Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Monday - Monday
Обзор российских еженедельников (16.10 - 22.11.99)

Дата публикации:  22 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Make Love and War

В России - очередное событие местного значения. Усилиями Стаса Намина и бродвейских американцев к отечественным условиям приноровлен знаменитый рок-мюзикл 60-х "Hair" - "Волосы".

Все, кому надо, конечно, услышали его, когда надо, а потом и посмотрели слабенький фильм Милоша Формана - слабенький, в частности, потому, что уже в основе это типичное "произведение на молодежную тему" и, кроме того, еще столь сильно обусловленное законами жанра, что дает куда большее представление о бродвейской театральной культуре, чем о собственно контркультуре и хиппизме в частности. Обычная, попросту говоря, мелодрама, которую единственно спасает отличная, а местами и прекрасная музыка Макдермотта.

Теперь небольшое межконфессиональное отступление. Когда недавно Папа Римский визитировал Грузию, что стимулировало, как тому и подобает, очередной раунд выяснения отношений между православием и католичеством, какая-то газета решила пояснить, что туфля главы Ватикана тем самым впервые ступила на постсоветское пространство. Неверно. Еще лет пять назад Иоанна Павла такого-то с обычным хорошо срежиссированным триумфом прокатили по улицам Таллина (и прочих прибалтийских столиц). Там же, в Таллине, но уже десять лет назад, состоялся и первый показ (тогда еще формально советскому зрителю и слушателю) помянутого мюзикла.

Это было весьма общественно-показательное мероприятие. Труппа являла собою юных американских ребят и девчат с неблагополучной судьбой, которые, вероятно, именно поэтому с приличествующей для борцов с испытаниями ловкостью побегали и попрыгали перед представлением по спинкам кресел, а потом со столь же приличествующими умудренной юности азартом и знанием предмета отыграли действо. Заканчивалось оно, как и полагается, великим трайбалистским гимном "Let the Sunshine In", перед исполнением которого эти, как сочувственно говаривал Стравинский, "длинноволосые эфебы" (и эфебши, естественно, тоже) вдруг развернули плакаты с текстами на русском и эстонском языках - "Вся власть Советам!".

Тогда сей призыв, наряду с ГПУ (гласностью, перестройкой, ускорением), был одним из тактических лозунгов момента - но только не для эстонцев, которые уже успели сообразить, какие дивиденды могут извлечь изо всей этой катавасии, заваренной Горбачевым, и которых, кстати, в зале было подавляющее большинство. Они тут же засвистели и зашикали, а потом, терпеливо отслушав хипповые благоглупости про дневное светило, делегировали на сцену своих людей, те организованно схватили за руки ничего не понимавших заокеанских юнцов и юниц - и затянули вместе с поднявшимся в едином порыве залом свое кровное: "Eestlane olen ja eestlaseks jaan", то есть что эстонцами они были, есть и будут, и в этом весь их трайбализм, а не в какой-то там общечеловеческой лабуде.

Нынче в демократизаторских средствах массовой информации со сдержанной горечью (см. хотя бы "Известия" от 20.11.99) отмечалась годовщина со дня убийства Галины Старовойтовой - мол, "у страны был шанс, и этот шанс был упущен", потому что таким людям, как она, не дали вдосталь порулить. Если не ошибаюсь, Старовойтова во время оно состояла членом Межрегиональной депутатской группы в ВС СССР, которая - и тут никаких ошибок быть не может - более всех постаралась во славу эстонской вольницы (когда эстонцы своего добились - какая черная неблагодарность! - они тут же позабыли своих благодетелей), и уже совершенно точно именно она советовала Ельцину по национальным вопросам в период заключения им (буквально!) под покровом ночи договоров с прибалтами, в результате чего русские в Латвии, Литве и Эстонии проснулись на следующее утро иностранцами.

Аккурат об этих временах и имея в виду лично Старовойтову, И.Мильштейн пишет в "Известиях", что тогда "судьба государства определялась нормальными, вменяемыми, грамотными людьми". Бесспорно, такая точка имеет право на существование. Как и расхожее - "о мертвых или хорошо, или ничего". Но в Древнем Риме, откуда позаимствовано данное высказывание, бытовало - что вполне обычно для паремий - и другое: "О мертвых ничего - или правду". А правда такова, что русским людям Прибалтики не за что "остро жалеть" Г.Старовойтову. Благодаря в том числе и ей, им остается жалеть только себя.

Хиппи из-под палки

В связи с дурацкой постановкой "Волос", где, для удобопонятности, Вьетнам заменен на Чечню, а главным сценическим злодеем выведен Березовский (к чему такая честь?), "Коммерсантъ" (в номере от 17.11.99) обратился к политикам и финансистам с остроумным вопросом: "Вы хипповали?". Жаль, конечно, что вопрос был задан лишь представителям либерально-демократического сегмента (что бы ответили на него товарищи Зюганов, Селезнев, Анпилов?), но и того, что наговорили господа, вполне достаточно для обретения некоторых выводов.

Как оказалось, один лишь Сергей Станкевич имеет более или менее релевантное представление о явлении ("это было неповторимое, некое неформальное братство"), для остальных дело ограничивается модой, брюками клеш, длинными волосами, песнями под гитару и даже (!) фарцовкой. Лучшую, однако, формулировку предложила, как всегда, элегантная Ирина Хакамада: "Движение хиппи было создано..." (курсив мой. - А.М.). Так говорят настоящие партаппаратчики (теперь оказывается, что апологеты мелкой частной инициативы тоже), которым недоступно представление о самозарождении и о семенах и идеях, которые носятся в воздухе без соизволения начальства.

Впрочем, еще Герцен подметил, что русскому правительству противно все, что делается не из-под палки. А правительство с тех пор у нас, похоже, не менялось.

Кто крайний?

У художника с основательной фамилией Сундуков была картина - "Очередь", на которой означенное явление было изображено в духе этакого метафизического соцреализма: бесконечное статическое ожидание в пустом тревожном пространстве.

Теперь на дворе иная эпоха, соответственно, и очереди совсем другие - инициативные и динамичные, а потому и изображать их надобно совершенно иначе - скажем, в манере капиталистического экспрессионизма. В противном случае не успеешь зафиксировать. Только что человек был в очереди, предположим, за носками, глядь, а он уже в очереди на квартиру, а про носки ровным счетом ничего не помнит. И на напоминания реагирует неадекватно. То есть, как раз напротив, - адекватно.

Мастеров этого сорта в нынешней России - что глюков у наркомана Иванова после хорошей вмазки. Один из них - и очень даже представительный - ярославский губернатор Анатолий Лисицын, бывший когда-то в первых рядах НДР, потом, после того как трижды отрекся в областном радиоэфире от Ельцина, оказавшийся среди ОВРовцев, а теперь вот - "как гром среди ясного неба" ("Независимая газета" от 20.11.99) - призвавший и ОВР, и "Медведя" выдвинуть в президенты единого кандидата - ельцинского ставленника В.Путина. "Независимая газета", превратившаяся отныне в приложение к рейтингу действующего премьера, приписывает этот "гром" (а она ждет немедленного эха) сугубому практицизму губернаторов, для которых де добрые отношения с верховной властью - альфа и омега всяких членств.

Но в очереди на прием у Путина стоят отнюдь не одни токмо губернаторы. Там обнаружены и Черномырдин, и Кириенко, и группа "народных депутатов" (которые своим коллективным письмом опередили почему-то запаздывающих представителей творческой интеллигенции). В ней же говорят, видели и Лужкова, и Примакова, и Жириновского, и Зюганова - тоже, между прочим, не губернаторов.

Поскольку тенденция, ввиду абсолютной прозрачности, не нуждается ни в каких комментариях, хочу отметить в связи с нею только две вещи.

Вещь первая. Еще в 1962 году у Жака Эллюля вышла книжка "Пропаганда" (до сих пор на русский язык не переведенная, что всячески должно приветствоваться пиарщиками), где Эллюль, в частности, отмечает, что пропагандисту совсем не обязательно верить в то, что он пропагандирует. Более того, для вящего успеха пропаганды ему даже вменяется в обязанность не верить в это.

С этой охлаждающей точки зрения все "громы" в редакции "Независимой" описываются просто: люди один объект неверия меняют на другой, а что они при этом говорят - это их сугубо личное дело ("мы же понимаем!"). Мастер острого словца Карл Радек умел подобного рода поворотным свидетельствам придавать стилистический блеск, Кириенко с Лисицыным не умеют - вот и вся разница. Дальше все равно решают не они.

Вещь вторая. Те, кто присягнули на верность премьеру, должны отдавать себе отчет в том, что в обозримом будущем им не удастся стать главами государства. Поскольку сейчас на дворе уже не фаза свободного ассоциирования, но фаза фильтрации. Та же "Независимая газета" радостно рапортует, что победа Путина на президентских выборах "предрешена". Ей с тоской вторит "Слово" (# 90 от 19 - 25.11.99): "За нас все решили". Из чего неминуемо следует, что "если кто не спрятался, я не виноват".

Такова, во всяком случае, теоретическая модель ситуации. Имеющая, кстати, отдаленную, но чрезвычайно симпатичную фольклорную параллель - похороны чучела Андропушки, которые начинались с возгласов:

Помер наш батюшка, помер!
Помер родимый наш, помер!

После чего Андропушку клали во гробочек, закапывали во песочек, а далее по очереди пытались воскресить сначала четыре старушки с четырьмя ватрушками, затем четыре молодки с четырьмя сочовками и, наконец, четыре девчонки с четырьмя печенками, для которых предприятие и оборачивалось полным успехом. Вследствие чего звучало победное:

Ожил наш батюшка, ожил!
Вздынул родимый наш, вздынул!

Хотя чисто внешнего сходства больше, конечно, с наркомом Ежовым, чем с генсеком Андроповым.

Овощ и крест

В советское время понятие "знатные люди" (из числа тех, над которыми любят изгиляться так наз. "сатирики") однозначно отсылало к особо отличившимся людям труда - рабочим, колхозникам, представителям прослойки, каковыми обычно оказывались ученые. Ныне, преобразовавшись в VIP, оно включает в себя исключительно особей из непроизводственной сферы - как правило, политиков и представителей шоу-бизнеса, лицедеев.

Помнится, в конце то ли 94-го, то ли 95-го года с интервалом в день-два мне пришлось наблюдать два невольно сопоставившихся ряда. Первый имел место в одной из газет - там приводился список из десяти лучших, по результатам опроса, китайских женщин: среди них оказалась одна актриса - либо на последнем, либо на предпоследнем месте, все остальные были работницы. Потом на канале ОРТ подводили итоги года в аспекте живых потерь - в мартирологе не нашлось места не только рабочим и крестьянам, не был помянут даже хотя бы один ученый.

Речь, как нетрудно догадаться, идет об определяющей состояние общества иерархии ценностей, о том, кто (в человеческом измерении) для него важнее - Курчатов или Хазанов, Маша Распутина или Валентина Терешкова?

Авторы "карт-бланш" в "Независимой газете" (от 20.11.99) - о том, что у российской буржуазии не национальный, а пиратский флаг - полагают, что, решая политические задачи, "государство должно поднимать эмоциональный тонус народа через труд, честность и прочие атрибуты нравственности" (при том, что политическая цель у народа должна быть одна на всех).

Поскольку мы имеем дело с подступом к разработке "национальной идеи" (и уже не единственным - лед тронулся, маховик завертелся), то неизбежен вопрос - нет, не какова "политическая цель" (этим пусть озабочиваются те, кто в "очереди") - каков контекст, в который намерена встроить труд нарождающаяся идеология? Поскольку если она вдруг родится и начнет претендовать на общеобязательность (что обязательно случится), то, так или иначе, коснется любого и каждого. В том числе и тех, у кого честное отношение к труду есть, а совпадения политической цели нет.

Собственно, принципиальным здесь является всего один момент: наличие либо отсутствие в идеологии религиозной составляющей. Ибо если она будет, то, во-первых, придется делать выбор (хотя итоговый результат и так ясен), а во-вторых, сплочения российского населения придется добиваться насильственным путем (постоянная же "внешняя угроза" - слишком беспокойный и утомительный стимул). Кроме того, разные религии поощряют разные принципы организации труда: официальное православие еще и потому киксануло перед большевиками, что ничего не смыслило в индустриальной революции (в отличие от протестантов на Западе, где большевизм потому и не прошел).

Не имеет православие никакого отношения и к тому, что творится в постиндустриальную эпоху. Кроме потребительского. В сфере так наз. "духовности", монополией на которую православие тешит себя все последние десять лет (и пусть тешит), оно в состоянии предложить только реакцию и реставрацию, единственная тихая новация в его арсенале - "креационизм" - представляет собою самый бессовестный плагиат у иеговистов, которых при этом православные явочным порядком порицают. И не только словесно.

Отсутствие модернизаторского потенциала при колоссальном меркантилистском - две основные характеристики современного православия в хозяйственном отношении. Этика дармовой рабсилы, вымогания льгот и спонсорских услуг (во имя богоугодного, естественно, дела) - вот его вклад в поднятие "эмоционального тонуса через труд".

Что касаемо специально Интернета, без которого, как стало известно, нет будущего, то ничего, кроме освящения серверов, "ера" в конец слова ("ИнтернетЪ") и религиозной цензуры, православие ему предложить не сможет. Это очевидно.

Как совладают с этими обстоятельствами разработчики и внедрители новой госидеологии? Представляется, что никак. Потому что на призыв чиновника от власти откликнутся одни лишь чиновники от менталитета. А они худо-бедно способны заниматься репродуктивной деятельностью - но не более того.

Есть, правда, люди, которые определенно способны спасти страну. Те, которые излечивают от всех болезней, сулят повсеместную эпиляцию и гарантируют на 500% возврат мужа в семью. Самой обнадеживающей из них мне показалась Раиса Рык, фото которой в издании под названием "Оракул" (# 12 от с.г.), согласно помещенной под ним надписи, "заряжено на любовь, доллары и долгое хранение овощей". Что ей стоит добавить к этому списку еще и новую национальную идею?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Шушарин, Записки дяди Митяя
Уходящие в натуре
/24.11/
Путин на президентских выборах станет главным соперником Примакова/Лужкова. Всем ведь ясно, что московское чудо оборачивается московским блефом. Лужков ругал реформаторов-прихватизаторов, а сам использовал те условия, которые они создали для него.
Владимир Кумачев, Сергей Казеннов, Международный терроризм в условиях переходного миропорядка: недооценка угрозы /23.11/
Общий "бюджет терроризма" в мире сегодня составляет, по разным оценкам, от 5 до 20 млрд. долл. в год.
Разводят не только сметану, или Все на выборы!!! /22.11/
Деньги надо израсходовать полностью и таким образом, чтобы никто, и кандидат в том числе, не понял, почему победа досталась другому.
Иван Давыдов, Политика в Сети. Обзор специализированных сайтов: 13 - 19 ноября /19.11/
Как составляются рейтинги. Будет ли Путин мочить Вербицкого, когда придет в Сеть? Ничего случайного скоро не будет даже в Интернете. Новостную ленту "Русского Дедлайна" каждый может редактировать по своему вкусу: Лужков приговаривает Доренко к высшей мере; а Доренко - Лужкова.
Отто Граф Ламбсдорфф, Ложный путь России на Кавказе /18.11/
Первопричина войны проистекает не из стремления борьбы с терроризмом, а заключается во внутренних, властных политических интересах. Любой новый кредит, предоставляемый России МВФ или другой организацией, служит прямому финансированию чеченской войны.
предыдущая в начало следующая
Андрей Мадисон
Андрей
МАДИСОН
nomadison@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: