Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/1999-09-28-abramova.html

Чечня: нефть
Евгения Абрамова

Дата публикации:  28 Сентября 1999

Трубопровод, проходящий по территории России, а точнее √ Чечни, для СМИ одна из главных обсуждаемых тем в чеченском блоке проблем. Несколько наиболее часто повторяемых тезисов: в поиске наиболее приемлемого способа транспортировки "ранней" азербайджанской нефти заинтересованы несколько сторон √ Россия, Азербайджан, Грузия, Казахстан и члены международного нефтяного консорциума АМОКО. Каждая из них отстаивает свои интересы.

Азербайджан

В 1984 году в Азербайджанском секторе Каспийского моря эксплуатировалось 12 основных нефтегазовых месторождений. Крупнейшие из них - Азери, Чыраг и Гюнешли. Став первым президентом Азербайджана, Аяз Муталибов создал из разрозненных нефтегазодобывающих объединений единый государственный концерн "Азеринефть" и объявил тендер на освоение месторождения "Азери". В тендере приняло участие большое количество зарубежных компаний, выиграл конкурс проект американской корпорации АМОКО. Идея вовлечения западного капитала в нефтяную отрасль Азербайджана не вызывала особого энтузиазма ни в республике, ни в официальных кругах России, тем более что А.Муталибов решил продолжить работу над контрактом без какого бы то ни было участия в нем России. Новый президент Азербайджана Гейдар Алиев и его команда решают приостановить переговоры с Западом и провести дополнительную экспертизу нефтяных контрактов, с тем чтобы определить, насколько они отвечают интересам республики.

Вскоре Азербайджан вступил в СНГ, присоединился к Договору об экономическом союзе и коллективной безопасности, а затем последовал визит в Баку министра топлива и энергетики РФ Юрия Шафраника вкупе с президентом российского нефтяного концерна "ЛУКойл". В ходе него они добились принципиальной договоренности об участии "ЛУКойл" в консорциуме. Переговоры с западными фирмами возобновились, а Государственная нефтяная компания Азербайджана уступила "ЛУКойлу" 10 из 30 процентов своего долевого участия в проекте. 27 апреля 1994 года МИД РФ направил ноту послу Великобритании в Москве, в которой было сделано предупреждение о том, что Азербайджан не вправе самостоятельно решать вопрос о разведке и добыче нефти и газа в так называемом "азербайджанском секторе" Каспийского моря. В свою очередь Алиев заверил официальный Лондон в том, что руководство Азербайджана не получало от правительства РФ какого-либо заявления о намерении пересмотреть подписанное в конце 1993 года в Баку российско-азербайджанское межправительственное соглашение.

Под этим документом, подтверждающим контроль Азербайджана над месторождениями Азери и Чыраг, поставил свою подпись министр топлива и энергетики РФ Юрий Шафраник. "20 сентября 1994 года в Баку в присутствии официальных делегаций США, Великобритании, России, Норвегии и Турции, глав нефтяных компаний, дипломатических миссий и международных организаций был подписан контракт на разработку морских нефтяных месторождений Чыраг, Азери и Гюнешли между Азербайджаном и консорциумом восьми западных корпораций. Контракт заключен на 30 лет. В нем также участвует и российский концерн "ЛУКойл" (10 процентов). Это один из крупнейших контрактов, заключенных бывшими советскими республиками с западными партнерами". ИТАР-ТАСС (10.11.95)

Грузия

"Сейчас на повестке дня стоит вопрос. По какому маршруту пойдет "большая нефть"? А это ни много ни мало - 500 млн. тонн. Так в Грузии обсуждается проект маршрута транспортировки "большой нефти" Каспия через территорию не только Грузии, но и Абхазии. Ряд экспертов полагает, что руководство Грузии может увязать этот проект с условиями урегулирования абхазского конфликта. Не исключено, что если Россия окажет реальную поддержку Грузии в урегулировании абхазского конфликта, Грузия выступит в поддержку прокладки нефтепровода через свою территорию на территорию России, а не Турции.

