Русский Журнал / Политика / Повестка дня
www.russ.ru/politics/agenda/20031014-taras.html

Дело - труба
Александр Тарасов

Дата публикации:  14 Октября 2003

За экспорт нефти в восточном направлении ожесточенно соревнуются два альтернативных маршрута: Ангарск - Дацин (южный) и Ангарск - Находка (северный). За первый ратуют китайцы, за второй - японцы. Инициатором проекта Ангарск - Дацин в 1999 году стала частная "НК "Юкос". В 2000 году трубопроводная госмонополия "Транснефть" предложила идею экспорта нефти через Находку. Дилемма выбора между предложениями двух "великих восточных соседей" оказалась сегодня в центре внимания благодаря активным действиям игроков внешнеполитического поприща. Но еще в середине сентября состоялось весьма показательное обсуждение темы в домашнем, региональном формате. В рамках Байкальского экономического форума в Чите проводился мастер-класс "Проблемы развития систем трубопроводного транспорта в регионе". Эта часть форума была отлично организована и проходила под флагом "Юкоса". Драматургия и режиссура мероприятия были направлены на поддержку южного маршрута Ангарск - Дацин властями, научным сообществом и неправительственными организациями Забайкалья.

За что же высказались участники форума? Стоимость "южного" проекта составляет около 2,5 млрд долларов. По предварительным подсчетам, строительство трубопровода могло быть завершено уже в 2005 году. "Юкос" договорился с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК), что при реализации проекта Ангарск - Дацин будет использована модель раздельного одновременного строительства и раздельной эксплуатации нефтепровода и сотрудничества на пограничном узле учета нефти (труба в России будет российской, а в Китае - китайской). При этой модели китайская сторона окажет финансовую поддержку сооружению российского участка нефтепровода. Китайский Дацин уже связан с тихоокеанским побережьем Китая трубопроводом Дацин - Далянь. Построив участок от Ангарска до Дацина, китайцы монополизируют сибирскую нефть, качая ее к Тихому океану по своей трубе.

"Транснефть" обоснованно утверждает, что в Находке рынок для сибирской нефти будет гораздо шире: не только Китай, но и Япония с Кореей, к тому же вся труба будет российской. Нефтяной жаждою томимые азиатские импортеры соберутся в Находке, как наши мужички вокруг пивного ларька. Многие специалисты ТЭК также разделяют мнение аналитиков издания RusEnergy.com, что выбор Китая в качестве монопольного покупателя нельзя считать удачным с точки зрения национальных интересов России. Александр Климентьев из инвестиционного фонда "СахаИнвест", например, утверждает, что Китай пытается застолбить соседские нефть и газ на будущее с единственной целью - не допустить ухода энергоресурсов из России в сторону конкурентов. Однако стоимость "северного" варианта нефтепровода Ангарск - Находка - более 5 млрд долларов, минимальная пропускная способность для достижения рентабельности - 50 млн т в год, возможный срок ввода в эксплуатацию - 2008 год. И до недавнего времени его никто не кредитовал, поскольку японцы капризничали по поводу возврата Курильских островов.

Российское правительство, лавирующее между двумя конкурентами, постаралось "не обидеть" обоих и объединило маршруты - в середине марта 2003 г. правительство объявило о намерении объединить строительство двух нефтепроводов. Предполагалось, что будет построена труба до Находки с ответвлением на Дацин. "Вопрос о строительстве ветки на Находку будет решаться по мере ясности с объемом ресурсов нефти", - заявил тогда премьер Михаил Касьянов. Здесь премьер, по-видимому, лукавил (кому будет нужна Находка, если нефтепродукты можно будет получать с терминала в Даляне?!). Литвиненко сообщил, что китайцы уже ведут реконструкцию даляньского нефтеперерабатывающего завода. В том же марте Китай и Россия подписали рамочное соглашение, 29 апреля на заседании правительства РФ было принято решение, что нефтепровод из Восточной Сибири будет в первую очередь строиться в направлении Ангарск - Дацин.

Но у специалистов сохранилось понимание того, что Китай может оказаться далеко не оптимальным рынком. Очередные окончательные решения по дальневосточному трубопроводу, по словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, должны были быть приняты после переговоров Владимира Путина с председателем КНР Ху Цзиньтао и с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Это определенно говорит о том, что поднятые проблемы стали предметом дополнительного анализа, так как цена возможной ошибки с выбором направления экспорта может оказаться слишком высокой.

Тем не менее, еще в ходе визита председателя Ху появились сообщения, что ситуация со строительством восточных трубопроводов вроде бы определилась. Китайский лидер примчался в Россию раньше своего японского коллеги и тем самым дал преимущество направлению Ангарск - Дацин. "Юкосу" удалось пристроить в Китай почти двухлетний объем добычи нефти всей России. Соглашение, подписанное председателем правления "ЮКОСа" Михаилом Ходорковским и президентом КННК Ма Фуцаем, предусматривает, что в 2005-2010 годах в Дацин будет уходить по 20 млн тонн в год, а затем - по 30 млн тонн. В итоге за 25 лет трубопровод перекачает 700 млн тонн российской нефти, а в прошлом году страна добыла 379 млн тонн. "Мы согласовали основные параметры сделки. Она принесет нам $150 млрд, из которых $60 млрд получит российский бюджет", - с удовольствием подсчитывал Михаил Ходорковский. Но не тут-то было.

