Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Monday - Monday
Обзор российских еженедельников (25.10 - 1.11.99)

Дата публикации:  1 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Последняя Великая Эпоха

Искусство обмана состоит в том, чтобы
сначала обмануть, а потом не обманывать.
Седьмая китайская стратагема

Если война есть продолжение политики другими средствами, то грязная война есть продолжение грязной политики теми же средствами.

В истории ХХ века было несколько событий-явлений, за которыми закрепился эпитет "великое": Великая Октябрьская революция, Великая Депрессия, Великая Отечественная война, Великий Отказ (то, что породило переломные шестидесятые). По аналогии с ними, а заодно чтобы хоть как-то пометить "конец века", последнее его десятилетие можно было бы назвать эпохой Великого Обмана.

"Величие" этого обмана в том, что и демократия, и свобода слова, и свобода печати, как вдруг оказалось, имеют крайне опосредованное отношение как к возможности обманывать, так и к способности обманываться. Что экзистенция, сколько бы она ни пыталась прикинуться онтологией, все равно остается таковою - и ничем иным.

Всего один пример - в "тему" (хотя и помимо нее их прорва). В сорок втором середины октября номере "Итогов" Галина Ковальская, постоянный автор еженедельника, опубликовала статью "Самоцензура", где сетует по поводу того, что нынешняя война на Северном Кавказе, в отличие от предыдущей, не вызывает ни у журналистов, ни у общества желания быть объективными по отношению к Чечне и чеченцам. Что, мол, теперь главными ньюсмейкерами стали не реальные события, а по-своему их толкующие генералы, которым репортеры "смотрят в рот и с удовольствием кушают очевидные несуразности".

Однако были, оказывается, иные времена - и тут потребуется некоторое пространство для цитаты, чтобы понять, какие именно и к чему они были: "В 1994 - 1996 годах военным действиям в Чечне сочувствовал, пожалуй, лишь один телеканал - ОРТ, чей владелец был весьма близок к тогдашнему президентскому окружению. Зато НТВ с яркими репортажами... показывавший ужасы и бессмысленность той войны, именно тогда завоевал себе славу самого профессионального и по-настоящему независимого телеканала".

Отбросим лягающее "копыто" этого пассажа - насчет ОРТ и его владельца (игра "Березовский должен быть разрушен Гусинским" - и наоборот - может быть интересна только самим капитанам и их командам). Обратимся к "славе", которая, кстати, в русском сознании издревле и неразрывно связана с честью.

Да, канал НТВ "показывал", да, "ужасы и бессмысленность". Но отнюдь не смысл. Его он стал показывать чуть позже, когда завелась кампания "Голосуй или проиграешь", где от декларированной Ковальской "независимости" не осталось ровным счетом ничего. Впрочем, ее, естественно, не было и прежде. Потому что показывать отдельно "смысл" и отдельно "бессмысленность" - это и есть наведение обмана (всегда, исключая "художество", корыстного и зависимого от "интереса" в своей основе). Им же можно заработать "славу", но чести - нет, не обретешь.

В своей вышедшей в конце тридцатых годов книжке "Насилие над толпой" русский эмигрант Сергей Чахотин писал, что пропаганда западного образца строится на психоанализе Фрейда, а советского - на рефлексологии Павлова. Нынче у нас не тоталитарный Советский Союз, а свободная Россия. Соответственно, и свободная пропаганда. И теперь главное, занимаясь ею, подходить к делу творчески, ибо без этого - какая же сублимация?

Война до <...> конца

В своем последнем, 43-ем номере, "Итоги", по-прежнему интригующие против войны в Чечне, избрали объектом, на сей раз сострадания, беженцев (или, по официальной классификации, "перемещенных лиц"). Число коих, согласно эфиру "Эха Москвы", к выходным достигло 190 тыс. человек. И по отношению к которым (как и ко всем вынужденным переселенцам и вообще репатриантам в Россию, кроме отдельных, тактически выгодных, - см. об этом хотя бы "Русские бегут" в "Комсомольской правде" от 20.10.99) власти демонстрируют очевидное пренебрежение.

