Русский Журнал / Политика / Повестка дня
www.russ.ru/politics/agenda/20031016-petr.html

Дележ саудовского наследства
Максим Петренчук

Дата публикации:  16 Октября 2003

В последнее время арабский мир находится в центре мирового внимания. Из-за того, что арабы контролируют большую часть мировой нефти, их внутренние конфликты не могут быть локальными и переходят в большинстве случаев на международный уровень. Но мы, как правило, обращаем внимание лишь на текущие проблемы вроде недавней агрессии Израиля против Сирии, Иракского конфликта и палестино-израильских прений, забывая о том, что есть вопросы менее заметные, но не менее важные. Один из них - вопрос о будущем политического режима в Саудовском Аравии, приобретающий особое значение в свете грядущей передачи власти в саудовской династии.

Саудовская Аравия - один из важнейших союзников США на Ближнем Востоке. И здесь мы можем проследить двойственность американской политики по отношению к исламу.

В то время как США борются с радикальными исламистами в Афганистане и Пакистане, препятствуют их консолидации в Ираке, пытаются урегулировать конфликт в Палестине и защитить режим Мушараффа в Пакистане, они поддерживают ряд фундаменталистских режимов востока, среди которых числится и Саудовская Аравия. Союзный договор между США и саудовской монархией был подписан президентом Рузвельтом и королем ибн-Саудом еще в 1945 году на борту американского корабля "Квинси". Американцам были переданы концессии на добычу нефти в регионе на 60 лет. За это Америка должна была защищать Саудовскую монархию от посягательств оппозиционных сил, сохранять ее внутреннюю стабильность и не вмешиваться в дела режима.

Ваххабизм - религиозное течение, последователями которого являются саудиты, был и является враждебным США по определению как радикальное течение ислама, выступающее против модернизации общества. Однако это на поверхности, а на практике сотрудничество с ваххабитами всегда было выгодным США. Во-первых, ваххабитский ислам препятствовал распространению коммунизма. Во-вторых, больше всего США не хотели, чтобы арабы обрабатывали и продавали свою нефть самостоятельно. Радикальный ислам, отвергающий техническое развитие, как нельзя лучше подходит для этого.

Имидж борца с демократией США никак не сочетается с поддержкой саудитов. До сих пор в Саудовской Аравии правит режим, куда больше подошедший бы средневековому государству, а не стране, входящей по уровню ВВП на душу населения в пятерку самых богатых стран в мире. Бюрократическая система, основанная на родоплеменных принципах, безнадежно устарела. Все главные должности в Аравии принадлежат людям "голубой крови" - принцам и принцессам, коих в стране насчитывается порядка 10000 тыс.! Демократические свободы в Саудовской Аравии минимальны, оппозиция безжалостно подавляется. Осужденные Америкой Иран и Сирия по сравнению с Аравией кажутся "образцом демократии". Конституция Саудовской Аравии, дарованная ей монархом в 80-е годы, практически не функционирует, а по уголовному кодексу жителя страны до сих пор можно осудить за "неправедную жизнь на Земле" или "оскорбление Аллаха". Анархичным законам соответствуют казни - в Саудовской Аравии до сих пор рубят головы людям, причем делают это с завидной регулярностью. Иностранные иммигранты лишены прав. Ваххабитская Аравия одна из немногих стран, где прочие религии, кроме суннитской, подвергаются гонениям и преследованиям. Среди них даже шииты, которых в стране насчитывается порядка 15%. Но почему-то подобные сюжеты правозащитники благополучно игнорируют. Точнее, они их поднимают, но ни одно решение не принимается. Американцы верны старому договору.

В последнее время аравийский режим существенно ослаблен внутренними распрями. Королю Фадх ибн Абдуллазизу 81 год. Естественно, встает вопрос о престолонаследии. В 2006 году истекает срок договора "Квинси", и согласно его протоколам, нефтяные владения американских компаний должны быть переданы в руки арабской монархии. Лучше даже и не думать, каким кризисом может обернуться для США потеря саудовской нефти. Поэтому американцы должны поддержать соответствующие силы в борьбе вокруг престола.

Существуют три условных направления, представленные соответствующими личностями - "правые", "центр", "левые". "Правые" - сторонники модернизации страны. К ним относится брат Фадха Абдулла, сосредоточивший в последние годы власть в стране. Ему принадлежит скандальная концепция, по которой Саудовская Аравия должна стремиться к созданию собственного ядерного арсенала. Несмотря на то, что официальные представители Аравии интерпретируют это как ответ страны на ядерные программы Израиля и Ирана, идея в принципе понятна. Укрывшись под ядерным щитом, Саудовская Аравия могла бы повести курс на национализацию нефти. Благодаря огромнейшим богатствам, имеющимся в наличии у саудитов, возможно формирование нового центра панисламизма, который вскоре мог бы претендовать на объединение Аравийского полуострова, а в перспективе - и всего арабского мира. Это надуманный ход событий, но одно верно - имея ядерный арсенал, Саудовская Аравия превратилась бы из нефтяного придатка, за который борются, в мировую державу, которая лично определяет политику. Видимо, это и есть скрытая мечта Абдуллы.

Но Абдулла не является исламистом. Он скрытый националист-модернист. Им были проведены небольшие реформы. Он не ставит под вопрос проамериканскую политику предшественников и не делает попыток глобального реформирования строя, но ведет твердый курс на унификацию Аравии. Во-первых, американское влияние очень велико - Америку поддерживают многие братья и племянники Абдуллы: Султан ибн Сауд, Бандар бин Султан и прочие. Учитывая важность Саудовской Аравии как нефтяной скважины США, начать антиамериканскую политику в современных условиях смерти подобно. Абдулла считается осторожным и умным политиком. Во-вторых, еще больше арабов, особенно ваххабитское духовенство, с большим недоверием смотрит на социальные реформы. Сегодня Абдулла делает максимум, что от него требуется. И это видно. В отличие, допустим, от Кувейта, Саудовская Аравия не поддержала агрессию США против Ирака, что демонстрирует самостоятельный политический курс Абдуллы. В нынешнее время Абдулла является самым влиятельным политиком в Аравии.

Впрочем, Абдулла и сам стар. Ему 71 год. Ставки надо делать на молодых политиков.

"Центристы" представлены братом короля Султаном и его сыном Бандаром. Оба они противятся любым социальным реформам. Бандар столь долгое время жил в США, что даже получил кличку "ковбоя-бедуина". На отца и сына возлагают надежды американцы.

Абдулла внимательно следит за Султаном и не дает ему увеличивать свое влияние при дворе. Однако у него и так есть большая поддержка. Долгое время казалось, что позиции "центристов" незыблемы, благодаря поддержке многих силовых министров, в том числе и принца Турки. Но последнего сегодня нельзя считать надежным союзником.

Следует также иметь в виду, что Турки, будучи начальником разведывательных служб, имел постоянные связи с бен Ладеном, пока тот был лоялен к США. В частности, он помогал передислокации его отрядов в Северный Йемен в 1998. Но ныне бен Ладен объявлен главным противником Америки. Было бы странно, если бы Турки не сохранил с ним связь. Скорее всего, Турки был осведомлен об угрозе терактов 11 сентября и о следующих действиях бен Ладена, до сих пор сохраняя с ним контакты. Видимо, оставаясь сторонником исламской формы правления, он решил, что превращение Аравии в исламское государство лучше, чем сотрудничество с США. Ранее проамериканские силы возлагали надежду, что в борьбе за престол подчиненный Турки афганский отряд бен Ладена мог бы стать ключевой фигурой против национальной гвардии Абдуллы. Но что будет, если он перейдет на другую сторону?

В таком контексте на сцену выходят "левые". К "левым" можно отнести широкие массы духовенства и народа, выступающие за исламизацию Аравии. Распространение этой идеологии неслучайно. Идеология ваххабизма уже на базовом уровне внушает ненависть к США. Американские идеологи привыкли, что риторика ваххабитских клерикалов в большей степени носит популистский характер, забывая, что на кого-то она воздействует вполне серьезно. Поддержка Америки помогла ваххабитам усилить свое влияние и создать незыблемый идеологический барьер в Аравии.

Учитывая осложняющуюся конъюнктуру в регионе, распри внутри саудовского двора могут усилиться. Влияние на Саудовскую Аравию оказывают региональные конфликты, и в частности - обострение партизанской войны в Ираке и конфликт Израиля и Сирии. Грядут серьезные испытания для американской дипломатии. Главная проблема - военное вторжение в Аравию и повторение "иракского сценария" практически невозможно. Во-первых, вторжение в Саудовскую Аравию будет иметь тот же резонанс в исламском мире, что прямое объявление крестового похода против мусульман. Во-вторых, остальные страны, в частности ЕС, Китай и Росси,я категорически не примут подобных действий со стороны Америки. Саудовская "вышка" слишком ценна, чтобы ее так просто отдали. Это грозит хаосом в сфере международных отношений. США должны сохранять дистанционный контроль над своими союзниками внутри Саудовской Аравии, защищая их от действий оппозиции. В противном случае они столкнутся с серьезнейшими проблемами.