В июне 2003 г. японская газета "Нихон кэйдзай" сообщила, что правительство Японии наступило, наконец, на горло собственной песне о возвращении Курильских островов и раскошелилось, утвердив план крупномасштабной финансовой помощи в освоении нефтяных месторождений Восточной Сибири. По плану, в ближайшее время России может быть вероломно предоставлено до 7,5 миллиардов долларов США, то есть ровнехонько столько, сколько надо для сооружения находкинской трубы и доразведки месторождений, чтобы ее наполнить.

Не откладывая более это дело в долгий ящик, министр иностранных дел Японии Йорико Кавагути обсудила вопрос строительства трубопровода во Владивостоке с вице-премьером Виктором Христенко. По итогам переговоров Христенко весьма сдержанно сказал, что "у японской стороны к этому проекту есть интерес, и консультации будут продолжены". И ведь как в воду глядел: в июне российский президент Владимир Путин заявил, что предпочтительнее строить нефтепровод до Находки. Серпом, так сказать, по китайским планам.

В результате маршрут экспорта ангарской нефти остался пока не принятым. Помимо миллиардов в разработку месторождений, враз подобревшие японцы посулили дать до 1 млрд долларов на различные социальные проекты и все остальное, что втуне предлагал Абдулла Верещагину. Кроме того, японское правительство готово предоставить в качестве государственных кредитов и страховок около 7 млрд. Ну, кто тут устоит! Заодно можно и приштопать к России ниткой трубопровода окраины, которые, как гнилые плоды, свисают с краев Восточной Азии в направлении все того же Китая.

Вот так задорно в России протекало лето. Ожидалось, что решение о том, какую трассу строить, Москва примет в сентябре (нефтепроводы по осени считают), что давало Пекину время включиться в торговлю. Он и включился. Из опасения, что Россия может пойти на попятный и сорвать сделку, китайцы подсуетились, направив в Москву высокопоставленную делегацию в попытке убедить русских не ломаться. Тем не менее, Правительство России пока не вняло голосу китайского разума и не закончило работу по определению маршрута нефтепровода.

Лю Хуацинь, эксперт китайской Академии международной торговли, даже пригрозил ставшим несговорчивыми русским, что "если проект не удастся реализовать, это весьма негативно повлияет на двусторонние отношения Китая и России". Вот люди! Чуть что - сразу "негативно повлияет". Раз нынче в России такой аукцион, поскребли бы по сусекам да перебили японскую цену. Еще друзья называются и стратегические взаимодеятели. Будто сами не знают, что замораживание активных отношений станет для Китая вредным, так как Россия не обещает развалиться в ближайшее время, и сибирские регионы не посыплются в руки Пекина сами собой.

Именно на этом непростом фоне в Чите разразился Байкальский экономический форум, на некоторое время избавивший город от ощущения стагнации и политической скуки. "Юкос", как было сказано, играл на стороне китайцев, и, на первый взгляд, позицию Забайкалья понять не трудно: лучше китайский юань в руках, чем японская иена на горизонте. Но приглядимся повнимательнее: хотя протяженность читинского участка "северного" маршрута короче, но нефти через него пойдет больше и эксплуатироваться он будет дольше. Вместо обстоятельного сравнительного анализа экономической выгоды и экологической безопасности для родного Забайкалья двух альтернативных маршрутов Байкальский форум последовал за опытным "чабаном" Б.Т.Жамбалнимбуевым (член Совета Федерации от Агинского округа, ведущий обсуждения) на "тучные пастбища" "Юкоса".

Говорят, что попытки российской сырьевой отрасли прицепиться к локомотиву китайского экономического роста обусловлены коренными национальными интересами нашей страны. Но цена этой прогулки на буксире может оказаться высокой. Уже сейчас мы видим, что китайский сосед, имея сравнительно высокие показатели экономического развития, получает и возможность определять вероятные направления внутрирегиональной интеграции с целью поддержания своего превосходства.

Война в Ираке подхлестнула тот процесс выстраивания "зон влияния" Китая, который доселе шел неявно и подспудно. Промежуточное решение по трубопроводу Ангарск - Дацин сопровождалось созданием не в России, а в Китае полноценных институтов Шанхайской Организации Сотрудничества, в которой закреплялась ключевая роль КНР. Россия никогда не была так слаба в сравнении с Китаем за все время с момента произошедшей почти век назад революции, и обе стороны об этом знают. Теперь, вместо консолидации Россией своего геополитического потенциала, в случае принятия "южного" проекта продолжится все та же "одновекторная политика". По сути дела, нам просто предлагают "лечь под Китай". Согласен, звучит скверно, но, по-моему, иначе не скажешь.