В реляциях с полей антитеррористической операции электорат (поскольку он и только он объект их приложения) потчуют сообщениями о "подавленных точках", "зачищенных селах" и многочисленных убитых то "боевиках", то без экивоков - "бандитах". Никого другого в тех краях не водится. Они, другие, странным образом и десятками тысяч обнаруживаются только в Ингушетии, где оказываются интересны опять же только ингушам. Хотя, казалось бы, именно они, "уклонисты", - тот контингент, на который должны рассчитывать опереться федеральные власти после того как.

"После того как" что? По официальной версии, - после того как Чечня будет очищена от террористических бандформирований (кстати, чеченские официози отвечают на это "российскими уголовно-террористическими формированиями", см. "Власть", # 42, еще забористее круг определений на http://www.kavkaz.org). Утверждается, что пока все для этого делается грамотно, с минимумом жертв у федеральных войск, с максимумом таковых у боевиков. Любые сторонние сообщения о погибших под бомбами женщинах и детях Росинформцентром отвергаются как недостоверные и провокационные, в том числе и субботнее 30 октября - о том, что от ракеты, выпущенной с российского самолета по машине с опознавательными знаками Международного Красного Креста, погибли двое его сотрудников и еще десятка два человек.

Если Росинформцентр - откровенно пропагандистская организация (а какая же еще?), все это следует понимать так, что население Чечни практически поголовно записано в боевики. И что темное начало войны было не более чем прологом к еще более темному ее продолжению. И что тактика выжженной земли, избранная федералами, имеет своей целью не сделать тайное явным, то есть выявить и примерно наказать похитителей людей и организаторов терактов, а напротив - спрятать концы в воду.

Поскольку таких концов, как минимум, два, а не один ("победа"), власти втайне нервничают, а въявь изворачиваются, периодически впадая в агрессию по отношению к инакомыслящим, - что с известным успехом может продолжаться до тех пор, пока война экономически и физически (трупами) не сдетонирует в коренной России. И тогда придется идти ва-банк - либо предельная жестокость в Чечне, либо диктатура в России, либо то и другое вместе.

Esse Homo

"Адеква-а-т!"
П.Вайль и А.Генис

Говорят, что гениальный автор нуждается в конгениальном читателе (и наоборот). Судя по тому, как комментирует "Независимая газета" (от 30.10.99) результаты своего традиционного опроса среди экспертов на самого влиятельного политика, Россия обрела, наконец, такого автора: "личные качества Путина полностью адекватны ситуации", он - чемпион. А поскольку первое место у экспертов совпадает в данном случае с первым местом у народа, такое умозаключение, по-видимому, должно представляться его авторам особенно обоснованным.

Теоретически, если не ерничать (в духе "народ и партия едины"), это хороший знак. Консолидация. Правда, единственно благодаря призраку общей опасности (о такой консолидации как родовой черте русского народного характера утомительно распинается Г.Зюганов на страницах "Советской России" (от 28.10.99). У него выходит, что патриотизм и социализм - это одно и то же, а препарированный Ленин и обсусаленное православие - близнецы-братья. Полное идеологическое помешательство). Ибо без элементарного согласия по элементарным вопросам элементарные дела не делаются.

И все было б хорошо, если бы все было ясно с опасностью. Как на Великой Отечественной, на которую, вслед за Путиным, полюбили ссылаться некоторые публицисты (правда, по времени сразу вслед за другими публицистами, которым было, напротив, ясно совсем другое - что там схлестнулись две "империи зла": старая спекуляция, восходящая еще к "Атлантиде и Европе" Мережковского, которую публицисты, конечно, не читали - отсюда и жидкий пафос неофитов).

Поскольку Чечня - никак не Великая Германия, то аналогия хромает и как пропагандистский инструмент для долгого употребления не годится (поэтому к ней, для гальванизации, и пытаются подключить все, что возможно - от "белых колготок" до Бен Ладена). Типологически же ситуация куда ближе к тому, что Гай Юлий Цезарь вытворял некогда в Галлии, и к тому, что впоследствии из этого (республики) получилось (империя).

Однако "назначенец" Путин тоже никак не тянет на "самодельного человека" Цезаря. Если относительно "победы" (не умением, так числом) еще вполне допустимы разные мнения, то "Записок о Чеченской войне" от этого человека мы однозначно никогда не дождемся. На мой взгляд, предельный рост его рейтинга точно (с допустимой погрешностью) зафиксирует количественный состав охлоса в России. А образным эквивалентом фокуса постоянно изменчивой любви этого контингента, опять же, на мой взгляд, окажется не кто иной как гофмановский крошка Цахес - со всеми вытекающими коннотациями.

На Западе у Путина нету клаки - российские подвиги в Чечне там никого особенно не восхищают (в том числе и потому, что они предпочитают восхищаться своими подвигами). Но попытка американцев и др. выступить, аки агнцы, с осуждением плохого поведения россиян - после компанейщины во время первой чеченской кампании и после Косово с Сербией - и впрямь заслуживает того злорадства, которым дышит передовица "Давить на Россию бесполезно" в "Независимой газете" (от 30.10.99). "Не верю", - скажет любой зрячий человек, и даже сильно сочувствующий осуждению, в ответ на их заявления и домогательства.

Однако зрячему человеку самому совсем не обязательно ввязываться в эту достойную ее участников и преследуемых ими целей пикировку. Достаточным будет уже и то, если он внимательно приглядится к происходящему. И увидит, что оно есть не что иное как дурной слепок с "Истребления тиранов" Владимира Набокова.

Там некий человечек, долго ревнуя к невольному родственничку-диктатору и лелея планы его убийства, приходит к избавлению от него тем, что кончает с жизнью сам. Здесь Россия, ревнуя к Соединенным Штатам и опростоволосившись в попытках соперничать с ними в Югославии, решила "отомстить" тем, что развязала войну у себя дома - в Чечне. "Не пей из колодца - пригодится плюнуть", - поучал юного Пришвина его дядя, заводчик и пароходчик (этакий символ возрождаемой России). Вот это и будет по-нашему. Другие аналогии - вроде гоголевской вдовы - представляются в связи с вышесказанным неуместными: та била на интригу, а не на поражение.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Иван Давыдов, Политика в Сети.
Обзор специализированных сайтов: 23 - 29 октября
/29.10/
С идеями в России по-прежнему плохо. Существует даже мнение, что плохо с ними в самых серьезных сферах. Чем иначе объяснить очередное закрытие пародии на официальный лужковский сайт? Нет идей - нет и новых методов борьбы.
Эдуард Михневский, Граждане, бросайте сердце в урну! /29.10/
Лидеры "Союза правых сил" устраивают шоу для подростков. Но кто заказывал драку и лай?
Евгений Майзель, Березовский: мифологический портрет в интерьере /28.10/
Одно из последних сообщений о Березовском - якобы подхваченный им при переливании крови гепатит. Не исключено, что в скором времени появится информация о циррозе печени и периодических запоях.
Владимир Кумачев, Сергей Казеннов, Феномен ТВЦ: хвост виляет собакой? /27.10/
Сколько разговоров было в свое время о реформировании канала ТВЦ. Этот канал подлежал коренной реконструкции - как считалось, для обеспечения идеологической базы политического центризма, а также предвыборных амбиций Ю.М. Лужкова и созданного им движения "Отечество"...
Андрей Мадисон, Monday - Monday
Обзор российских еженедельников (18.10.99 - 25.10.99)
/25.10/
"Российский президент в полной мере использует циничное презрение общества к своему парламенту, а российское общество плохо уж тем, что неспособно сформировать полноценные политические партии" => Философы тоже ставят под сомнение применимость западной модели демократии к России.
предыдущая в начало следующая
Андрей Мадисон
Андрей
МАДИСОН
nomadison@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: