулёв, Профилактика интервенций /31.07/
Блэр озвучил новую концепцию превентивной войны, согласно которой для свержения диктаторов, представляющих угрозу миру и не уважающих права человека, уже не требуется каких-то специальных предлогов. Это значит, что за Ираком и Северной Кореей может последовать, например, Туркмения. Вывод: Россия должна позаботиться о "моральном облике" своих друзей по СНГ, пока о нем не "позаботились" другие.
Максим Петренчук
Максим
ПЕТРЕНЧУК

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Повестка дня' на Subscribe.ru