Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Международный терроризм в условиях переходного миропорядка: недооценка угрозы
Дата публикации:  23 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Многие события последнего времени, в том числе на Северном Кавказе, их неоднозначная подчас оценка мировым сообществом, некоторыми региональными силами, заставили еще более пристально взглянуть на проблему международного терроризма (МТ) и связанных с ним политических аспектов. Мы остановимся на ряде моментов, имеющих, на наш взгляд, важное значение как для понимания сущности МТ, так и возможных перспектив борьбы с ним. При этом подчеркнем, что сегодня проблемы МТ как явления тесно переплетены и взаимодействуют с особенностями политической организации мира на современном этапе, характеризуемого как переходный миропорядок.

Прежде всего, мы имеем дело с феноменом интернационализации и даже глобализации терроризма. Это связано с общими процессами роста международного взаимодействия в различных сферах и, кроме того, взаимодействия в собственно сфере маргинального экстремизма и его крайнего проявления - терроризма. Мы имеем дело с множеством террористических образований и поддерживающих, подпитывающих, спонсирующих их организаций, в том числе и пользующихся прямым и косвенным государственным покровительством. Общий "бюджет терроризма" в мире сегодня составляет, по разным оценкам, от 5 до 20 млрд. долл. в год. Терроризм превратился в крайне выгодный бизнес уже не местного, а глобального масштаба, в особый "узаконенный" вид деятельности, с развитым "рынком труда и приложения капитала". Между различными террористическими организациями налажены тесные связи, имеющие под собой идеологическую, религиозную, военно-практическую и другие основы. Широко налажено взаимодействие различных террористических организаций в снабжении вооружениями и спецсредствами, обеспечении прикрытия, разделении функций в ходе осуществления тех или иных операций и действий более широкого военного и военно-политического спектра. Имеют место масштабный перелив вооружений и спецтехники посредством нелегальных поставок, переток боевиков, осуществление их подготовки в спецлагерях, обмен опытом и т.д. Многократно возросла оснащенность МТ самыми современными средствами, включая информационные, и соответственно возможность по нанесению непоправимого ущерба миропорядку, международной стабильности.

Сегодня на "серый" и "черный" экспорт вооружений приходится более 1/10 мирового экспорта оружия. Например, в ходе войн на территории бывшей СФРЮ хорватским, мусульманским, албанским силам, в основном нелегально, поставлялось вооружений на сумму не менее 2 млрд. долл. в год. Серьезно расширилась в последнее время финансовая база МТ, в том числе за счет поддержки со стороны маргинальных режимов и ряда религиозно-этнических общин, причем в первую очередь из развитых, а также нефтедобывающих стран.

Терроризм сегодня - это не только и не столько диверсанты-одиночки и угонщики самолетов, это мощные структуры с соответствующим оснащением, способные вести, в числе прочего, диверсионно-партизанскую войну и даже участвовать в масштабных (по времени, географическому охвату, вовлекаемым силам) локальных и региональных конфликтах. Сегодня в мире имеется достаточно стран, взявших на вооружение МТ, в той или иной форме, как один из инструментов своей политики, причем подчас главных, что позволяет говорить о таком феномене, как государственный терроризм. Более того, в политике некоторых стран сегодня очень трудно отделить компоненты, соответствующие нормам международного права и принципам поведения, от компонентов, прямо или косвенно попадающих под понятие МТ. Причем мир как бы сжился с подобным положением дел, нас приучают к тому, что все это чуть ли не в порядке вещей.

МТ все теснее переплетается с терроризмом внутренним. Они дополняют друг друга, между ними все труднее провести четкое разграничение. МТ, особенно в последнее время, пополняет терроризм в его традиционном, военно-силовом, виде новыми формами, например, со все более широким использованием информационных средств для осуществления психологического давления, дестабилизации, на фоне чего более легко могут быть достигнуты и иные цели.

Миропорядок переходного периода имеет некоторые свойства, к сожалению, предоставляющие дополнительные возможности самореализации для МТ и сил, за ним стоящих. Разрушение старых глобальных и региональных структур международной безопасности, присущих прошлому биполярному миропорядку, в ряде случаев сопровождается расшатыванием, развалом государственных образований. Мир вошел во временной промежуток крайней нестабильности, неопределенности, пониженной безопасности. Механизмы контроля, в том числе со стороны международных организаций, за происходящими в мире процессами все чаще дают сбои, их место пытаются занять силы, которые хотели бы использовать фактор нестабильности для ускоренного решения своих собственных, подчас деструктивных задач. И поскольку подобных геополитических пустот, зазоров, в том числе в силовой сфере, в мире появляется все больше, эти зоны, а также социальные закоулки становятся объектом пристального внимания и приложения политики со стороны МТ.

Печально сознавать, что современный "передел мира" повышает роль МТ как инструмента политики даже у вполне респектабельных государств. Так, МТ в ряде случаев используется "на заказ", в качестве тарана, дестабилизатора для разрушения существующих структур, балансов, зон интересов, влияния, взаимодействия. С тем, чтобы впоследствии или самим попытаться заполнить образовавшийся геополитический вакуум, или встроиться в те или иные региональные структуры в качестве балансира, миротворца, регулирующей силы в управляемом (в собственных интересах) конфликте.

В результате мы часто видим симбиоз совершенно разнородных сил, например исламских экстремистов и западных демократий, которые, каждая преследуя свою цель, участвуют в своего рода разделении функций и полномочий в достаточно скоординированном процессе. Другое дело, что в силу различия целей, их несовпадения и даже стремления переиграть друг друга, использовать "втемную", в дальнейшем между партнерами могут иметь место серьезные коллизии. Но современный мир таков, что долгосрочные интересы приносятся в жертву сиюминутным, причем эфемерным выгодам, а развитие ситуации просчитывается лишь до ближайшего геополитического светофора. В дальнейшем же возможно появление серьезных, неразрешимых противоречий между исполнявшими роль форпоста, передового отряда, пробного шара в геополитических играх террористами и их респектабельными покровителями.

Существенная проблема переходного миропорядка - резкий всплеск политики двойных стандартов, когда в зависимости от политической конъюнктуры террористы по воле имиджмейкеров превращаются в борцов за свободу, со всеми вытекающими последствиями для их идеологической, экономической, дипломатической, военной подпитки извне. К сожалению, сегодня очень многие не хотят понимать, что заигрывание с МТ, попытка его использовать в собственных интересах чревата серьезными проблемами в перспективе. США, например, - "враг номер один" для ряда движений, в прошлом выпестованных американцами.

Нынешняя ситуация усугубляется ростом в мире социально-экономических, даже межцивилизационных противоречий, противостоянием мирового Севера и мирового Юга, которые не в состоянии затушевать ни достижения НТР, ни глобализация экономики и информационно-пропагандистской сферы. Преобладающая часть мирового сообщества сегодня (и в перспективе) не способна ни воспринять взгляды стран "золотого миллиарда", ни последовать их примеру. Можно констатировать усиление размежевания, рост пропасти между богатыми и бедными странами, слоями населения, народами, маргинализацию мира, одним из неизбежных ответов на которые, безусловно, является усиление маргинального экстремизма и МТ, борьба с "неверными". К сожалению, до гармонизации мира, создания подлинного нового миропорядка, способных снять многие противоречия, в том числе и порождающие МТ, пройдет достаточно долгое время, в лучшем случае - десятилетия.

Пока же силы, не способные на конкуренцию, тем более в военно-силовой сфере, с ведущими странами и их региональными партнерами, пытаются компенсировать свои слабости "подручными", наиболее дешевыми средствами, включая и МТ в различных его проявлениях. Надо сказать, что ведущие мировые державы во многом сами подталкивают их на подобный путь, проводя жесткую силовую политику в отношении "слабых мира сего" в области экономики, финансов, дипломатии, в собственно военной сфере. Такую политику ведущих держав в ряде случаев можно также характеризовать как МТ. Это касается, например, событий на Балканах.

Кроме того, в преддверии нового многополюсного миропорядка многие страны и региональные объединения пытаются получить для себя наилучшие "стартовые позиции" и привлечь на свою сторону самых различных партнеров, особенно на геостратегической периферии. При этом они мало заботятся о благопристойности последних и геополитической совместимости, надеясь на возможность цивилизованно инкорпорировать их в свои партнерские структуры в перспективе. Однако на практике встречается ситуация, когда "хвост виляет собакой", особенно если среди этих младших партнеров оказываются экстремистские силы, способные втянуть в свои авантюры потерявших осторожность спонсоров.

Особые претензии в этом плане можно предъявить спецслужбам, неразборчиво использующим подчас в своих играх самые одиозные силы, в том числе из стана МТ. Сегодня, когда спецслужбы и спецоперации переживают своего рода бум, данная неразборчивость может очень дорого обойтись международной безопасности, а издержки подобных действий могут многократно перевесить их положительные результаты.

Переходный миропорядок, помимо всего прочего, потерял, по сравнению со своим предшественником, определенную жесткость в контроле за поставками вооружений, технологий для их производства, а также двойных технологий, в том числе в ряде чувствительных военно-технических сфер. Несмотря на выработку, на первый взгляд, "правильных" механизмов международного и национального контроля, имеется достаточно прорех в реальном контроле за обладанием "ненадежными" режимами и отдельными экстремистскими организациями современным вооружением и соответствующими технологиями. Кроме того, возросшие проблемы на рынках вооружений для поставщиков, резкое превышение предложения над спросом, значительные финансовые возможности экстремистских и террористических организаций делают многих из продавцов, в том числе на уровне фирм, КБ, предприятий, менее предусмотрительными при осуществлении сделок.

Подведем некоторые итоги. Переходный миропорядок, к сожалению, внес серьезную сумятицу в существо международной безопасности, в ее структуры, в умы людей, разметал прошлые системы ценностей и не создал новых общечеловеческих ценностей, способных лечь в основу подлинного нового миропорядка. Переходный период посеял иллюзии легкого достижения собственных целей (и легкого отмщения врагу) с использованием средств и методов, которые могут быть охарактеризованы как МТ. Он создал касту авантюристов, паразитирующих на мировом беспорядке и своей востребованности им. Передел мира сопровождается всплеском сепаратизма и ответных жестких мер по его подавлению, мировое сообщество дезориентировано и поливает разгорающиеся тут и там региональные и локальные конфликты взрывоопасной смесью из показного гуманизма и явно избыточного силового давления. В нынешней международной обстановке, в попытках установления однополюсного миропорядка (который пока больше является нам в виде международного хаоса и произвола) создалась прекрасная почва для роста МТ и превращения его в один из важных факторов международной жизни и в серьезнейшую и постоянно действующую угрозу международной и национальной безопасности и стабильности. Таким образом, МТ - это джинн, который с такой легкостью был выпущен из бутылки и которого, увы, практически невозможно сегодня упрятать назад. Даже чтобы хоть как-то смягчить влияние МТ на современную ситуацию, потребуются десятки миллиардов долларов. Но самое печальное - мы свыклись с присутствием МТ и исходящих от него угроз в нашей повседневной жизни. Особо подчеркнем, что миропорядок, основанный на данных принципах, просто не сможет существовать и приведет в итоге к цивилизационному коллапсу. А ведь в мире есть силы, стремящиеся навязать человечеству именно такой "специфический" порядок, и одним из инструментов достижения этой цели и управления миром как раз и должен стать МТ.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем совершенно неадекватную реакцию мирового сообщества, политической элиты ряда ведущих держав, на последние события в Чечне, на попытку России ликвидировать опасное гнездо МТ на своей территории (и в регионе) и нейтрализовать пути и источники подпитки этой террористической деятельности извне. А поэтому напрашивается нелегкий и печальный вывод: пока бесполезно говорить о том, что международное сообщество должно проявить коллективные волю и разум, сконцентрировать усилия, выработать единые подходы и правила игры в отношении МТ. Возможно, МТ принесет международному сообществу еще много бед, прежде чем эта угроза будет правильно оценена и в отношении нее действительно будут приняты скоординированные и эффективные меры.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Разводят не только сметану, или Все на выборы!!! /22.11/
Деньги надо израсходовать полностью и таким образом, чтобы никто, и кандидат в том числе, не понял, почему победа досталась другому.
Иван Давыдов, Политика в Сети. Обзор специализированных сайтов: 13 - 19 ноября /19.11/
Как составляются рейтинги. Будет ли Путин мочить Вербицкого, когда придет в Сеть? Ничего случайного скоро не будет даже в Интернете. Новостную ленту "Русского Дедлайна" каждый может редактировать по своему вкусу: Лужков приговаривает Доренко к высшей мере; а Доренко - Лужкова.
Отто Граф Ламбсдорфф, Ложный путь России на Кавказе /18.11/
Первопричина войны проистекает не из стремления борьбы с терроризмом, а заключается во внутренних, властных политических интересах. Любой новый кредит, предоставляемый России МВФ или другой организацией, служит прямому финансированию чеченской войны.
Евгений Шкловский, Ноябрь 1998 /16.11/
Вспоминаю ноябрь прошлого года, убийство Галины Старовойтовой. НПСР, на следующий день потребовав чрезвычайных мер, тут же устроил в Колонном зале балалаечные пляски "с хохотом и свистом". Старовойтова была умным, талантливым, ярким человеком - не чета многим из думского окружения.
Андрей Мадисон, Monday - Monday
Обзор российских еженедельников (9.10 - 15.11.99)
/15.11/
Переориентировка экономики с накачки газом стран Европы на продажу оружия странам третьего мира потребует от российской дипломатии стимуляции конфликтов в этих странах и перегруппировки риторических фигур. Это и будет настоящее самостоятельное вхождение России в мировой рынок.
предыдущая в начало следующая
Владимир Кумачев
Владимир
КУМАЧЕВ

Сергей Казеннов
Сергей
КАЗЕННОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: