Русский Журнал
/ Политика / www.russ.ru/politics/articles/20000323_shedr.html |
Дракон обыкновенный, летающий Петр Щедровицкий Дата публикации: 23 Марта 2000 На мой взгляд, перед Президентом1 стоят по крайней мере три группы проблем. Во-первых, Президент сегодня не имеет адекватной информации о том, что происходит в России. "Приборы", используемые для измерения хозяйственной, экономической, социальной, политической и культурной "температуры", устарели, а различные социальные агенты - по простоте душевной или злонамеренно - поставляют в Кремль заведомо искаженные данные. Президент предложил провести инвентаризацию страны, но пока не понимает, что происходит, и не знает, как это сделать. Во-вторых, Президент сегодня не имеет стратегии и стратегически ориентированной программы действий. Все решения, предлагаемые различными концептуалистами, аналитиками и экспертами, являются заведомо частными и частичными и не могут решить проблемную ситуацию, в которой оказалась страна. Совещания, конференции и "планерки" похожи на консилиум "дантиста" и "специалиста по плоскостопию", обсуждающих, как вылечить хронически болеющий организм. Президент это чувствует, но не видит технологии формирования системной карты "поля боя" и сценариев будущих операций. Таким образом, Президент не знает, что делать. В-третьих, Президент испытывает "кадровый голод". Президент всегда догадывался, что в стране нет достаточного числа понимающих, умных, грамотных, энергичных и относительно честных людей, но только поднявшись на вершину властной иерархии, осознал весь масштаб катастрофы. Он понял, что для осуществления многих ключевых управленческих функций просто нет ни одной подходящей кандидатуры. Вместе с тем подготовка, а главное - проверка людей в деле - это долговременный процесс, занимающий часто от 2 до 7 лет. В силу наложения трех названных факторов Президент находится в ситуации жесткого дефицита времени. В этом плане ключевыми задачами послевыборного периода является формирование развернутой и дееспособной системы быстрого реагирования и управления - во многом поверх, а не вместо существующей сегодня. Важно, чтобы эта система (сеть) управления строилась не только сверху, но и снизу, обеспечивая участие и реально вовлекая в процесс подготовки и принятия решений местные, региональные, профессиональные, культурные и прочие элиты2. Для решения этой задачи должны быть, соответственно, радикально3 изменены: во-первых, сеть сбора, обработки и анализа данных и информации; во-вторых, система подготовки и принятия управленческих решений; в-третьих, система подбора и переподготовки кадров, а также формирования резерва кадров. В долгосрочной перспективе существует ряд горизонтов, на которые следует обратить внимание. Мировые процессы все более и более смещаются от геополитических к геоэкономическим координатам. Формирование геоэкономического (и геокультурного) зонтика4, обеспечивающего возможности включения ресурсов страны в мировое развитие, - первый горизонт. На фоне глубоких изменений в хозяйственной, экономической, социальной, политической и культурной жизни растет роль человеческого капитала. Обеспечение дальнейших преобразований в сфере развития человеческих ресурсов, непрерывного образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, а также в области активной социальной политики5 - второй горизонт. Центры создания стоимости и накопления богатства сегодня смещаются в области, связанные с производством, распространением (обращением) и употреблением (использованием) знаний и технологий мышления и деятельности. Поддержка профессиональных и транспрофессиональных сетей и центров, обеспечивающих скорость и эффективность обращения знаний, - третий горизонт. Переход от индустриальной к постиндустриальной модели6 меняет характер международной кооперации; роль и место страны определены формами ее участия в процессах выявления и разрешения мировых проблем. Увеличение занятости населения в интеллектуалоемких областях и типах деятельности - четвертый горизонт. В теле новых, экономических и культурных империй происходит становление нового типа постнациональной и постиндустриальной государственности. Построение новой государственной формы, отвечающей вызовам надвигающейся эпохи, и модернизация технологий государственного управления - пятый горизонт. Ни страна, ни элиты, ни сам Президент сегодня не готовы к названным изменениям. Реальные изменения в СМИ, регионах, аппарате государственного управления, по всей видимости (и - к сожалению), будут идти волновым образом - по мере осознания контрпродуктивности предпринимаемых на различных уровнях управления действий и углубления кризиса хозяйства и образа жизни 7, и главное - по мере прихода во власть нового поколения идей и людей. Оппозиция новому Президенту сформируется по мере оформления его собственной позиции и позиции института президентской власти на новом этапе. Я надеюсь, что выборы завершатся в один тур. В этом случае можно ожидать, что выработка и обсуждение программы кратко- и среднесрочных действий Президента и правительства будут происходить весной, а не в конце лета, на фоне "сборки" бюджета-2001. Все-таки небольшой выигрыш времени. Примечания:
|