Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000315_levkin.html

Россия, мартовское дао
Андрей Левкин

Дата публикации:  15 Марта 2000

История с "черным ящиком" - и.о. президента - заканчивается. И это понял даже, например, журналист газеты "Сегодня" Л.Радзиховский. В конце первой декады марта Радзиховскому вдруг пришло в голову, что выборы 26 числа - это "последний парад" ведущих российских политиков предыдущего разлива. То есть, традиционных политперсонажей комедии дель арте: Зю, Жирика, Гриши, Кепки, Примуса etc. А далее пафосный Радзиховский сказал так: "Придут новые проблемы, новые настроения. Новый политический язык и - новые люди".

Куда ж они денутся. Особенно люди: вот, г-н Титов в первой декаде марта предлагал Явлинскому отринуть мысли о Царстве - демонстрируя тем самым желание зачислиться в "новые люди". Но, кажется, не зачислится, потому что оказался таким промежуточным, что даже Явлинского просить надо. Но это частности.

Да и Радзиховский тоже, он тут так: раз уж даже он понял, что все переменилось, то значит, эта идея вошла уже в общество, и общество, поняв, что все переменилось, будет теперь волноваться непривычным образом.

В чем суть новизны и в какую сторону теперь надо жить, мыслить и страдать? Обыкновенно за г-ном Путиным предполагаются следующие ужасы: усиление спецслужб, диктатура и - окончательное всевластие олигархов. Но тут уже надо учитывать, что если эти дела возникнут, то уже в принципиально другом поле.

Суть - в некоторой новой технологии власти, которую, похоже, использует Путин. Учитывая его опыт дзюдоиста, можно обозначить ее именно основным положением дзюдо: нападающего - тяни, падающего - толкни. Иными словами, любое тактическое взаимодействие решается в паузе, когда что ли исторический ход времени (обыкновенно в тактических вопросах на это хватает недели, много - двух) сам распределит, кто сильней, куда повернет ход событий и что надо делать, минимально борясь с ходом вещей, но лишь его направляя.

Сей тип паузы принципиально отличен от пауз примаковских, которые: а) всегда затягивались; б) всегда относились к какому-либо решению самого Примакова - то есть вовсе не относились к проблемам управления государства. Точнее: тогда казалось, что относились, а теперь уже видно, что нет.

Тут существенно, что сама дзюдошная психология распространяется и далее конкретных боевых взаимодействий, переходя в сферу действий стратегических. Пример чему тот же Путин продемонстрировал, позитивно высказавшись однажды по поводу НАТО. Он ведь тогда сказал нечто совершенно неопределенное, а вот реакция на его слова - была еще из предыдущего периода советско-российской политики. Одни тут же заговорили, что Путин решил сделать Россию частью западного мира, а другие, что он предал интересы Родины.

Ну а на самом-то деле он сделал совсем другое: он перешел от политики противопоставлений, от необходимости постоянно делать выбор одного из двух, к признанию обеих альтернатив - как имеющего место положения вещей. С которым можно жить, не мучая свой политический мозг проблемой выбора. Что разумно, потому что, например, о тех же западниках и изоляционистах в России говорят всегда, и уже можно понять, что выбора тут никогда никакого не будет, а эти два взгляда просто присутствуют у нас всегда.

То есть некая новая технология власти оказывается почти римейком классической игры "да и нет не говорить, черного и белого не выбирать". И это правильно - сколько ж можно разрываться-то между противоречиями, которые, собственно, и придуманы затем, чтобы целью жизни стал постоянный мучительный выбор между ними.

Разумеется, не стану утверждать, что г-н Путин и в самом деле привержен подобному взгляду на вещи. Похоже, что да, но, может быть, это просто временное совпадение. Но тогда даже интересней: по всему, такая логика сейчас вполне конструктивна, так что - это что же придется придумать, чтобы ее победить?