Нестабильность в Чечне усиливает шансы маршрута через территорию Грузии и дальше через Турцию к нефтяным терминалам на Средиземном море. Но осуществление этого варианта в геополитическом и экономическом плане явно невыгодно России, поскольку он усиливает влияние Турции в регионе Закавказья. Именно с учетом этих обстоятельств, по всей видимости, в процессе переговоров между Россией и Грузией по урегулированию конфликта в Абхазии и всего комплекса двусторонних взаимоотношений родилась идея маршрута Тбилиси - Сухуми - Новороссийск. Дальнейший маршрут через Дунай определен решением Турции об ограничении движения российских нефтетанкеров через Босфор и Дарданеллы". (Постфактум, 18.01.96)

Армения

"Этот вариант выгоден Армении по ряду причин: во-первых, все страны региона будут заинтересованы в стабильности в Закавказье, в частности - в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. Во-вторых, самой Армении остро необходимы топливно-энергетические ресурсы. В-третьих, в такой ситуации Армения может стать весьма оживленным экономическим перекрестком". (Постфактум, 18.01.96)

Россия

Транспортировка азербайджанской нефти через территорию России, а не Турции, по понятным причинам представлялась российской стороне более выгодной ("ЛУКойлу" по контракту принадлежит 10 процентов акций международного нефтяного консорциума, но Россия еще желала получить проценты от транспортировки через свою территорию). Доказывалась нерентабельность иных маршрутов, приводились цифры. В январе 1996 В.Черномырдин и Г.Алиев подписали договор о транзите ╚ранней╩ азербайджанской нефти через территорию России. Переговоры сопровождались уверениями в безопасности чеченского пути, несмотря на проведение там военных действий.

Россия стремилась к получению преимущественных прав на каспийский нефтетранзит, опровергая официальными сообщениями слухи о рассмотрении вопроса о строительстве альтернативного нефтепровода в обход Чечни. "Гипотезы некоторых средств массовой информации относительно планов российской акционерной компании "Транснефть" построить новый экспортный нефтепровод в обход территории Чеченской республики абсолютно беспочвенны". (Интерфакс, 12.09.96). Здесь добавим, что первой задачей, поставленной премьером Путиным перед г-ном Вайнтошоком, ставшим главой "Транснефти" после скандального отстранения Савельева, "оказалась именно задача строительства нефтепровода в обход Чечни.

Однако России не удается обеспечить себе монополию в решении вопроса об эксплуатации Каспийского месторождения. В декабре 1996 года в СМИ прошло сообщение о встрече президента Азербайджанской международной операционной компании Терри Адамса с полномочным представителем правительства Чечни Эдуардом Хочукаевым, на которой обсуждались вопросы оплаты за перекачку нефти непосредственно Чечне. "Чеченские эмиссары прямо увязывали вопрос безопасности транспортировки через территорию Чечни со вступлением Чечни в консорциум АМОКО". (РИА, 20.12.96) Таким образом, Чеченская республика, де-юре оставаясь субъектом Федерации, становилась самостоятельным государством, которое на равных с Россией участвует в переговорах по эксплуатации трубопровода, причем делает это с помощью шантажа.

СМИ рассматривают также версию и о требованиях, которые предъявляют чеченцы России, но здесь аргумент Москвы о строительстве альтернативного трубопровода оказался действенным, и Ичкерии пришлось отступиться.

"Война в Чечне началась во многом из-за контроля над нефтепроводом. Мир был заключен именно благодаря нефтяному компромиссу между Москвой и Грозным". (Ъ, #85, 06.06.97) О каких конкретных договоренностях идет речь √ неясно, однако СМИ отмечается факт удовлетворенности со стороны Чечни тем, что Масхадовым сохранена возможность пользоваться "врезками" в нефтепровод.

Далее России приходилось признавать, что поставки азербайджанской нефти по маршруту Баку √ Грозный √ Новороссийск фактически сорваны из-за неполадок в трубопроводе и из-за многочисленных "врезок в трубу", производимых в разных местах 147-километрового чеченского участка.

"Россия, скорее всего, потеряет транзит азербайджанской нефти. За полтора года эксплуатации нефтепровода незаконные изъятия нефти из него на территории Чечни достигли 130 тыс. т. Компенсировать утечку приходится России - значит, при нынешней экспортной цене нефти примерно 18 долл. за баррель, из дохода следует вычесть 17 млн. долл. И плюс к этому - выплаты Чечне за транзит и охрану нефтепровода. Отказ Азербайджана от северного нефтяного маршрута - явный признак утраты Россией своих стратегических позиций в Каспийском регионе". ("Время", #105, 21.07.99)

Но уже в июне 1999 года министр топлива и энергетики В.Калюжный заявляет о необходимости закрытия трубопровода на территории Чечни. Чеченская сторона, в свою очередь, заявляет о том, что Россия целенаправленно дискредитирует чеченский маршрут сообщениями о его неработоспособности и намерениями построить альтернативный. Что не так уж и невероятно √ "Независимая газета" 25 сентября 1999 года в статье на первой полосе под заголовком "Москва поставила крест на чеченской нефти" рассматривает возможные дивиденды различных заинтересованных сторон от военной операции в Чечне.