Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Передел мира / Политика / Повестка дня < Вы здесь
Ирак перед гражданской войной
Дата публикации:  2 Сентября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Теракт 29 августа в Эль-Наджафе, во время которого погиб известнейший лидер шиитов аятолла Мохаммад Бакр аль-Хаким, вызвал настоящий хаос в стране. Американская администрация и Временный Совет объявили виновными сторонников Хусейна, баасистов, действовавших при поддержке Аль-Каиды. На следующий день были задержаны четверо подозреваемых в организации теракта, два иракца-суннита и два выходца из Саудовской Аравии. В принципе, обосновать причастность Хусейна к теракту как месть баасистов старому врагу, совсем не сложно. В 1980 аль-Хаким вынужден был бежать в Иран от преследований режима. За период от 1980 до 2003 на него было совершено восемь покушений. Впрочем, существует одна тонкая деталь, которую обязательно надо учесть.

Как уже сказано выше, аль-Хаким провел в изгнании более двадцати лет. Когда 10 мая 2003 года он вернулся в Ирак, большинство аналитиков не сомневалось в его поддержке со стороны Ирана. Некоторые откровенно называли его иранским агентом, "посланником Хатами". Иран, действительно, поддерживал части ВСИРИ, снабжал их оружием и тренировал бойцов, создав 10-тысячную армию, изначально предназначенную для борьбы с режимом Хусейна, позже ставшую мощнейшей неправительственной группировкой в послевоенном Ираке. Это соответствовало политическим амбициям шиитов Ирака. В то же время, некоторые иракские клерикалы рассматривали его как агента иранских политических сил, вторгнувшегося в их пространство. На этом фоне проявилось соперничество Моххамада аль-Хакима с его братом, Абделем Азизом аль-Хакимом, тоже занимающим высокий пост в ВСИРИ. Более умеренный политик, Азиз аль-Хаким является членом Временного Совета Ирака, созданного оккупационными силами. Он выступает за сотрудничество с США. Развернувшийся далее конфликт между США и Ираном прямо-таки стравил братьев аль-Хакимов друг с другом. Чтобы в сложившейся ситуации удержаться наверху, Моххамад аль-Хаким вынужден был идти на компромисс. Так, 10 мая он заявил, что хотел бы видеть над территорией Ирака "зеленый флаг Ислама", но уже в более позднем интервью журналу "New-Yorker" сказал, что не хочет проводить в Ираке революцию по исламскому образцу. Стало быть, Мохаммад аль-Хаким пытался успокоить своих оппонентов, вовсе не желающих подчиняться иранской воле. Выступая против Америки, он всячески подчеркивал, что не хочет слияния шиитского Ирака и Ирана. В любом случае, ему не особо верили. Столь большая сила, как армия ВСИРИ, не могла оставаться в руках ненадежного человека.

В сложном узле противоречий между шиитскими лидерами Мохаммад аль-Хаким оказался той фигурой, что была лишней для обоих "флангов" - и для "американистов" вроде его брата Азиза, и для "патриотов" вроде Муктады аль-Садра и Мохаммада аль-Фартуси.

Как сообщает YTRO.Ru, после смерти Мохаммада аль-Хакима главой ВСИРИ станет Абдель аль-Хаким. Об этом заявляют члены организации. Получается, что смерть Мохаммада очень выгодна американцам. На посту самой влиятельной организации шиитов в Ираке теперь будет находиться их человек.

План теракта очень схож со взрывом в Багдаде. Был использован нестандартный сценарий: грузовик, начиненный взрывчаткой, въехал в здание и взорвался. Удивительное совпадение: в одном случае вызов "террористов" может привести ООН к принятию более выгодной для американцев резолюции по Ираку, в другом происходит убийство одного из лидеров оппозиции. Оба эти теракта на руку США.

Впрочем, нельзя сказать, что убийство аль-Хакима облегчило отношения между шиитами и американцами. Конфликт между ВСИРИ и администрацией Пола Бремера определенно не исчерпан. Да, шииты лишились возможности выступить единым фронтом, лишились одного из уважаемых вождей, авторитет которого объединял массы, но на практике все идет к углублению внутреннего кризиса. Вряд ли все члены ВСИРИ поддержат Абделя в качестве главы. Тем более, от кого, как не от Ирана Армия Исламской Революции получает большую часть финансирования? У Ирана есть рычаги давления на ВСИРИ. В случае надобности ему достаточно лишь надавить, чтобы произвести раскол в рядах организации. Кстати, по случаю смерти аль-Хакима в Иране, равно как и в Ираке, объявлен трехдневный траур. Что для Ирака скорее популистская мера, продиктованная стремлением Бремера сохранить стабильность, для Ирана - определенный политический знак, сообщающий миру о том, что иранские лидеры внимательно следят за судьбой Ирака.

Во всех политических дрязгах - вне зависимости от того, как клерикалы собираются делить влияние среди верующих и в ВСИРИ - есть один неприятный для американцев аспект. История исламских государств убеждает нас в том, что, когда низы видят неспособность верхов выразить необходимую идею, они обосабливаются от системной политики и радикализуются. Например, в испанских и африканских владениях арабов в средневековье из-за этого несколько раз менялась власть. Революционные движения строились на религиозной почве. В XI веке в Африке возникло движение Альморавидов. Его приверженцы выступали против образа жизни знати, стремления к роскоши и богатству. Они считали, что из-за склок и амбиций верхушки на их государство обрушились несчастья - победы христиан в Испании, бедность народа. Когда Альморавиды пришли к власти, они сумели объединить арабские силы и нанести христианам сокрушительное поражение. Однако Альморавиды не смогли избежать пороков своих предшественников. Вскоре появилось новое движение - Альмохадов, которые проповедовали те же самые принципы "чистоты ислама" и борьбы с роскошью. Под их лидерством арабы снова объединились. В 1195 году было нанесено новое поражение христианам. Сейчас в Ираке существует вероятность того, что все больше шиитов встанет под флаги ислама. Отрицая политическую власть, они будут стремиться к исламской республике, законам шариата и т.д. Для них американцы перестанут быть просто политическим оппонентом, став религиозным и культурным противником. Как вы понимаете, речь идет о джихаде.

Несложно найти подтверждение. В Ираке ситуация становится все более и более напряженной. Власти Эль-Наджафа говорят, что в городе сложилась взрывоопасная ситуация. Жители скупают оружие, цены на которое стремительно поднялись. Во всех городах шииты озлобленны. В Эль-Наджафе начались стычки между шиитами и суннитами.

Избиение журналистов "Аль-Джазиры" и "Аль-Арабии" СМИ трактуют по-разному. В CNN, например, считают, что шииты избивают журналистов арабских телеканалов из-за того, что те снимают лояльные по отношению к режиму Хусейна репортажи. Скорее всего, проблема тут куда глубже. Это первые ростки борьбы между суннитами и шиитами, которые в перспективе могут перейти в настоящую гражданскую войну. Что касается американцев, тем тоже не поздоровится. Им припоминают, как они отказались усилить охрану шиитских святынь, невзирая на требования верующих. К тому же ненависть шиитов к американцам сильна по другим причинам - культурным, политическим, религиозным...

Самое худшее, с чем могут столкнуться США, - это религиозные войны. Режим Хусейна при всех своих недостатках сумел создать светское государство в Ираке, оттеснив назад шиитских клерикалов. Ирак - сложная территория, заселенная несколькими этнорелигиозными группами. У него не было долгих традиций государственности, а, следовательно, не было никаких общих регулирующих институтов: ни светских, ни религиозных - кроме института диктатора. Поэтому даже малейшая провокация может стать предтечей кровавого конфликта. Лишний раз мы убеждаемся в правоте тех экспертов, кто еще до начала войны говорил о возможности гражданской войны в "дехусейнизированном" Ираке. Пока что, правда, спокоен третий фронт, - курды, впрочем, надолго ли?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Передел мира' (архив темы):
Максим Петренчук, Шиитский фактор в оккупированном Ираке /13.08/
Шахидов, ставших на Западе эмблемой терроризма, придумал не кто иной, как аятолла Хомейни. У него был образ для подражания - средневековые ассасины, жертвовавшие своей жизнью ради убийства вражеских лидеров.
Альберт Гор, Хватит войн в Персидском заливе! /12.08/
Необходимо осознать, что зависимость от беспрерывного импорта углеводородов из крайне нестабильного региона мира опасна и по своим последствиям сродни наркомании. Возникла насущная необходимость разработки экологичных заменителей органического топлива.
Александр Мячин, Корейский полуостров: в ожидании "горячей" осени /07.08/
- Москва разыгрывает карту "ядерной зимы". Аналитика конфликта.
Руслан Хестанов, Петля Буша /06.08/
Цена иракской войны. Похоже, что США, вместо поставленных стратегических целей перекройки региона и изменения регионального баланса сил, добьются не только стабильно высоких цен на нефть, но существенно ограничат свои бюджетные возможности, ослабив в собственной стране как капитализм, так и демократические институты.
Мирон Боргулёв, Профилактика интервенций /31.07/
Блэр озвучил новую концепцию превентивной войны, согласно которой для свержения диктаторов, представляющих угрозу миру и не уважающих права человека, уже не требуется каких-то специальных предлогов. Это значит, что за Ираком и Северной Кореей может последовать, например, Туркмения. Вывод: Россия должна позаботиться о "моральном облике" своих друзей по СНГ, пока о нем не "позаботились" другие.
Максим Петренчук
Максим
ПЕТРЕНЧУК

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Повестка дня' на Subscribe.ru