Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Питер ни правый, ни левый... Он никакой
Дата публикации:  17 Марта 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Почему-то по всей России принято считать, что Петербург демократический город. Приятно-демократический чуть ли не во всех отношениях.

С одной стороны, это, безусловно, так. Все уроженцы экс-Ленинграда, ушедшие в большую политику, относятся к правому демократическому лагерю. Результаты выборов тоже, вроде бы, подтверждают, что питерцы придерживаются демократических взглядов. Казалось бы, полный ажур. Только вот если приглядеться повнимательнее, окажется, что демократизм "простых" горожан и лидеров демократических движений несколько различен.

Да, питерцы демократичны, но далеко не в той степени и совсем уж не в том смысле, как того бы хотелось политикам. Отчего и выходит, что в Северной столице политику делать практически бесполезно. Ее просто не принимают. Демократическое движение, как его понимают в Москве, в Питере на сегодняшний день разобщено, развалено и являет собою скорее конгломерат, чем хотя бы подобие структуры.

Чтобы понять, что это именно так, достаточно взглянуть на раскладку демдвижений в городе на Неве. И тогда выяснится следующее: Питер ни правый, ни левый, он никакой.

Самой сильной партией в Петербурге всегда считалась "Яблоко". Явлинский в свое время даже называл Петербург "яблочным городом". Но после катастрофического провала на декабрьских выборах, когда "Яблоко" едва набрало 9%, это название все реже и реже стало слетать с уст Григория Явлинского, а теперь он и вовсе его не поминает. Лидер питерского "Яблока" Игорь Артемьев растерял свою популярность после того, как "Яблоко" вступило в прямую конфронтацию с губернатором Петербурга. А уж после ухода Артемьева с поста вице-губернатора Петербурга о нем стали попросту забывать. И потому если раньше горожане поддерживали политическую линию этого движения, то на последних выборах, как в Госдуму, так и в городское Законодательное собрание, многим "яблочникам" говорили: "Уйди, противный", - и голосовали за кандидатов других партий.

Созданием районных отделений своей организации гордые "яблочники" тоже не озаботились, будучи, видимо, уверены, что их авторитет и без того стоек, как оловянный фаллос. Что касаемо авторитета, то, может, так оно и есть, но вот рейтинг их упал из-за этого необратимо. Те, кому любезна политика, не могли не заметить, что и в Законодательном собрании города явлинцам не случилось блеснуть огнем инициатив. Так, во время предвыборной кампании они - на словах - обещали избирателям вплотную заняться депутатскими вопросами. А на деле? На деле фракция под руководством Михаила Амосова один за другим срывает кворумы. А без кворума, как известно, законы не принимаются. Зато ризы фракционеров, конечно, остаются безукоризненно чисты. Чего "яблочникам", как обычно, и необходимо, и достаточно.

Другая демократическая когорта Петербурга - это "Демократический выбор России", или партия Гайдара. Партия имеет региональные отделения в 60 субъектах Российской Федерации, а ее санкт-петербургская организация - одна из самых активных в стране. Зимой 1994 года был образован блок "Демократическое единство СПб", который возглавил экс-председатель Горсовета Александр Беляев. Собрав в первом туре чуть ли не половину голосов избирателей, ДЕП с треском провалился во втором, проведя всего троих депутатов.

Во время губернаторской кампании 1996 года выбороссы боролись на стороне А.Собчака. После его проигрыша в спорах о местном самоуправлении они заняли позицию (вернее, встали в позу) - в городе должен быть и губернатор (исполнительная власть), и мэр (глава МСУ). Подавляющему большинству оппонентов их поза не понравилась, и выбороссы остались ни с чем. На сегодняшний день партия пребывает в упадке и существует чисто формально.

Еще одно движение, насчитывающее в своих рядах чуть больше двадцати человек, - "Демократическая Россия". Самый известный ее представитель - Юлий Рыбаков. Можно смело сказать, что только благодаря ему партия и существует до сих пор. Обычно Рыбаков обитает в Москве, а в Северной столице появляется только на время выборов. Партийная работа от этого, бесспорно, страдает. Кроме того, "ДемРоссия" очень много потеряла в связи с гибелью Галины Старовойтовой.

Помянутые партии - это все-таки реальный сектор демдвижения в Питере. Потому что есть еще организации, которые вернее всего было бы отнести к его виртуальному сектору. Такова Свободно-демократическая партия, которой из Москвы руководит Марина Салье. Салье в городе помнят и уважают, но представительство из чуть более чем 15 человек - это говорит само за себя. Такова же и "Новая сила" Сергея Кириенко. О ней вообще мало кто слышал, разве что кое-то из горожан видел ее рекламные плакаты вдоль дорог. Но и эта реклама провисела совсем недолго. В итоге, о демократическом движении в Петербурге можно говорить в основном в сослагательном наклонении.

Чем же тогда объяснить тот факт, что жители города на Неве из раза в раз голосуют за демократов? Скорее всего, элементарным отсутствием достойной альтернативы, нежели чем-нибудь еще: левые партии в СПб представлены слабо. Вот и "приходится" голосовать за демократов.

На риторический вопрос: а что же дальше? - ответ, скорее всего, будет таков: а дальше демократические движения растеряют весь подвижный электорат Петербурга. И тогда избиратель станет голосовать неизвестно за кого. Скажем, за движение, от которого невесть чего можно ожидать. За тех людей, которые предложат что-то новенькое, незаезженное, ненадоевшее и не навязшее в зубах. Когда голосовать не за кого, голосуют за тех, кто чарует приятностью или блещет новизной.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Земляной, Скепсис как политическая добродетель /17.03/
Политический философ. Не надо разводить скептическое мышление и прямое действие. Их брак может быть очень плодотворным!
Иван Давыдов, Политика в Сети: обзор специализированных сайтов (11-17 марта) /17.03/
Путин показал себя храбрым человеком. Ни от одного из вопросов он не ушел. ЦИК счел возможную продажу книги предвыборной агитацией, хотя книги Подберезкина и Жириновского можно продавать.
Андрей Левкин, Россия, мартовское дао /15.03/
Путин умеет держать плодотворную паузу и дождаться момента, когда выбор из двух альтернатив совершится путем недеяния - сам собой.
Никита Федоров, Татьяна Калистратова, "Яковлев&Матвиенко" или "Яковлев&Артемьев"? /14.03/
Кого будет грызть "Яблоко"? Скорее всего, того, кто самый вкусный!
Дмитрий Петров, Кровавая ничья /14.03/
"Ночь была мокрая. Били пушки. Папа был на войне. Мама осталась в городе. А нас - детей - увозили. Люди знали: если красные возьмут Выборг - всех убьют..." Бабушка моей приятельницы Анны помнила все. Она запретила нам идти в сауну. Не то чтоб она не любила русских... Ровно 60 лет назад СССР не захватил Финляндию.
предыдущая в начало следующая
Никита Федоров
Никита
ФЕДОРОВ

Татьяна Калистратова
Татьяна
КАЛИСТРАТОВА
tknews@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: