Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Холодная война "Свободы"
Дата публикации:  2 Марта 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
От редактора. История с Андреем Бабицким тянется слишком долго. Или - ровно столько, чтобы появились все основания сказать: "Народ устал от Бабицкого". Очевидно, однако, что она имеет принципиальный, а не окказиональный характер. Обе стороны, завязанные в его деле, постарались запутать его так, что места для сомнений в том, что "правда" скоро выплывет наружу, практически не осталось. Как, считай, не осталось и сомнений в том, что как минимум одну из них интересует все что угодно, только не правда.

Больше всего эта история по понятным причинам взволновала журналистское сообщество (к которому принадлежит и сам Бабицкий). Главный спор идет вокруг частных причин и глобальных, как считается многими, последствий. Ввиду обилия противоречивой информации версии предлагаются самые экстремальные. Вот краткий обзор высказываний о Бабицком в прессе только за первые дни марта.

"Российские вести", устроив форменное расследование дела, предлагают три варианта дальнейшего его развития: 1) Бабицкий виноват во всем, в чем его обвиняют органы, и понесет заслуженное наказание; 2) органы "вляпались", имидж России в очередной раз подпорчен, все начинают понимать - дело в стране идет к диктатуре; 3) вся эта история устроена с расчетом на то, чтобы Путин победил на выборах с минимальным счетом и можно было бы вести с ним политический торг.

Пресс-конференция Бабицкого, состоявшаяся 1 марта, не принесла никаких сенсационных разоблачений, что особенно подчеркивается газетой "Сегодня", которая, по-видимому, на них надеялась. Она же высказывает предположение, что органы наказали Бабицкому не слишком развязывать язык перед журналистами. Тем не менее, Бабицкий отработал второй из предложенных "Российскими вестями" вариантов - обвинил в происшедшем с ним ФСБ. "КоммерсантЪ", анализируя чудесное явление Бабицкого в Махачкале, склонен, скорее всего, его в этом поддержать. "Советская Россия" вообще игнорирует дело Бабицкого, а "Время МН" высказывает самое ходовое применительно к нему: "На самом деле в истории с Андреем Бабицким до сих пор больше вопросов, чем ответов".

Ниже публикуется один из возможных ответов на эти самые вопросы.


Это было смешно и вполне отвечало нынешнему профессиональному состоянию радио "Свобода". Впритык к репортажу о митинге в защиту Aндрея Бабицкого 11-го февраля, автор которого насчитал на Пушкинской площади 1500 его участников, в программе "Либерти Лайв" дали пересказ статьи в завтрашних "Новых Известиях", где мажорный настрой сменился тоскливым минором и говорилось о 300 участникаx. (По данным НТВ, их было "около 200".) На следующий день "Свобода" передумала и порешила в новости на своем русскоязычном сайте дать цифру 1000. Перейдя на официальный, англоязычный сайт РС-РСЕ, вы узнавали, что "более 2000 человек демонстрировали на Пушкинской площади в Москве, требуя освобождения Бабицкого".

А в общем, смешного мало. За этими играми с цифрами - циничный (чего стесняться-то?) разворот "частной международной радиостанции" от информации к дезинформации, от анализа к пропаганде. "Дело Бабицкого", помимо прочих дивидендов, способствует кристаллизации новой миссии "Свободы", вернее сказать, открытому декларированию миссии, не требующей даже формального следования канонам американской журналистской этики и прочего макияжа. "Кодекс профессиональных журналистских стандартов", который многие годы был для сотрудников РС-РСЕ чем-то вроде священного писания и который они трепетно блюли, отброшен начальством за полной ненадобностью.

Впрочем, это случилось не сегодня, а уже тогда, когда шеф московского бюро "Свободы" Савик Шустер стал по совместительству футбольным ток-шоуменом НТВ на регулярной основе, то есть пошел на категорически запрещенный кодексом "конфликт интересов" и скомпрометировал "статус публичного представителя и репутацию РС-РСЕ, используя их в личных интересах". Официально аккредитованный корреспондент иностранного СМИ стал постоянным сотрудником местного крайне политизированного телеканала (а других в России и нет), и в данном случае не имеет значения - о футболе его программа, о заготовке грибов или "про это".

Категорически запрещал кодекс участие сотрудников в каких бы то ни было политических или общественных манифестациях в странах, на которые осуществляется вещание. Участие, причем в роли одного из ораторов, в митинге на Пушкинской площади - уникальный, беспрецедентный вклад Шустера в историю и практику мировой журналистики (если не считать прецедентами выступление в 1968 году корреспондента северокорейского телеграфного агентства на митинге протеста против американского империализма в Ханое и другие схожие случаи, к журналистике отношения не имеющие).

Категорически запрещал кодекс любую полемику в радиопрограммах с критическими публикациями о "Свободе". Девятого февраля добрую долю "информационной" передачи "Либерти Лайв" Шустер посвятил грубым и глупым нападкам на главного редактора "Известий" и обозревателя газеты Евгения Крутикова, осмелившегося в тот день опубликовать статью о положении Андрея Бабицкого, несколько отличную от, по его словам, "железобетонной позиции "Свободы". В октябре прошлого года Шустер пригласил Крутикова для участия в программе "Лицом к лицу" - беседа с президентом Ингушетии проходила в его резиденции. В феврале Шустер оповещает на уровне коммунальной кухни: "При таких поездках мы, естественно, оплачиваем всю поездку, считаем этого коллегу своим другом, и он принимал участие в программе с Русланом Аушевым". Короче, мы на него потратились, а он сейчас не в унисон с нами. Низменная эта попытка замарать автора суждений, Шустера не устраивающих, любопытна звучащей в ней перспективой: если так прут на журналиста, решительно ничем "Свободе" не обязанного, то как будет Шустер расправляться в эфире с теми штатными сотрудниками московских изданий, которые постоянно кормятся на радиостанции, если паче чаяния прозвучат диссонансом их голоса из хора обличителей российских властей!

Категорически запрещал кодекс базарную ругань, требуя даже в самых жестких по существу комментариях "соблюдать спокойный и умеренный тон, демонстрировать образцы цивилизованного, аргументированного выступления". Нынешний "образец" поистине с пеной на губах - комментатор Лев Райтман провозглашает: "Россия семимильными шагами переходит из статуса "Империи зла" в статус "Империи лжи". В знаковой этой фразе, столь характерной для сегодняшней тональности политических передач "Свободы", занятно то, что между советской "Империей зла" и путинской "Империей лжи", по Ройтману, и зазора-то никакого не было.

Эту неприглядную метаморфозу "Свободы" трудно квалифицировать как эпизод в информационной войне. Точнее, по-моему, говорить о холодной войне, которую "Свобода" объявила России. Ключевой вопрос - самодеятельность ли это руководства фирмы, сварганившего "дело Бабицкого", то есть расчетливо спровоцировавшего несчастного парня пойти на то, на что он пошел, с тем чтобы пиарной акцией заверить платящих за музыку, что есть, есть еще порох в пороховницах РС-РСЕ, или действует оно по указанию вашингтонских властных структур?

С одной стороны, никак не с руки клинтоновской администрации принимать на вооружение мало аппетитную шустеровско-ройтмановскую риторику в год президентских выборов: это означало бы признание полного своего поражения в таких определяющих аспектах внешней политики, как американо-российские отношения и распространение по миру демократической рыночной модели. При том, понятное дело, что кандидат демократов вице-президент Гор несет прямую ответственность за это.

С другой стороны, именно предвыборная борьба требует от Белого дома каких-то демонстративных жестов, нейтрализующих обвинения консерваторов в мягкотелости и созерцательности по отношению к российским и китайским злодействам.

Вот тут-то можно и спустить с поводков "Свободу" да "Свободную Азию". Это ведь не официальный "Голос Америки", а так, некие "частные" и не американские даже, а "международные" голоса. Ну а то, что они по закону являются составной частью международного радиовещания США и обязаны следовать в своей деятельности "принципиальным интересам американской внешней политики", так кто ж тот закон читал и помнит...

Как бы то ни было, ведет "Свобода" свою холодную войну на уровне, применительно к которому даже понятие дезинформации начинает звучать незаслуженным комплиментом. 14 февраля директор русской службы Марио Корти сообщил на пресс-конференции в Санкт-Петербурге три интересные вещи. Во-первых, любая попытка привести московскую редакцию радио в соответствие с привычными качественными и количественными параметрами деятельности бюро иностранного СМИ вызовет "такой международный скандал, что властям стоит задуматься". Во-вторых, такая попытка будет означать "конец свободы в России". В-третьих, "Путин может оказаться новым Милошевичем".

В тот же самый день, как известно, президент США дал весьма лестную и уважительную оценку и.о. президента России. Помимо того, Клинтон первым из западных лидеров сказал о прямой ответственности чеченских боевиков за страдания соплеменников. На следующий день в главной новостной программе радиостанции, финансируемой конгрессом США, это принципиальной важности заявление Клинтона было проигнорировано - и не только потому, что не соответствовало всецело удуговскому настрою передачи.

По сообщению "Нью-Йорк Таймс" от 25 февраля, заявление президента США "привело в совершенное смятение президента РС-РСВ, да такое смятение (если не сказать - помутнение разума), что этот вашингтонский лоббист, переквалифицировавшийся в журналисты, принялся публично хаять Белый дом и госдепартамент за их отказ занять более жесткую позицию по делу Бабицкого. Чем завершится это прилюдное кусание кормящей длани, будем надеяться, станет известно в обозримом будущем и - что существеннее - тогда и прояснит окончательно, кто из двух президентов дал добро на холодную войну "Свободы" против России. И по чьей инициативе один из Членов Совета попечителей, организации, заправляющей ныне международным радиовещанием США, выступил 25 февраля с предложением создать чеченскую службу радио "Свобода" - дабы "разъярить Кремль". Новаторская формулировка, начисто убивающая привычные рассусоли о благородной миссии просвещения и информирования слушателей.

Со слушателями "Свободы" проблем нет. Потому что почти нет слушателей. Пять лет назад 7% россиян по привычке настраивало приемники на нужную волну. В прошлом году - ноль целых восемь десятых (по данным "Гэллап-Медиа"). Проблемы с теми российскими журналистами, которые даже между собой не могут разобраться, защищают ли они американского журналиста, российского журналиста или российского гражданина, а главное - не идут ли они в бой под знаменами организации, которая в случившемся с ним самым непосредственным образом повинна.

Вашингтон


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кирухин, Партайгеноссе Колю не до юбилеев /29.02/
Немецкие христианские демократы в глухой обороне: Колю рекомендуют менять коньки на санки. А его партия тем временем начинает оправляться от ударов.
Дмитрий Петров, Парад-алле на арене Колизея /28.02/
Зачем Александров снял "Цирк"? Решительно непонятно. Ведь не за тем же только, чтоб прославить национальную политику ВКП(б), и не для того, чтобы порадовать нас победой чистой любви сильных и открытых над темной страстью слабых и коварных...
Андрей Мадисон, Monday - Monday : обзор российской прессы (21.02 - 28.02.2000) /28.02/
Поляки или "полячишки"? Русские или "оккупанты"? Деспот или демократ? Чубайс или Березовский? Только "Единство"! А также эксклюзивный репортаж со съезда "Медведей".
Андрей Мадисон, Грязное и черное /25.02/
Если пиар, то черный. Если технологии, то грязные. Таков глас народа. На выставке, посвященной пиару и политконсалтингу, было, однако, очень чисто. Тем не менее выставка может оказаться последней.
Иван Давыдов, Политика в Сети: обзор специализированных сайтов (19-25 февраля) /25.02/
Долгожданное "Обозрение" открылось статьями о Джабраилове. Тексты вполне нормальные, и если б не дурацкие названия разделов, удачно сочетающиеся с незамысловатым дизайном, - так может и потеснило бы "Обозрение" "Ленту". АПН постепенно превращается в неофициальный сайт Скуратова. Из разряда тех, которые "ню".
предыдущая в начало следующая
Владимир Матусевич
Владимир
МАТУСЕВИЧ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: