Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Monday - Monday
Обзор российских еженедельников (и не только)

Дата публикации:  20 Декабря 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

(13.12 - 20.12.99)

Есть ли жизнь на выборах?

В субботу вечером, после долгого перерыва, вызванного привходящими обстоятельствами, мне удалось, наконец, побывать в концерте. Первое отделение которого представляло собою томление по музыке - когда альтист Юрий Башмет и кларнетист Мишель Порталь играли двойной концерт Бруха, а второе являло собственно музыку - Российский национальный оркестр, в данном случае под управлением Дмитрия Лисса, исполнил шестую симфонию Малера.

В очередной раз испытывая разом и наслаждение, и дискомфорт от слушания так называемой "классической" музыки в концертном зале, я зато сумел на сей раз понять простую причину этой антиномии: единственным настоящим слушателем симфонической музыки в ситуации публичного ее исполнения оказывается - дирижер. Только ему позволено безнаказанно откликаться на нее полноценными союзными движениями психики и соматики, все остальные (публика) - заложники, прикованные к своим местам цепями условностей, не позволяющих вступать с музыкой в живой диалог. На каковой, в частности, шестая Малера провоцирует в высочайшей степени.

Если учитывать тех слушателей, которые после каждой из частей симфонии группками покидали зал, то можно сказать, что да - диалог хоть в какой-то степени состоялся. Остальные же досидели до конца в обычном оцепенении (хотя, повторяю, музыка симфонии менее всего располагает к созерцательному трансу), потом - вновь повинуясь условности - поплескали в ладоши, и на этом действо закончилось.

Итого: всяческая мертвечина аудитории и - всяческая жизнь дирижера. Несмотря на бесспорную натяжку и грубость аналогии - то же самое и с выборами: полнокровно живут на них только те, кто ими дирижирует.

Счастливцев и Несчастливцев

Это обстоятельство определенно сказалось на том, как по-разному реагировали на результаты выборов в эфире "Эха Москвы" Сергей Кириенко и Григорий Явлинский. Говоря зыком расхожего оккультизма, первый слушался как энергетический донор, а второй - как энергетический вампир, или, выражаясь несколько драматичнее, один звучал подобно Счастливцеву, другой - с трудом и неохотой выдавливавший из себя слова - Несчастливцеву. Первый уже упивался тем, что будет, второй с отвращением благодарил за то, что есть, вернее, за то, что осталось, и это отлично почувствовали ведущие: с Кириенко эхомосковский Алексей Венедиктов задиристо спорил, а Явлинскому снимал с пейджера только то, что могло бы поднять ему настроение.

Но Явлинскому нужны были растущие цифры, а не слова искренней поддержки. Цифры же к тому моменту (начало пятого утра) свидетельствовали: СПС на третьем месте, "Яблоко" - последнее среди тех, кто проходит пятипроцентный барьер.

В согласии с тем правилом, что главный спор ведется не о цветах, а об оттенках, Явлинскому, очевидно, обиднее всего было именно то, что его обошел социально близкий СПС, а не чуждые коммунисты (в чем и так не было сомнения), рептильные жириновцы или даже "Единство", успех которого мог подвигнуть его разве что только на сарказм относительно способности денег в их превращенной форме творить бублики из дырок.

К сему несколько мелких наблюдений. В последнем слове перед избирателями, которое предоставил перед выборами лидерам партий и блоков "КоммерсантЪ" (от 17.12.99), Явлинский сказал: "Мы обращаемся к вам: дайте нам возможность что-то поправить". Так изъясняются обреченные. И так, увы, бьют на жалость.

Не в пример ортодоксу Явлинскому лабильный Кириенко, с одной стороны, выразил уверенность в том, что "Яблоко" все равно обречено в Думе на сотрудничество с "Союзом правых сил", с другой же - предрек ему электоральную смерть, если "яблочники" не внесут коррективы в градус своей несгибаемости. Последнее слово его в "Коммерсанте" при этом выглядело так: "Идите и голосуйте, за кого хотите, благо выбор огромен. Но для того, чтобы иметь право критиковать власть, ее надо сначала выбрать".

Щедрое великодушие первой половины этого пассажа - от безусловной веры в окончательный успех. Вторая его половина - почти дословное воспроизведение того, что советует избирателям в последнем перед выборами номере "Профиля" (# 47 от 13.12.99) президент консультативной фирмы "Имидж-контакт" Алексей Ситников: "Обязательно примите участие в выборах. Иначе вы не будете иметь морального права критиковать..." и т.д.

Специфическая логика этой рекомендации явно имеет в виду и специфическую форму морали, однако ее правда в ином: участие в любом виде несет с собою уверенность, а степень вовлеченности СПС в избирательный процесс была как раз несопоставимо выше, чем у "Яблока".

Единое в безликости

"Единство", которое по состоянию на семь часов утра все еще лидировало в списке проходников, уже неоднократно становилось предметом анализа (см. хотя бы статью Миши Фишмана "Феномен "Единства": шизофрения, как и было сказано"). Общим местом при этом являлось признание как искусственности этого образования, так и его несамостоятельности. Причем если первую составляющую назначенный лидер движения Сергей Шойгу"Труде" от 17.12.99) всячески отрицает ("У нас собственные цели и убеждения"), то вторую, напротив, простодушно подчеркивает - в ответ на вопрос "избирателей": "Какие приоритеты у "Единства" во внешней политике?" - он говорит: "Мы поддерживаем внешнеполитический курс действующего правительства".

С точки зрения политического эроса ("кто кого" или "кто с кем") "Единство" представляет собою надувную куклу-суррогат для известного рода утех с пропорциями неолитической Венеры, в "женихах" которой ходит Владимир Путин, а на роль "любовника" претендует "Союз правых сил". Последний же, устами Кириенко высказавший пожелание видеть в роли спикера Госдумы Сергея Степашина, уже внес, по-видимому, некоторое смятение в ряды "яблочников". Явлинского, во всяком случае, инициатива Кириенко нисколько не обрадовала, и он буквально отмежевался, будучи с нею ознакомлен, от второго номера своего списка. Реакция Григория Алексеевича, возможно, была бы несколько иной, если бы Сергей Владиленович назвал лично его фамилию, но такой поступок стал бы явным нарушением законов благоразумия.

Скорее всего, если претендентов на место спикера будет двое, то ими окажутся все равно помянутый Степашин, которого поддержит СПС, автоматом "Единство" и, волей-неволей, "Яблоко" - и тогда они, что очень вероятно, обыграют второго претендента - Примакова, за которого с большой долей вероятности отдадут голоса коммунисты и, самоестественно, депутаты от ОВР. Правда, третий номер "Единства" А.Гуров уже успел намекнуть, что тоже ничего не имеет против кандидатуры Примакова, отчего возможны варианты, - ну и т.д.

Впрочем, все это будут события на уровне эпифеноменов, ибо если на место спикера не будет выбрана женщина приятной наружности, с мелодичным голосом и умеющая к тому же правильно изъясняться по-русски, никаких серьезных подвижек в работе парламента ждать не приходится. Некоторое время, конечно, публику будет забавлять картина того, как Владимир Жириновский, вызывая праведный гнев коммунистов, поддерживает в начинаниях Егора Гайдара, однако потом все должно пойти так, как завещал великий Путин: сотрудничество правительства с Думой под знаком цугцванга. Если цугцванга почему-то не будет, ничто не сделает эту Думу более работоспособной, чем предыдущая, а в итоге может сделать ее и вовсе ненужной.

Мэр всея Москвы

Победа Лужкова продемонстрировала, что его личная популярность в Москве - величина совершенно отдельная от распространения в ней идей ОВР. Одиннадцать же процентов Кириенко - это ровно та цифра, которую в Москве заработал и "Союз правых сил". Иными словами, трудно сомневаться в том, что Кириенко не делит их с товарищами по команде и, в первую очередь, с Анатолием Чубайсом. Если Кириенко хочет повторно претендовать на пост мэра, то ему придется решать проблему, которую применительно к политике в целом сформулировал еще Антисфен: не удаляться слишком далеко, чтобы не замерзнуть, и не приближаться слишком близко, чтобы не сгореть. Естественно, имеется в виду тот, с кем сегодня приходится ассоциировать его бесспорный, но все-таки весьма относительный успех.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Артем Тяглов, Еще раз о целебных свойствах грязи /20.12/
Понятно, что в день выборов в ходу был весь арсенал нарушений и фальсификаций. Он не богат. Но использовали его, ничуть не стесняясь, как таран.
Предварительные итоги: комментарии /19.12/
Валерия Новодворская: "КПРФ еще не вымерла - я же говорила, что надо их дустом попробовать. Но всегда есть шанс. Шанс - голосовать за СПС". Виктор Шендерович: "КПРФ и ОВР - одни и те же коммунисты, только разных оттенков. Молодежь безответственна и занята развлечениями => будущее нам выбирают пожилые люди".
Предварительные итоги : комментарии /19.12/
Очень ожидаемые результаты. Русские люди - идеальные потребители рекламы. В первом выпуске: Наталия Бабасян, Сергей Гандлевский, Денис Драгунский и другие.
Артем Тяглов, Из грязи - в князи? /18.12/
О специфике российских грязных технологий, санкт-петербургском фюрере и московском агнце
Эксперты о выборах /18.12/
Откуда у меня может взятся прогноз вообще? Понятно, откуда - он есть взаимоналожение "рейтингов", чужих прогнозов и наших желаний. Феномен "Единства" существует. Это феномен домового - все о нем говорят, но никто не видал. В выпуске: Роман Лейбов, м-р Паркер, Леонид Делицын, Александр Левин и другие.
предыдущая в начало следующая
Андрей Мадисон
Андрей
МАДИСОН
nomadison@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: