Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000222_yel.html

"Для отпуска есть и другие красивые страны"

Дата публикации:  22 Февраля 2000

Эльфрида Елинек - за международную изоляцию Австрии

Эльфрида Елинек (род. 1946) принадлежит к числу наиболее известных и влиятельных писателей современной Австрии. Достаточно радикальная феминистка, Елинек в период всеобщего увлечения левацкими идеями одно время даже состояла в компартии. Отношение писательницы к австрийским политикам всегда было более чем критичным, на что те отвечали взаимностью. В последние годы, однако, Елинек и у себя на родине получила официальное признание и была даже приглашена к участию в Зальцбургском фестивале. Свое отношение к последним австрийским событиям Эльфрида Елинек высказала в интервью немецкой газете "ТАЦ".

Следует ли вести диалог с Йоргом Хайдером?

Елинек: Я бы не стала этого делать, потому что это совершенно бессмысленно, потому что я знаю, что он - коммуникационный гений. Я уверена, что в разговоре со мной он был бы очарователен. Он создал бы впечатление, что он придерживается того же мнения, что и я, разделяет все мои заботы и готов сделать все, чтобы исправить несправедливости. А еще он бы по своему обыкновению за все извинился. Я бы не смогла его ни в чем убедить. Я это достаточно долго пыталась сделать. Хайдера не за что ухватить. Он современный политик.

Можно ли вообще изолировать демократически избранное правительство?

Елинек: Применительно к правительству, в котором сидят крайне правые это законное политическое средство. Поскольку мы состоим в ЕС, мы, по счастью, отказались от части своей национальной идентичности. Страны Евросоюза даже обязаны изолировать Австрию. Это крайнее, но легитимное средство.

Допустимо ли приглашение министров - членов Партии свободы с государственными визитами?

Елинек: У меня на этот счет нет мнения.

Не преувеличен ли ажиотаж по поводу Хайдера и его партии?

Елинек: Реакция абсолютно оправдана. Это единственная страна с таким сильным участием крайне правых в правительстве. В оппозиции я допускала бы многое, но в правительстве им делать нечего.

Можно ли считать участие партии Хайдера в правительстве нарушением табу?

Елинек: Безусловно. Есть цивилизованные стандарты, ниже которых опускаться нельзя и которые в послевоенной Европе ни разу не нарушались.

Боитесь ли Вы повторения истории?

Елинек: Нет. Если она и повторится, то это будет совсем по-другому. Правые стали другими прежде всего потому, что мы сейчас имеем дело с современными правыми, технократическими и неолибералистскими. Но цели их остались прежними.

Что могут сделать теперь граждане Евросоюза? Есть ли смысл в бойкоте?

Елинек: Уместны самые сильные средства. Те, кто любит ездить сюда в отпуск (а Австрия получает большую часть совокупного социального продукта за счет международного туризма), должны бы знать, что именно жители курортных мест активно голосовали за правых. Я бы хотела, чтобы об этом знали туристы. Тогда, может быть, они поехали бы в другое место, не в Австрию. Есть и другие красивые места.

Каковы будут последствия всего этого для Австрии?

Елинек: Я полагаю, что поскольку у руля теперь оказались политические авантюристы, Австрия потеряет славу стабильной страны. Мне кажется, что многие страны и без того уже не будут так активно вкладывать деньги в Австрию, и поделом. С другой стороны, если налоги на предпринимательство и капитал здесь будут снижаться и дальше, богатые компании и частные лица и дальше будут тянуться в Австрию. Недаром же здесь охотно живут Флик и К╟. У международного капитала нет морали.