Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000216_mad.html

Пен-клуб дыма
Андрей Мадисон

Дата публикации:  16 Февраля 2000

15 февраля сего года произошло сразу два знаменательных события: эстонский пен-клуб и примкнувшие к нему господа тамошние журналисты обратились к и.о. Президента РФ с призывом навести порядок (так, как они его себе представляют) в деле Бабицкого, и - в мои руки попал бланк документа под названием "Ходатайство о срочном виде на жительство / о продлении срочного вида на жительство", который обязаны заполнить все неграждане Эстонии, если они хотят (вынуждены) в ней жить.

Сначала несколько слов по поводу первого. Точнее о том, в какой контекст вписывается инициатива эстонских гуманитариев. Известно, что так называемая "поющая революция", приведшая к выходу Эстонии из состава СССР, была инициирована совместным съездом творческих союзов тогдашней еще Эстонской Советской Социалистической Республики. Именно после него на улицах эстонских городов совершенно легально появились постоянные пикеты с лозунгами, в которых "русским оккупантам" предлагалось "убираться вон".

Информационную поддержку им обеспечивали эстонские интеллигенты, живописавшие в средствах массовой информации сплошные ужасы и издевательства, которые пришлось претерпеть от русских бедному эстонскому народу. Подчеркиваю - именно от русских, слово "советский" в этих пасквилях практически не употреблялось. То есть намеренно акцентировался именно этнический аспект, и целенаправленно искажалась не только историческая ретроспектива, но и закладывались основы национальной политики будущей независимой Эстонской республики.

Есть смысл упомянуть еще два обстоятельства, без которых панорама травли была бы неполной. Первое - производители антирусской пропаганды в основном проживали в шикарных индивидуальных коттеджах, а ее объекты, то есть "угнетатели", - почти сплошь в стандартных многоквартирных домах. И - московская либеральная интеллигенция горой встала на сторону "угнетенных", фактически предав и бросив на произвол судьбы русское население Прибалтики. Объезд Ельциным летом 1991 г. глав прибалтийских республик узаконил этот произвол на уровне договоров.

С того момента, как во время пресловутого августовского путча Эстония провозгласила свою независимость, эстонская творческая интеллигенция попросту игнорировала проблему положения русских в Эстонии. Ее гуманитарные усилия были по-прежнему направлены на дискредитацию русского народа как во всех отношениях несостоятельного. На уровне реалий это было не что иное, как идеологическое обеспечение соответствующей государственной политики по отношению к "национальному меньшинству" в полмиллиона человек (на полтора миллиона всех жителей ЭР).

Одной из кульминаций этой политики стали очередные парламентские выборы, когда одна из "правых" партий - естественно, с разрешения властей - украсила фонарные столбы на центральных улицах Таллинна слоганами "Эстония - для эстонцев!". Результатом этой акции стало самоубийство отличного поэта и актера Юхана Вийдинга, который в предсмертном письме четко назвал его причину - стыд за свой народ, который оказался способен на такое.

С тех пор мало что изменилось. И за свидетельствами тому не надо далеко ходить. Не далее как 8 февраля президент Эстонии Леннарт Мери подписал указ о присуждении высших государственных наград ряду лиц, "внесших вклад в восстановление независимости Эстонской Республики, консолидацию эстонского общества, укрепление общедемократических ценностей и европейской культурной среды", и в их числе - девятнадцати так называемым "эстонским борцам за свободу", то есть, попросту говоря, тем, кто воевал во время Второй мировой войны на стороне фашистской Германии.

Из той же оперы и документ, который был помянут в начале - "Ходатайство о срочном виде на жительство". По своему унижающему человеческое достоинство идиотизму он не имеет аналогов - в том числе и в проклятых временах советской ("русской") оккупации. Самый "страшный" вопрос в тогдашних анкетах был - "имеете ли родственников за границей". В эстонской ксиве читаем: "Работаете ли вы в службе разведки или службе безопасности иностранного государства?", "Прошли ли вы специальное обучение или подготовку к десантным операциям по диверсиям или саботажу?", "Участвовали ли вы в карательных операциях против гражданского населения?" и т.д. и т.п. Ровно на те же вопросы нужно ответить и относительно родителей, супруга (супруги) и детей.

Не припомню, чтобы эстонская интеллигенция когда-либо сливалась в совместном возмущении по поводу такого рода пощечин элементарной нравственности. Помню только одинокий голос протеста еще одного превосходного поэта и публициста - Яана Каплинского. И это все. А на указ эстонского президента пришлось реагировать МИД РФ - выражением "возмущения" и указанием, что такому подходу - возвеличению пособников нацизма - "не может быть оправдания".

Что скрывать - чихать хотели в Эстонии на все эти "возмущения". Как когда-то американцы на очередное "1001-е последнее предупреждение" китайцев в связи с нарушением штатовскими "люфтваффе" их воздушного пространства. Эстония без пяти минут член ЕС и без десяти - член НАТО. С такой высоты можно многое себе позволить. В том числе и ставшие уже обычными в политике Запада по отношению к России двойные стандарты и двойную мораль. Которые, кстати, спокойно можно прописать по ведомству, скажу так, "китчевой политики". Тревога эстонского пен-клуба и К╟ за судьбу Бабицкого - типичный образчик такого китча.

О демарше эстонских гуманитариев поведала, естественно, радиостанция "Свобода". Надеюсь, больше никто не удосужился это сделать.

И последнее. В "дело Бабицкого", безусловно, нужно внести ясность. И не только словом, раз от разу все более кривым. "Новое ханжество" демонстрируют обе тяжущиеся вокруг него стороны. Если раскол общества произойдет по этой линии, то дурно пахнуть будут обе половинки.