Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Кровавая ничья
Дата публикации:  14 Марта 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ровно 60 лет назад СССР не захватил Финляндию

Если в хорошую погоду глядеть на мир с башни Выборгского замка, можно различить любопытные вещи. Сколько-то церковных звонниц. Черепичные кровли построек XV века. Вокзал и магистраль, ведущую на север и юг. На платиновой мельтешне залива, за которой комфортабельный "приют убогого чухонца", группу груженых дядьками и водкой пароходов под флагом с синим крестом. Левее - пару стилизованных варяжских ладей в соседстве с интуристовским отелем. А чуть правей - на набережной - ряд удивительных особняков из черного гранита и полированного камня...

***

Генерал-лейтенант Харальд Эквист не видел ничего. Даже в хороший шведский бинокль. Только пламя - горел порт. II корпус держался, уцепившись за минные поля и предместья. Тьма и метель поглощали вспышки залпов сотен красных орудий, непрерывно бивших по позициям, городу и железной дороге - последней артерии, связавшей Выборг со страной. Сквозь канонаду прорывались свистки отважных локомотивов.

Теперь составы шли только на север.

***

"Если не будем снарядов жалеть, выиграем войну в пять раз раньше. Артиллерия в один день 230 тысяч снарядов положила. Почему не 400 тысяч, а 230? Если каждый 20-й снаряд попадал хотя бы в избушку - это большое дело, если из 99-ти каждый сотый снаряд попадал - это уже замечательно..." - товарищ Сталин выбил трубку и внимательно посмотрел на командарма Василия Чуйкова.

Тем временем, 203-милиметровые гаубицы долбили по площадям, снося пустые избушки и километры леса. А тысячи солдат гибли под кинжальным огнем, по пояс в снегу, штурмуя оплетенные проволокой доты...

***

Война началась, когда товарищ Сталин решил присоединить к семье счастливых советских людей еще и веселых финских трудящихся. Однако те предпочли объединению неравный, жестокий бой. После, благодаря тонкому классовому чутью, Иосиф Виссарионович, наверное, понял - почему. Но, как видно, никогда и ни с кем не поделился своим знанием.

Многие факты не слишком интересны. Территориальные претензии, дипломатические ноты, пропаганда (четыре миллиона "финно-фашистских белогвардейцев" угрожают пятимиллионному Ленинграду!), пограничные провокации... Детали.


Бываешь в разведке - посмотри и на ветки. Не спи в секрете - ты за всех в ответе!

Финская армия - 265 тысяч человек, 25 танков и 115 самолетов против 450 тысяч красных бойцов, 2000 танков и 2893 самолетов. Но дело в том, что при столкновении культур и воль побеждает в конечном историческом счете тот, кому повезло сочетать большую свободу культуры с волей к ее сохранению.

Так, фактически лишенная союзников и имеющая патронов на два месяца боевых действий, Финляндия выстояла, обрела друзей и спаслась, став для демократий мира примером слияния здравого смысла, стойкости, самоотверженности и отваги.

***

"Ночь была мокрая. С моря дул ветер. Очень сильный. Косой снег валил хлопьями. Мы бежали вдоль бесконечных цепей черных товарных вагонов. Взрослые, молча, крепко держали за руки детей. Женщины из "Лотта Свэрд" показывали куда и кому залезать. Подростки и раненые солдаты помогали младшим. Было очень страшно. Все время стреляли пушки. Папа был на войне. Мама осталась в городе. Нас - детей - увозили.. Люди знали: если красные возьмут Выборг - всех убьют. Мне было очень жалко маму. Мы встретились только в мае. Мне тогда было девять лет..." - бабушка моей приятельницы, менеджера финской консалтинговой фирмы Yritystaito Oy Анны Хаккала, очень хорошо выглядела и все прекрасно помнила.

Она не разрешила нам пойти в сауну. Сауна стояла у озера, за шоссе, за соснами с желтыми отметинами - в приграничной зоне. Туда без разрешения мне - иностранцу - было нельзя. Не то чтоб бабушка не любила русских. Она поступала в соответствии с инструкцией. Но ночью мы с Анной тайком все же пробрались в баню, уже натопленную отставным военным интендантом Йокку Карьямяки. Он служил в семидесятые годы и в духе детанта клал на инструкции с прибором.

А шоссе-то вело на Сортавалу. И парились мы в нескольких километрах от чудных водопадов, где - помните "А зори здесь тихие"? - наши девушки по ту сторону новой границы спасались от германских парашютистов.

***

Кстати, Сортавала отошла к СССР по мирному договору 1940 года...

Что тогда творилось в тех краях - немыслимо. Используя знание местности, умелые лыжники финны окружали, принуждали к сдаче или уничтожали численно превосходящие красные части.

В районе Леметти на участке в один километр в длину и четыреста метров в ширину была окружена 18-я Ярославская Краснознаменная стрелковая дивизия. Она потеряла 4300 бойцов, 128 танков, 91 орудие и знамя. Прорвавшиеся к своим командиры Сергей Кондратьев и Георгий Кондрашев были расстреляны НКВД. Начштаба Смирнов и комиссар Израецкий, а также командующий корпусом, в который входила дивизия, Иван Черепанов, покончили с собой.

В секторе Раатте погибла 44-я дивизия. Уйти удалось лишь немногим. В лесах и болотах осталось 1000 убитых, 2243 пропавших без вести, 1430 раненых, 69 орудий, 37 танков... "44-я дивизия... в беспорядке отошла к границе. Причинами постыдного поражения были трусость и позорно-предательское поведение командования в лице комбрига Виноградова, комиссара Пахоменко и начштаба Волкова, которые подло... ушли в тыл, спасая свою шкуру", - газета "Правда" известила о расстреле командиров, но не о том, как в отчаянных радиограммах ("Помогите, умираем голодной смертью. Обидно погибать, когда рядом стоит такая армия!") они молили о помощи.

Вскоре после этого полностью отрезанная 54-я горнострелковая дивизия была рассечена и частью расстреляна, а частью - рассеяна.

В оставленных красными госпитальных землянках потом находили связанных колючей проволокой раненых - застреленных, сожженных и взорванных гранатами. Российский исследователь Борис Соколов утверждает: их убили не финны. Напротив, есть основания полагать, что расправы чинили чекисты, действовавшие по указанию Берии.

Бои к северу от Ладоги были жестоки и бесплодны. На этом участке Красной армии удалось достичь лишь ничтожного продвижения. Так продолжалось до 2 марта 1940 года, когда на выборгском направлении ценой сотен тысяч жизней в ходе героического наступления была прорвана главная полоса укреплений "линии Маннергейма", а под бомбами противника началась переправа советских войск по льду Выборгского залива.

***

Выборг - страшный город. Один из тех немногих известных истории городов, которые были взяты уже после окончания войны и ценою немыслимых потерь (до половины личного состава подразделений). 12 марта Сталин телефонировал командующему 7-й армией Кириллу Мерецкову. Он приказал: взять финский оплот за время, что пройдет между подписанием мирного договора и вступлением в силу соглашения о прекращении огня. Цель: выдать перемирие - по сути ничью - за капитуляцию финнов, вызванную падением Выборга. Мерецков ответил "есть" и послал людей выполнять смертельный приказ партии.

Атакованные финны, знавшие о подписанном мире и готовые оставить город, защищали уже не свой "веселый Виипури", но - жизнь. И они не сдались. Мерецков доложил Сталину о победе. Он солгал. Выборг взят не был.

Утром 13 марта генерал-лейтенант Харальд Эквист мог доложить фельдмаршалу Карлу Густаву фон Маннергейму, что его силы все еще удерживают центр и разрушенный вокзал. В полдень, когда советский 300-й полк погибал на старом кладбище в Ристимяки, а 100-я и 91-я дивизии лежали прижатые к насту в Мусталахти, финские солдаты начали выходить из укрытий, показывая на часы и знаками объясняя: война закончилась.

О мирном договоре красноармейцы не знали. И часов у них не было.

***

У них не было теплых шинелей, лыж, горячей еды, медикаментов, бинтов, навыков в обращении с техникой... У них не было ничего, кроме храбрости, ужаса перед гибелью в снегах и страха перед местью комиссаров.

"...Взяли в плен женщину-пилота. Она не имела никакого белья: на голое тело была одета гимнастерка и шаровары... Пленные, в большинстве - забитые люди, не понимающие, зачем их пригнали воевать. Поразительно много неграмотных. Большинство танкистов и шоферов - крестьяне, едва умевшие управлять техникой. Механики не могут даже смазать машину..." - русский журналист-эмигрант Александр Маевский видел все это своими глазами. "Очень многих от голодной и холодной смерти, - пишет он, - спас плен".

Из 6000 пленных красноармейцев умерли 200. 100 - остались в Финляндии. После обмена "из 5568 бывших пленных, отправленных в Грязовецкий лагерь НКВД, оперативно-чекистской группой арестовано 414 человек, завербованных финской разведкой. Приговорены к расстрелу 232 человека", - докладывал Сталину Берия. Еще 4354 человека подозрительных по обстоятельствам пленения были осуждены на сроки от 5 до 8 лет.

Те, что выжили, освободились уже после 1945 года...

В советский плен попали 876 финнов.

Но Финляндия осталась свободной.

***

"В течение двух с половиной месяцев Красная армия не знала ничего, кроме неудач, страданий и унижений. Наступление стоило больших жертв. Отсутствие обещанной молниеносной победы над слабым противником было уже само по себе поражением. <...> Престиж Красной армии подорван. Доверие угнетенных народов утеряно. Сталин вышел из этой операции полностью разбитым. Авторитету диктатора нанесен непоправимый удар. Гипноз тоталитарной пропаганды будет все больше терять силу!" - ловок, умен и талантлив был Лев Троцкий. Но тут он ошибся.

Журнал "Огонек" (20 июля 1940 года) писал: "Финская белогвардейщина собрала для борьбы все свои силы в яростной ненависти к Советскому Союзу. Обломки броневого колпака ДОТ говорят о тщете надежд финской белогвардейщины. На месте ДОТ огромная воронка. Два гармониста растянули гармоники. Как не поиграть им, не повеселиться после победы над врагом?"

Тот же "Огонек" (10 июля 1940 года): "Выборы в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Карело-Финской ССР ознаменовались еще одной блестящей победой сталинского блока коммунистов и беспартийных". На фото слева: "Молодые избирательницы Выборга, голосующие впервые: комсомолки-телефонистки Шура Смирнова, Аня Исаенко, Надя Лузгина и Аля Белоусова".

В разрушенный и обезлюдевший Выборг вселили тогда множество строителей и военных. Брошенные частные и многоквартирные дома, как и те самые особняки из черного мрамора, превратились в коммуналки. Началась советская жизнь. До лета 1941-го... А с 1945-го - насовсем.

***

Генерал Эквист умер в 1971 году, маршал Мерецков - в 1968-м, сотни тысяч участников той войны - намного раньше. Бойня, победа в которой стала бедой для всех, закончилась ровно 60 лет назад.

...Чудесно уцелевшие резные двери особняка открываются легко. За ними - да нет, в общем-то, ничего такого - просто обширный парадный холл, либо бальный зал... По кругу - облупленные двери, в простенках - пять или шесть газовых плит, на полу слева от мраморной лестницы - куча отбросов, за которые, не отвлекаясь на визитеров, дерутся кошки...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Мадисон, Monday - Monday: Обзор российской прессы (6.03 - 13.03.2000) /13.03/
Капризные дети, дорвавшись до взрослой власти, не любят, чтобы им перечили. "Это лицемерие говорить, что мы ничего не знаем про Путина". Действительно, лицемерие. Но ничуть не меньшее лицемерие уверять людей, что Явлинский - мессия.
Сергей Земляной, Неправильная смерть молодых. Двойной поминальный портрет /13.03/
Артем Боровик и Зия Бажаев - герои времени и его жертвы.
Никита Федоров, Татьяна Калистратова, Week-end с летальным истоком и натальным исходом /13.03/
По мнению Тони Блэра, Путин знает, куда и как он хочет вести Россию.
Иван Давыдов, Политика в Сети: обзор специализированных сайтов (4-10 марта) /10.03/
Я бы не взялся писать о войне, когда б не сайт "Это не моя война". Многие подписались, а я нет. Читать о войне лучше всего в газете "Утро". Явлинский - это практически Примаков, только говорящий. Весь чеченский Интернет базируется в США. Политический труп Лужкова пинает лишь одинокий самурай Доренко.
Никита Федоров, Татьяна Калистратова, Губернатор Петербурга - он или она? /09.03/
Выдвижение Матвиенко может оказаться пробным шаром, в зависимости от которого будет принято решение - выдвигать вместо нее новую фигуру или нет. Сделать выборы "игрушечными" или настоящими, с серьезной борьбой. Только вот кто будет стоять в оппозиции к Яковлеву? Опять Матвиенко?
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Петров
Дмитрий
ПЕТРОВ
petrov@smi.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: