Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/19991230_mitiaj.html

Записки дяди Митяя
Посттехнологизм

Дмитрий Шушарин

Дата публикации:  30 Декабря 1999

Сначала были вопли о грязных технологиях, потом бурная радость - не у интеллигентов только, но даже и на фондовом рынке. Потом на кухнях зачесали репу. Типа, где они, защитники светлых идеалов? Ужель это общечеловеческий "Медведь", сам себя так аттестовавший в предвыборном клипе? Или союз молодых сорокалетних, считающих себя правыми, но при этом постоянно сбивающихся на вполне левый пацифизм?

Ну, во-первых, технологии и есть демократия. Когда начинаются сопли-вопли о том, что итоги нынешних выборов определены действиями СМИ, хочется спросить: а кем они еще должны определяться? Ведь либо СМИ - либо райкомом. И никакой такой прямой, чистой, автономной от собственных институтов демократии нет. Во-вторых, политики в белых одеждах встречаются только в сумасшедших домах. Короли испанские, наполеоны, вице-короли Индии... Так что жрите что дают. В-третьих, вообще все не так страшно, как обычно кажется любителям светлых идеалов.

Очевидно, что зависли коммунисты. Сколько имели, столько и имеют. Это, между прочим, главное, хотя им и не уделялось столько технологического внимания. Все-таки это исторически знаковая сила.

Другое не очевидно - соотношение меж ОВР и общечеловеческим зверем. Люди, именующие себя правыми, вешали на ОВР вполне левые обвинения - бюрократы, номенклатурный капитализм и прочая словесная труха десятилетней давности. Сами лидеры ОВР, подобно, если не ошибаюсь, Чарушникову (или все-таки Дядьеву?) из "Союза меча и орала", объявили себя "центром". СПС, если продолжить сравнение, уподобляется Полесову, который был настолько правым, что даже и не знал, к какой партии принадлежит. И это действительно так - ни с одной традиционно правой партией СПС не сопоставить. Объявить-то себя правыми они объявили, а вот въехать в правизну еще предстоит - и им, и стране.

Но ведь "Единство" - это вообще виртуальная партия! И это прекрасно, ибо виртуальность - отличительная черта не только роковых политтехнологий, не только Интернета, прославившего себя во время прошедших выборов, но и старой бюрократии, без которой никак не прожить современному обществу. Крах ОВР - это крах бессодержательной политики, но при этом политики персонифицированной.

Безликость "Единства" противостояла вполне определенным личным качествам - для кого-то привлекательным, для кого-то наоборот - лидеров ОВР. Потенция "Единства", ничем, собственно, до сих пор не подтвержденная, казалась совершенно ничтожной по сравнению с "верьте только делам", "мы восстанавливаем храмы и заводы" ОВР. И тем не менее...

Ах, конечно, информационная война! Ну, а кто виноват, что ОВР потратил - по официальным данным ЦИК, заметьте - больше всех других блоков на предвыборную кампанию, но ничего эффективного не произвел? Плохому танцору всегда что-то мешает.

Поддержка губернаторов? Но ведь и ОВР поддерживали губернаторы. Что же касается Путина, поделившегося своей популярностью с "Единством", то рейтинг Примакова с Лужковым тоже ого-го.

Но у Путина было и есть другое - он действительно "кот в мешке" и "черный ящик", человек из Замка, путь к которому никто не знает, но при этом он функционирует. Это и есть адекватный образ бюрократического лидера, лишенного личных качеств, точнее сказать, не актуализирующего их в политическом пространстве. Разве что исключительно технологически.

И блок "Единство", уже провозгласивший себя движением в поддержку Путина, и есть партия нового типа - бюрократический модуль, чья безликость нормальна и функциональна. То есть единственная сила, которая способна модернизировать хотя бы российскую политическую культуру. Но пока этот блок-движение, пожалуй, есть неактуализированная потенция - не более, но и не менее.

Самое интересное впереди. Если СПС с самого начала конституировался вокруг определенного ценностного комплекса, который так и не стал идеологией, то "Единство" сделало латентную - даже для самого себя латентную, не осознанную - заявку на формирование не идеологии, а новой технологии государственной власти-управления, а не власти-идеологии или власти-покровительства. Вот достанет ли людей? Ведь речь идет о смене элит, причем не просто о смене лиц, но и о смене способов потребления (скажем прямо, все люди, все не в белых одеждах) власти новой элитой.

И краткий период посттехнологизма должен привести к новым технологиям. То есть и к идеологии, ибо идеология тождественна технологии.