Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000207.html

Monday - Monday (31.01.00 - 7.02.00) : oбзор российских еженедельников (и не только)
Андрей Мадисон

Дата публикации:  7 Февраля 2000

Не упускайте случая
сказать глупость.
Усыпительной пулей уносится
всякая пакость.
Игорь Терентьев

Съел мыло - и порядок!

В субботнем приложении к "Независимой газете" (от 05.02.00), которое так и называется "Субботник", я обнаружил коротенькую заметку, из которой явствовало, что канал РТР уже почти год как не показывает высоко ценимый народом сериал "Санта-Барбара". Далее в тексте заметки следовало буквально следующее: "Поклонники семьи Кэпвелл просто атаковали здание Российского телевидения, скандируя лозунги в защиту любимого "мыла". Затем на РТР градом посыпались письма с просьбами возобновить демонстрацию сериала. И вот "Санта-Барбара" возвращается! Начиная с 21 февраля..." - и т.д.

Сразу вспоминается давнее уже письмо какого-то сильно пожилого джентльмена в "Аргументы и факты", где тот просил поведать ему содержание будущих серий этого эпоса святых варваров, поскольку не надеялся дожить до завершения его показа. Хочется верить, что он еще есть на свете, и хоть и без чувства внутренней солидарности, но все-таки порадоваться за него.

А заодно и привести, в связи с народным возмущением по поводу отъема приглянувшейся игрушки, несколько софизмов. Первый, инородный, я уже как-то приводил: обывателя надо кормить три раза в день и не раздражать во время приема пищи. Второй, самострочный, прямо из него следует: как за поглощением пищи идет ее переваривание, так за показом очередной серии - ее переживание. Обсуждение этого переживания с ближними и встречными-поперечными. Формирование на основе единого предмета разговоров общности (в данном случае - эскапистов). Когда серии перестают показывать, общность начинает разрушаться, что вызывает у ее членов раздражение, поскольку желание быть в ней осталось, а стимулов к сему нет. Вышеописанные акции и письма - и есть борьба за стимулы. Хотя, для того чтобы поддерживать чувство такой общности, людям, в принципе, даже не обязательно обсуждать каждую серию. Вполне достаточно простого: "Смотрел?" - "Смотрел". Значит, все в порядке.

Какого цвета чакры у Путина?

Сказать, что сериалы смотрят одни лишь люди с рутинным сознанием, все равно, что ничего не сказать. Не помню ни автора, ни названия - какой-то хороший рассказ хорошего американского писателя, а речь в нем шла о пианисте, который всем своим поведением демонстрировал презренье ко всякой иной музыке, кроме классической. И вот однажды человек, от лица коего ведется повествование, зашел в ночной кабачок - и увидел этого самого пианиста, с мастерским свирепым азартом наяривающего джаз. То есть на самом деле джаз и был тем, что он больше всего любил на свете.

Теодор Адорно, конечно, исключил бы такого лицемера и ренегата из числа своих знакомых. Для него вся массовая культура была non grata, а джаз возмущал больше всего именно потому, что чересчур походил на "высокую" музыку.

Однако человеческое сознание - наименее удачное место для приложения какого бы то ни было ригоризма. То есть чем более оно подходяще для него, тем менее и интересно. Не зря Достоевский полагал идею, которую проводил в "Двойнике", самой важной во всем своем творчестве.

Впрочем, это будет, пожалуй, слишком глубокий срез темы. Есть случаи попроще и более уместные применительно к тому, о чем речь пойдет далее. Вот аллегория, из которой, надеюсь, все станет ясно. Ее источник - примечания к "Дневнику чумного года" Даниэля Дефо: "Достаточно сказать, что такой серьезный ученый, как Джордж Томсон, врач, знаменитый тем, что решился вскрыть труп умершего от чумы, чтобы лучше изучить характер болезни, писал в своем труде о чуме (Loimotomia, 1666): "То, что кометы или пылающие звезды, предсказывают смертным грядущие беды, подтверждается долгими наблюдениями и печальным опытом".

А если не ясно, то речь пойдет о так называемой "желтой" прессе, читателя которой однозначно определить невозможно (кроме "домохозяек" - в широком смысле слова), потому что не все готовы признаться в близком знакомстве с нею ("случай пианиста"), но тиражи которой свидетельствуют - таких читателей более чем достаточно. Они же составляют, следовательно, изрядную долю электората. И, соответственно, представления о кандидатах в депутаты и претендентах на президентство у них надежно переплетены с представлениями о цветовых гаммах чакр и посвящениях в космические каналы.

Поскольку, однако, одним махом не охватить сто цветов и сто школ, которые расцветают и соперничают на страницах этих изданий, я сосредоточусь, как то и пристало, преимущественно на политике. Ее в них, правда, существенно меньше, чем информации о прогрессорах космоэнергетики и маячках привлекательности, но все же, все же...

Раиса Рык вырастила холодильник

Первым делом, тем не менее, хочу поделиться великой радостью: фотографии "знаменитой ясновидящей", "российской Ванги" (имя которой означает: "Всемогуще-Астральная Ново-Гениальная Атлантида"), т.е. самой Раисы Рык, заряженные на любовь, доллары, хранение и выращивание овощей и т.п., оказывают воздействие, превосходящее как обещанное ими, так и всякое воображение. Вот только два примера: 1) "Алевтина сообщает, что с помощью фотографии Раисы она вырастила большой урожай огурцов, кабачков, картофеля и разрешила все серьезные дела с сыном"; 2) "Раиса Федоровна сообщает, что с помощью фотографии Раисы у нее заработали два холодильника и вырос хороший урожай".

Подавляющее большинство пишущих Раисе Рык - лица женского пола, в их первобытном фетишизме - одно из объяснений политической отсталости женщин в современной России, стране, что становится все более очевидным, самых передовых политтехнологий. Вот как одна из них представляет путь на вершины власти (в том, что по недоразумению именует "частушками"):

Все науки одолею:
Астрологию, цигун;
Третий глазик мне откройте -
В президенты я пойду.

Бедной женщине явно невдомек, что народ, скорее, выберет вождем человека с психическими отклонениями, чем с физическими недостатками (а "третий глаз", несомненно, из таковых). Впрочем, о чем это я? "А чтобы лучше шла торговля, Марина мысленно смазывала свой товар сгущенным молоком". "А самое главное, Нина просила чуда у Раисы. И чудо свершилось".

Василий Андреевич Жуковский, бывало, только и вдохновлялся после того, как почитает какого-нибудь отчетливого дурака.

Даешь революционного Кентавра!

То, что события в "желтой" прессе - это чаще всего придуманные события, подметил еще Аркадий Аверченко. В его рассказе "Желтая журналистика" лирический герой (сам А.А.) заключает пари с одним таким журналистом, который грозится написать на любую тему, какую только А.А. ни придумает. Аверченко говорит: об устрицах. Уже назавтра появляется статья - в частности, о том, как относятся к ним доктор Копытова и певица Смяткина. Которых, однако, никто ни о чем не спрашивал. На вопрос: "А... как же вы?" - журналист с легкостию необыкновенной отвечает: "Да ничего. Сам. Им же лучше. Все-таки реклама. И я свое заработал".

Елена Игнатова (в "Петербургских тайнах") поясняет: "Некоторые газеты постоянно предлагают читателю выдумку под видом информации, и именно такие, "придуманные", издания наиболее популярны. А скандальные статьи часто пишутся не только с ведома, но и по заказу их героев".

Леонид Никитинский глобализует ситуацию с "желтой" журналистикой, указывая, что в России у "приличной" прессы - своя этика, а у "желтой" - своя, что в России вообще слишком много этик, и их нестыковка - проблема всего российского общества, проблема "так называемой национальной идеи".

Примеры к последнему утверждению подыскать совсем нетрудно. Берем газету "Мир криминала" (#2), смотрим подзаголовок - "Всегда рядом с вами!". Открываем ту же газету, попутно вспомнив приводившиеся с благородным негодованием в разоблачающих "их нравы" книжках списки названий американских кинофильмов, после чего читаем: "Он не захотел делиться мной с мертвыми любовниками", "Я занималась сексом с покойником на глазах его семьи", "Этот чудак выстрелил себе в голову 67 раз!"

Переворачиваем страницу. Получаем Чарлза Дарвина как последователя Мбумба Зе Карсеку, мечтавшего - путем использования "генетического материала человека" - вывести "сверхБуйвола с мозгами человека". Что плавно перетекает в историю о верном дарвинисте И.Мичурине, который, оказывается, опубликовал некогда в "Журнале Крестьянской Молодежи" (год и номер благоразумно не указываются) статью, призывающую "собрать по России... 10000 наиболее сознательных в классовом отношении и здоровых крестьян и использовать их (генетический материал) для... создания революционного Кентавра, способного сознательно и осмысленно выполнять команды местных сельхозактивов по распахиванию земли и транспортировке тяжестей".

Колдуны вырвали у Буша харч

Вообще, если "ученые" в "желтых" изданиях предстают как персоны опасные, от которых всегда можно ждать невесть чего, то политики (если они не обладают магическими способностями), как правило, фигуры страдательные.

Типичную в этом смысле байку рассказывает "Тайная власть" (#2) - о президенте Клинтоне и, понятно, его сотруднице Монике Левински. То, что между ними произошло, а затем и последовало вслед за происшедшим, - не что иное, как месть гаитянских колдунов. А мстили они ему за обман - он, выигравший выборы благодаря их метким указаниям (например, не менять нижнее белье, пока не станет президентом), а также порче, насланной на соперника (Буша вырвало на колени японского премьера, и он безвозвратно потерял свой имидж), не выполнил обещаний перед гаитянским народом - не дал миллионы долларов.

Постепенно обживается в "желтой" прессе и и.о. аналога американского президента В.В.Путин. О нем пророчит (в "Мире зазеркалья") Павел Глоба: "Владимир Путин как карлик с черным лицом должен стать президентом". "Очень страшная газета" сравнивает его с Цезарем: "мягкий, а порой жесткий, пронизывающий до самого нутра взгляд" ("автору не раз приходилось наблюдать за Владимиром Путиным вблизи"). "Мегаполис-Экспресс" вспоминает о том, как Путин-студент любил тайком слушать записи запрещенного Шуфутинского (который теперь сильно надеется на повышение). А в газете, которая так и называется - "Желтая газета", бывший шофер Путина рассказывает о случае, когда проститутки предложили его шефу заняться оральным сексом, а тот им ничего не ответил.

То есть на фоне уже ставших в "приличной" прессе ритуальными причитаний, вроде "А что мы знаем о Путине?", "желтые" издания сообщают о В.В.П. массу самых разнообразных сведений. О первом же президенте России вспоминает один лишь "Оракул" - однако для того, чтобы сообщить, будто у Ельцина было "холистическое (т.е. целостное)" мышление.

Распутин хохочет и разлагается

Впрочем, куда больше, чем живых политиков, бульварные издания жалуют политиков-покойников. "Оракул" разрабатывает очередную версию про Александра I - старца Федора Кузьмича. С такой присказкой: "Вполне вероятно, что весь приведенный в этой статье метод расшифровки неверен, но отрицательный результат - тоже результат". Что по мысли точно воспроизводит резюме редактора НГ Виталия Третьякова к истории о "заговоре против Путина" и показывает: грань между "приличной" и "желтой" прессой не так непроходима, как ее малюют (в первую очередь "приличные").

Из заметки в "Мегаполис-Экспрессе" явствует, что Ленин - по-прежнему самый высокочтимый человек политик в России. Ибо наиболее распространенная форма мании величия связана именно с образом вождя мирового пролетариата, в то время как случай идентификации пациента с Фанни Каплан зафиксирован всего один раз.

Ну и, наконец, самые любезные для "желтых" журналистов политики - те, что стали призраками. Один их них - Авраам Линкольн - бродит по страницам "Оракула", пугая то супругу президента Кулиджа, то королеву Вильгельмину Нидерландскую. Другой - Григорий Распутин - таскается по "Частной жизни". Причем, если обычное его обличье - "иссиня-бледный старец в рубище", то одной юной пионерке в 1924 году он явился "в виде хохочущего разложившегося трупа". Ничего не скажешь - повезло девочке.

Как повезло и контактеру, народному целителю Тюменской области из г. Урая Анне Михайловне Кулыне, которой Иисус Христос продиктовал свое "Обращение к землянам" ("Незримая сила", #2): "А такой инстинкт, как создание себе подобных, жутко искалечен, то есть Ваша "свободная Любовь" никак не преследует цель продления рода", отчего "в новом тысячелетии Человечество ждут тяжкие времена".

Заключение

Иисус Христос в исполнении мадам Кулыни на редкость безграмотен и занудлив, а из реальных событий минувшей недели отмечу разве что подтверждение (хоть и с оговорками) Центризбиркомом депутатских полномочий Александры Буратаевой: в Госдуме, таким образом, останется хоть одно красивое лицо. А также то, что какой бы окончательный разгром ни постиг в итоге "чеченских террористов", Праздника Победы по этому поводу не будет. В этой войне вообще нет событий - все симптомы. Последний из них - вновь озвученная угроза взрывов в Москве. Странно, что Ястржембский до сих пор не приписал ее Андрею Бабицкому.