Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/19991122.html

Разводят не только сметану, или Все на выборы!!!

Дата публикации:  22 Ноября 1999

Иногда у людей, наблюдающих за избирательной кампанией со стороны, возникает вполне разумный вопрос - "И сколько же это стоит?". Мы постараемся в этой статье ответить на этот и многие другие вопросы, возникающие у рядовых избирателей.

Дело в том, что организация выборов в нашей стране стала таким же бизнесом, как торговля или страхование, и как в любом виде российского бизнеса, в организации выборных кампаний принимают участие не очень квалифицированные, но очень материально заинтересованные люди. Общепринятым является расчет стоимости выборов всех уровней на основе учета затрат на каждого проживающего в округе избирателя. Средняя стоимость работ колеблется между одним и двумя долларами на одного человека. Если учесть, что к избирательным урнам ходит примерно одна треть избирателей, то в одного голосующего избирателя каждый кандидат должен, по уверению руководителей избирательных штабов, вложить от трех до шести долларов. С учетом того факта, что в демократических выборах принимает участие не один кандидат, а группа кандидатов численностью до 20-25 человек, можно сделать вывод, что в каждого голосующего избирателя вкладывается сумма, эквивалентная 60-120 у.е. Однако сам избиратель эти деньги может увидеть разве только в виде симпатичного календарика с портретом кандидата. Сформированные таким образом заявки на финансовое обеспечение выборов выкладываются перед кандидатами, и начинается трудная дорога избирательного штаба к победе в выборах. Трудна эта дорога потому, что эти деньги надо израсходовать полностью и таким образом, чтобы никто, и кандидат в том числе, не понял, почему победа досталась другому.

Одним из первых уровней пропаж крупных средств является уровень политических партий и движений. После организации группы сторонников в партии и движения типа "Партия комиссионеров", "Альтернативный выбор России" или Союз "бордовых" "Зубр", их руководители получают доступ к финансовым источникам. Первичные капиталовложения в виде арендной платы за офис, оплаты телефонов и небольшой рекламной кампании в газетах и на ТВ будут не более 20-30 тысяч долларов и многократно окупятся даже в небольшой избирательной кампании - среднее количество избирателей в одном округе Санкт-Петербурга при выборах депутатов городского Законодательного Собрания - 80 000 человек. Необходимо только убедить доверчивых кандидатов в существовании огромного числа исключительно дисциплинированных членов партии или движения, которые готовы отдать ему свои голоса. Если же кандидат начнет сомневаться, можно договориться с начальником избирательного штаба о поддержке за соответствующую долю от стоимости проекта. Однако проблем может не быть совсем, если кандидат разумно считает свою политическую активность высокооплачиваемой работой, то есть он и не собирается побеждать в выборах, его цель - собрать как можно больше денег на избирательную кампанию и, устроив побольше шума, сохранить их для безбедной жизни жены и детей в Португалии. Это второй уровень крупных хищений избирательных средств, и эти уровни можно условно объединить в одну группу, поскольку объектами обмана являются лица, не участвующие в политической тусовке, а лишь финансирующие ее. Из недавней политической истории города известен такой факт, что крупнейшее политическое объединение Санкт-Петербурга, собравшее сотни тысяч долларов на избирательную кампанию, оказалось практически за бортом ЗАКСа. Нехватка ярких политиков, провинциальный характер конфликтов, интеллектуальное бесплодие обрекают город и область на многократное повторение таких историй.

Следующие уровни объединяются в группу просто хищений, когда объектом обмана становится сам кандидат. Термин "разводки" очень точно описывает различные процедуры выкачивания денег из кандидата его верными соратниками через использование различных мифов.

Первый уровень - миф о бдительности штаба и происках коварных конкурентов. Кандидат будет платить деньги за предотвращение утечки информации из его штаба, а если не захочет - можно найти подложенный самим собой "жучок" или "необычное" подключение к телефонной линии. После таких происшествий вызываются высокооплачиваемые специалисты из дружеской фирмы, которая охотно поделится с вызвавшим ее начальником службы безопасности. Таким же примерно образом кандидат будет оплачивать и разведку - источники информации, которых он в глаза никогда не увидит, стоят очень дорого! Правда, "ценнейшая" информация, купленная за немалые деньги, была получена из простого разговора за кружкой пива с местным участковым. Особым образом кандидаты "разводятся" на деньги в случае реальных или выдуманных столкновений между полевыми работниками различных штабов - стоимость возбуждения уголовного дела по факту нанесения телесных повреждений и затем его прекращения бывает просто астрономической. Разумеется, мы не считаем, что все эти столкновения подстроены, но для службы безопасности избирательного штаба не воспользоваться случившимся и заодно подтвердить свою необходимость - было бы просто глупо.

Следующий уровень - миф о количестве и качестве полевых работников. Кандидата убеждают, что он получил в свое распоряжение огромное количество специально подготовленных, ориентированных только на успех и поэтому очень дорогих полевиков. Он вряд ли увидит всех этих людей в лицо, но по ведомостям на выплату денег каждому их них он будет платить от 2 до 10 долларов в день. Разумеется, большая часть этих денег будет поделена между начальником избирательного штаба и руководителем полевых работников. Мы полагаем, что читатели этой статьи неоднократно могли убедиться на личном опыте общения с полевыми работниками в уровне их подготовки. Самой незначительной, с точки зрения полевиков, шалостью является сбор подписей одновременно для нескольких кандидатов - ведь если человек согласился подписать один лист, отчего же он будет отказываться от подписи еще трех листов. Такой метод работы учетверяет доход полевика уже на первом этапе. В принципе, никто не мешает выполнять разовые задания конкурирующих кандидатов - территория-то одна, а времени навалом! Однако простыми полевыми работниками штаб не может пользоваться в особо экстренных случаях, и кандидата убеждают, что совершенно необходимо пригласить дополнительную группу специалистов, например, по созданию и распространению слухов. Разумеется, эти люди специально отобраны, подготовлены, экипированы и где-то просто дожидались сигнала штаба о начале работы. Кандидат в угаре избирательной паранойи готов поверить во все что угодно, и он будет платить любые деньги для этой глубоко законспирированной акции. О нулевом результате этой акции, как и многих других, он узнает только наутро после выборов.

Третий уровень обмана - миф о стоимости полиграфических работ, статей в прессе и передач на ТВ. К каждому руководителю избирательного штаба тянется очередь посредников, которые готовы обсудить существенные скидки от заявленных в прайс-листах цен. Надо ли говорить, что кандидату объясняют, что "газетчики совсем зарвались", "полиграфисты диктуют свои цены, используя конъюнктуру", "телевизионщики уже запродали все время конкурентам, и надо переплачивать". Вся разница в ценах остается в карманах начальника штаба и руководителя рекламной группы и не может быть даже приблизительно подсчитана - все прекрасно понимают, что накладные и счета фиктивны, объявленные тиражи занижены, и реальная оплата идет наличными (предпочтительно прямо в долларах). Известен случай, когда политконсультанты убедили кандидата оплачивать тиражи полиграфической продукции, равные числу жителей в округе! О маленьких детях и наличии в одной семье двух-трех избирателей кандидат просто не подумал.

Как в любом российском бизнесе, в организации избирательных кампаний доминирует семейный и приятельский кадровый стиль. Для этого создается четвертый миф - миф полной информированности штаба о всех аспектах жизни избирательного округа, состоянии дел в штабах конкурентов, раскладе сил и влияний в местных администрациях, подноготной членов избирательных комиссий. Этот миф создается с помощью ежедневного вливания в уши кандидата сплетен, слухов, общеизвестных фактов в специальной трактовке, выдуманных деталей личной жизни известных людей. Редкий кандидат устоит перед этим потоком дезинформации, большинство готово считать себя весьма информированными людьми, хотя с помощью нескольких содержательных вопросов они могли бы получить точную оценку всего этого вранья.

Разумеется, существуют и прямые хищения оргтехники, компьютеров, аудио- и видеотехники из помещений штабов и опорных пунктов - все всегда списывается на коварных противников, а служба безопасности получает новые задания и финансирование. Кстати, в неофициальную аренду для организации опорного пункта кандидат может получить жилье какого-либо дальнего родственника начальника штаба - тогда возмещаемый "ущерб" может быть весьма значительным.

Таким образом, мы полагаем, что из бюджета избирательных кампаний разворовывается от 50% до 99% всех сумм. Естественно, что при такой рентабельности этот бизнес является высококонкурентным, а учитывая непрозрачность в принятии решений, больше всех в этом бизнесе заработают люди, имеющие прямой доступ к лицам, принимающим решения о финансировании тех или иных кандидатов.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что победа того или иного кандидата не связана напрямую с финансовыми затратами. Многие не столько выигрывают, сколько получают победу в подарок от группы конкурентов, обескровленных их штабами. Попытки обезопасить себя от недобросовестных сотрудников путем организации штаба по корпоративному признаку (например, на работу приглашаются армейские сослуживцы) в конечном счете неэффективны, поскольку "хороший человек" - это не профессия.

Справка: в выборах губернатора Ленинградской области должно было принять участие около миллиона избирателей, если умножить это число на два доллара и затем учесть количество кандидатов, реально участвовавших в предвыборной гонке (по нашим оценкам, это 8 человек), мы получаем сумму около 16 миллионов долларов. Это, конечно, небольшие деньги, примерно столько, как утверждают хорошо информированные источники, затратил мэр Екатеринбурга на губернаторских выборах в Свердловской области - правда, он оказался третьим и выбыл из игры (в соответствии с изложенной в этой статье схемой). Но впереди маячит гораздо большая сумма - думские выборы в городе с тремя с половиной миллионами избирателей и области с миллионом избирателей - попробуйте подсчитать доход организаторов-бизнесменов!

Аналитический отдел
ИА "Финский залив"
GULF@MAIL.WPLUS.NET
(проводим финансовую экспертизу выборной кампании в интересах заказчика)