Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Эксперты о выборах
Дата публикации:  17 Декабря 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Турчин В.С., искусствовед, академик

Помните, одно время ходила такая история, которую рассказывают, наверное, про всех крупных физиков. Я слышал ее про "папу Иоффе". Бежит он, якобы по институту, а ему в это время подсовывают график: вон, мол, какие результаты дал эксперимент. А он: "Ну, правильно! Я так и предсказывал!" И почти не замедляя бега, блестяще комментировал данные. Через секунду оказалось, что график-то - вверх ногами. Не замедляя бега, Иоффе, переворачивает листок: "Ну, правильно! Я так и предсказывал!" И не менее тонко интерпретирует данные, повернутые ровно на 180 градусов.

В политике, я думаю, мы увидим и услышим умозаключения, которые обязательно будут предваряться или завершаться фразой: "Как я и предсказывал!" Ход предвыборной кампании был таков, что давал основания с точностью до наоборот предсказать все, что угодно.

Доверие, похоже, подорвано давно и окончательно. С самого начала кампании, а может, и раньше, все политические акции напоминали действия наперсточников. Примеры не просто нарушений, а откровенных подтасовок, манипуляций с избирательными списками, в конце концов, в сумме дали картину абсолютно черного бандитизма.

Думаю, исход данной кампании предрешен заранее. Именно грязные технологии ее, можно считать, уже провалили. Хоть выборы и не прошли еще реально, я говорю о провале как о свершившемся факте. Именно благодаря тому, что грязью повязаны все.

Смотрите, что происходит, - просто вакханалия грязных технологий. На НТВ Путина попрекают личной поддержкой "Медведя" люди, чей патрон - не последний во власти - не просто поддерживает, а возглавляет конкурирующий блок.

Технология телерепортажей - откровенное скотство. Корреспондент Ревенко в недавних "Итогах" выдает свою сконструированную версию о серых кардиналах Кремля - их имена известны. Это все равно, что назвать главными столпами "Отечества" Бооса, Гусинского, Минкина, Хинштейна, Кобзона.

Или еще пример: меня поразила массированная атака Мосгоризбиркома на правых по поводу агитации в троллейбусах, объясняемая принципами равных условий пропаганды - в момент, когда весь метрополитен до потолка уклеен физиономиями "Отечества". Тасуют факты. Не могу отделаться от обработки некросюжетами. Версия причастности "медведя" к клану Квантришвили опиралась на факт присутствия "медвежатника" Александра Карелина на похоронах, собравших мафиозные кланы. При этом все знают прекрасно, что ближайшим другом покойного и главной звездой панихиды был "отечественник" Кобзон.

Для многих сейчас рейтинги - один из мощных инструментов грязных технологий. Я не так давно видел "карту", в которой каждая из подобных структур, выбрасывающих очередную порцию "заказной информации", имеет свою жесткую прописку и соответствующую ей дотацию. Самостоятельного значения этот механизм не имеет, но работает в обойме действий общего "грязного сценария".

"Единство" кажется достаточно искусственной, сконструированной штукой, политическим артефактом, созданным спешно, наскоро, под заказ. Но как подпора, как фон, как стратегический расчет момента, некая добавка, мне кажется, он необходим.

Я - за правых. Их победа меня как раз больше всего бы и удивила - слишком много шансов "против".

* * *

Марина Щедровицкая, главный редактор журнала "Со-общение".

Наш журнал делается для тех, кто занимается гуманитарными технологиями. Управление выбором - важнейшее направление гуманитарно-технологического влияния на общественные процессы. Поэтому я, как главный редактор, с пристальным вниманием слежу за динамикой электоральных рейтингов, которые делают разные социальные службы.

Позиция относительно рейтингов и соцопросов.

После появления работ Пьера Бурдье и Патрика Шампаня, анализирующих основы социологического метода, относиться к результатам социологических опросов - особенно электоральных - можно только скептически. Вышеупомянутые авторитеты от социологии подчеркивают, что метод получения знаний об обществе за счет опросов общественного мнения опирается на две ложных предпосылки. Первая из них состоит в том, что у всех людей есть мнение. Вторая - что сила мнений разных людей одинакова.

Очевидно, что большинство респондентов, на основе ответов которых и выстраивались постоянные рейтинги, не задумывались над задаваемыми вопросами до встречи с интервьюером, поэтому их ответ является во многом случайным. Пройдет некоторое время, и отвечавший забудет как сам вопрос, так и свой ответ. Как показывают те же социологические опросы, более трети избирателей, пришедших на участок, принимают решение в момент голосования.

Важно учитывать также несомненный фактор существования лидеров мнения или коммуникативных лидеров. Это особая небольшая социальная категория, которая оказывает влияние на мнение остальных людей. Мнение же большинства очень неустойчиво и подлежит влиянию направленного или случайного воздействия. Например, телефонные опросы после программы Доренко показывают, что более 90% зрителей верят всему сказанному, ... по крайней мере до следующего утра.

Что же выросло в этом году на нашем политическом поле?

Кампания в ГД в этом году началась поздно и оказалась "пронизана" смыслами и ожиданиями президентской борьбы будущего года. Политическим стратегам из Кремля не дает покоя успех 1996 года, подкрепляемый теоретическими выкладками относительно двухпартийной системы. На сегодняшний день и в виртуальном пространстве, создаваемом СМИ, и в сфере реальной политики у нас сложилась "партия-в большей степени-Примакова" и "партия Путина" (Шойгу не нашел ничего лучшего, как сравнить ее с "партией Ленина").

Как показали опросы, еще в начале октября Примаков воплотил в себе наиболее приемлемый для населения образ будущего Президента - вызывающий приятные воспоминания об эпохе Брежнева. Вокруг этого образа и сложился альянс КПРФ и ОВР, рассчитывающий в настоящее время на 50% мест в новой ГД, включая мажоритарных кандидатов.

Путин, неуклонно набирающий популярность в течение осени, олицетворяет в себе символ "новой воли России", плюс "победитель террористов" и, может быть, "резидент всех россиян в Кремле". Все те же опросы говорят нам о том, что поддержка Путиным "Единства" - ход вынужденный, сделанный под давлением Кремля. Если организаторы выборов не перехитрят в день выборов самих себя, то вокруг Путина сложится неустойчивое равновесие из депутатов "Единства", СПС, ЛДПР с примкнувшим к ним "Яблоком" и группой из оставшихся независимых кандидатов.

Есть все основания полагать, что и в таком варианте новая ГД будет плохо управляемой и жадной до денег.

И снова вся надежда на сильного президента.

Третья попытка ответа.

Очень грубо можно разбить все партии, претендующие на вхождение в ГД, на три группы: это партии "прошлого", партии "будущего" и партии "настоящего".

Несомненно КПРФ - это партия "прошлого", и ей единодушно приписывается первое место в борьбе за голоса: от 18 до 22%.

Именно поэтому партия фактически ушла из московской предвыборной жизни. Вероятно, деньги решено тратить не на рекламу, а на новогодние "праздничные наборы", тем более что за последнее время в государственных масштабах создана дистрибьюторская сеть для их распространения через центры социальной помощи престарелым и инвалидам.

Партия "настоящего" - "Отечество" все менее и менее напоминает политическое движение и привлечет от 10 до 15% голосов тех, кто уже устроил свой бизнес при лужковских и иных "мэрских" порядках. Голосов наберет меньше, чем ожидало само объединение, и меньше, чем предсказывалось в начале осени, поскольку и кампания слабовата, и лидеры оказались не готовы к тому, что начнут подробно описывать все их имущество и установленные ими бизнес-правила.

"Единство" - персонаж сказочный, их мультяшные ролики могут оценить и дети, и взрослые. И по сказочным законам они набирают все больше и больше. Нам 10-17%, отводимые "Единству", кажутся сказочными.

"Яблоко" имеет неоспоримые преимущества в том, что их электорат готов активно агитировать за своих избранников - у научных сотрудников и отставных интеллигентов зарплата маленькая, и активисты из них получаются очень хорошие.

К вопросу о доверии.

Самое большое недоверие вызывает организация подсчета уже отданных голосов, поскольку невозможно представить, в какие руки она попадает на местах. Общаясь с теми, кто организует проведение кампаний, знаю множество вопиющих примеров (особенно в дальних регионах) подтасовки результатов. Поэтому чувство недоверия перевешивает.

К вопросу о "грязных технологиях".

Задавая этот вопрос, обычно строго поглядывают в сторону политконсультантов и журналистов. Одной из основных целей создания нашего журнала является и прояснение этих вопросов в своем профессиональном кругу: "что можно, а что недопустимо".

Надоело, что из политтехнологов лепят образ, средний между жуликом и чудищем, пугают обывателя. Тем более, когда о "грязных" избирательных технологиях рассуждают "чистые" политики и "бескорыстные" журналисты. Профессиональный мир узок, и тайное всегда становится явным. Самые строгие оценки должны даваться внутри сообщества.

С другой стороны, не надо забывать, что власть очень часто, исходя из благих намерений, позволяет себе многое.

* * *

Александр Архангельский, литератор.

Мой прогноз таков.

1. КПРФ
2. Медведь
3. ОВР
4. Яблоко
5. СПС
6. ЛДПР

Что касается доверия к результатам выборов, у меня сомнения касательно губернаторского мухлежа при подсчете, а у общества, как мне кажется, вообще отношение к выборам скептическое.

Нарушения вряд ли подорвут доверие к результатам выборов, но наверняка ослабят его. "Грязные технологии" тоже, конечно, могут оказать свое влияние.

Предвыборные рейтинги могут оказать серьезное влияние на свободное волеизъявление электората; социология не только отражает, но и формирует общественное мнение.

Феномен "Единства" - тоска по вменяемой власти, по свободе, вписанной в рамки порядка, после выборов блок тихо осядет в думскую тину и впоследствии повторит судьбу НДР.

Какой исход выборов меня наиболее удовлетворит? СПС в Думе, ОВР на третьем, лучше на 4 месте.

Приятно меня удивит второе (после медведей) место коммунистов, четвертое (после ОВР) место СПС. Неприятно - второе место ОВР, непопадание СПС в список, взлет ЛДПР.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Эксперты о выборах /16.12/
В первом выпуске: Максим Соколов, Лев Соболев, Александр Ливергант, Эдуард Безносов, Аркадий Драгомощенко, Игорь Яркевич и другие.
Семен Хацкин, Нет пророка в своем отечестве? /15.12/
Итак, настал час политических пророков. СМИ сыплют прогнозами того, сколько мест в парламенте получит та или иная фракция. Причем каждый из авторов неизменно добавляет проценты объединению, которому "симпатизирует". Большинство экспертов считают, что выборы будут скорее чистыми, чем наоборот.
Артем Тяглов, О тех, кто стоял у броневика /15.12/
Казус с недобором в 75 тысяч куда как досаден для мэра всея Москвы. Ведь аншлаг был гарантирован, где там группе "Сплин". Тут люди посолидней, из тех, что "не первый год в рок-н-ролле".
Андрей Мадисон, Monday - Monday (7.12 - 13.12.1999)
Обзор российских еженедельников (и не только)
/14.12/
Зря Лужков судится с таким зрелым мужчиной, как Доренко; куда лучше реагирует один из агитаторов Бородина. Ссылаясь на результаты сетевых опросов, он заключает: "Люди, собирающиеся голосовать за Бородина, к любителям Интернета не относятся".
Иван Давыдов, Политика в Сети.
Обзор специализированных сайтов (4 - 11 декабря)
/10.12/
Случай ОВГ: сайт, содержащий ударный компромат, впервые неанонимен. Отчасти это сделано по просьбам трудящихся: все равно во всех грехах объявляют ФЭП, так отчего же не? Увешала страничку предвыборными плакатами Даша Асламова. Раньше там было мягкое порно. На сайте Арбатовой все незамысловато, зато всерьез - мир женщинам, война самцам.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: