Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000303_levkin.html

Солипсируй, пиарец!
Андрей Левкин

Дата публикации:  3 Марта 2000

Журнал "Со-общение" (технологический журнал для гуманитариев),
2000, #2 (4). - 56 с.

Приоткрылась небольшая тайна. С 4 номера журнала "Со-общение" стало понятно, что этот журнал такое по формату, смыслу и эстетике. Он - PR-хамелеончик. То есть - всякий его номер вовсе не такой, как предыдущий. Так что нет тут смысла думать и сравнивать, какой лучше, какой хуже, а следует просто отдаться спокойному лицезрению процессов изменений "Со-оба".

Номер четвертый, второй в 2000 году, являет собой идеал газеты "Из рук в руки". По разным причинам. Прежде всего потому, что начинается он с Дней PR в Москве, имевших проходить с 24 по 28 января. Соответственно, там и фотографии героев, стилистически близкие авторам журнала, по причине, что ли, их количества, сделаны размером с фотографии на пропуск или - такие, какие сайты знакомств ставят возле персоны, знакомства взыскующей.

Это - не наезд, а оценка неминуемой в таких случаях стилистики. В данном случае - изобразительного ряда. На которой, увы, следует задержаться, чтобы констатировать с прискорбием, что стилистика врезок со всей их компьютерной барочностью плохо стоит рядом с вышеупомянутыми фотографиями-на-пропуска, а также - фотографиями репортажными, сделанными мыльницей. Эта нестыковка заставляет предположить, что в редакции "Со-общения" работают эстеты, которые своих подопечных пиарщиков разве что терпят.

Вслед за мероприятием по поводу дней PR в Москве идет материал о "Серебряном лучнике", вручении PR-премий. Тоже цеховое действо, тоже фотографии мыльницей. Вдобавок автор статьи Инна Константинова описывает значимость процедуры так: "Газета "Ведомости" назвала церемонию "безусловно, самым важным событием недели на рынке PR". Тут ведь какая проблема: если автор статьи в журнал "Со-общение" ссылается на мнение "Ведомостей", значит, сам журнал себя в этой области компетентным не считает. Кроме того, учитывая естественное ранжирование изданий на ежедневные, еженедельные и ежемесячные, столь почтительное упоминание в цитате слов из ежедневной газеты является куда как не лучшим PR-ом журнала "Со-общение".

Разумеется, употребление каламбуров ("Серебряный лучник" выстрелил") также таковым пиаром не является, а фраза В подборе материалов участвовала Анастасия Алексеева неминуемо вызывает - учитывая склонность "Со-общения" к каламбурам - ощущение долгого фуршета, во время которого основной корреспондент "Со-общения" фатально роняла записную книжку, к концу бала уже распадавшуюся на листки.

Рубрика PR-персона. Там имеется Ричард Линнинг, заявляющий в заголовке и подзаголовке интервью с ним о том, что "Школа PR в России существует. Она даже эффективнее западной". Судя по тому, что в тексте самого интервью эту фразу найти нельзя, так оно и есть.

Тут возникает внутрижурнальная, но западная PR-коллизия. В этом же номере - интервью с Жаком Сегелой, который в привычной для себя манере рассказывает о том, как "сделать президента". Проблема состоит собственно не в том, что "сделать президента" заключено в кавычки, что наталкивает на мысли некоего дополнительного свойства. В другом: идет Сегела не под рубрикой PR-персона, а всего лишь Информбюро. Что Сегеле должно быть обидно, не говоря уже о таком странном факте, что в тексте имеет место фраза "говорит он в беседе с корреспондентом журнала "Со-общение"", а вот фамилия этого корреспондента в материале не указана. Ну, а поскольку для корреспондента журнала, специализирующегося на PR-акциях, общение с Сегелой - это что чекисту с Путиным на татами встретиться, то вывод очевиден: интервью - сфальсифицировано.

Далее, в том же Информбюро два материала от ФЭПа - материалы вполне рабочие, "продуктовые", при этом в отсутствие какого-либо объяснительного ввода их в контекст "Со-общения" выглядят они в журнальном номере примерно как настоящие наганы на балетных девицах в Танце маленьких лебедей.

Но, поскольку ФЭП своими текстами несколько сблизил "Со-общение" с быстротекущей жизнью, то и дальше некоторое время все хорошо - круглый стол по проблеме "Сертификация PR-услуг: за и против", там говорят уже конкретно заинтересованные в предмете люди, так что это вполне неглупо. Впрочем, те же фотографии с сайта знакомств, использованные еще в первом материале номера. И почему-то материал тоже не подписан, хотя уж по крайней мере хоть редактор-то заказывал и собирал эти тексты вместе.

Дальше - опять грусть. Заголовок: "Монополизация PR-рынка: кто не успел, тот опоздал". Исходя из регулярной тяги журнала к сообщению в заголовках подобных общих мест, ощущение близости издания к газете "Из рук в руки" только усиливается, тем более что именно "Кто не успел - тот опоздал" - вполне натуральный девиз этой самой газеты.

Вообще, лирическое отступление - это круто, когда на страницах шикарного PR-издания (на 35 странице) встречаете такую очаровательную (даже и не важно, рекламного ли характера, горчичного цвета): "Спрос на PR-услуги будет расти". Каково! Пиарщики прилюдно - в технологическом издании для гуманитариев - конкретно раскрывают истоки и сущность своих неврозов, тут же пытаясь себя же наивно успокоить!

А вот с какой целью в хвосте номера присобачен весь этот Интернет - понять решительно нельзя, но это, видимо, недоумение, вызванное моим личным пресыщением.

Лирическая концовка: очевидная пристрастность автора рецензии к журналу "Со-общение" связана, скорее, с пристрастностью к жанру журнала. И не сам Волшебный Пиар тому причиной. Просто, сказано же - технологии для гуманитариев. Ну вот, технологии же должны быть не только рассказаны, но и использованы. Ну а при таком количестве ляпов в номере в технологии уже не веришь.

То есть получается, что все это игры лишь для самих участников, так во всяком случае сообщает своим очередным заголовком "Со-общение": "PR как форма жизни и мысли". Ну, если PR это форма жизни и мысли, то вопросов нет. Мы имеем дело с новой исторической общностью людей, пиарцами, наукой окончательно не изученными. Так что, неизученные, они так и пребывают в радостном солипсизме.

Примечания:

"Со-Общение" ежемесячный журнал, специализированный ( business to business) издается совместно с журналом "Эксперт" ; полноцветный, 64 полосы, формат А4 , стоимость номера 10 у.е.

Тематика - рынок PR и политического консультирования, корпоративного и кризисного менеджмента. , в меньшей степени - рекламы, тенденции в сфере российских СМИ.

Целевая аудитория - специалисты, работающие в области выборных технологий, политического консультирования и политической рекламы, , связей с общественностью , издатели, журналисты, менеджеры по персоналу, кризисные менеджеры, руководители департаментов PR и работы с персоналом в госструктурах и в бизнесе.

Основная тематика - анализ тенденций и событий на обозначенном секторе рынка.

Журнал продается в магазинах :

Ад Маргинем (Новокузнецкий пер. 5/7), Библио- Глобус (Мясницкая 6),
Волшебная флейта (ул. Б.Никитская 46), Книжная Лавка при Литинституте (Тверской б-р 25), Летний сад (Б.Никитская 46), Мир Печати (2-ая Тверская_ Ямская 54), Эйдос (Чистый пер. 6), Клуб Проект ОГИ (Потаповский пер. 8/12 стр. 2, во дворе направо), Клуб "Петрович" (Мясницкая 24стр. 3).