Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000324_kiruxin.html

Бундесвер: в новое тысячелетие Германия идет с новой армией
Сергей Кирухин

Дата публикации:  23 Марта 2000

В течение долгого времени Бундесвер по всем показателем считался самой мощной армией Западной Европы, но эта армия ни разу не принимала участия в боевых действиях. Так что его военная мощь носила чисто теоретический характер. Военные действия происходили в это время за пределами страны, а по закону ФРГ использовать армию вне ее территории не разрешалось. Однако в последние годы союзники по НАТО постоянно подталкивали Германию к участию в совместных операциях, и в ряде случаев - как это было в Сомали или Боснии - Бундесвер выделял в состав международных сил разного рода технические и вспомогательные части. И вот год назад, наконец, Бундесвер впервые принял участие в боевых операциях - во время Косовского кризиса.

Если оставить в стороне морально-исторические аспекты проблемы (Балканы - несомненно не лучшее место для использования немецкой армии), нельзя не признать, что новая ситуация ставит Бундесвер перед новыми задачами. Действительно, в свое время он создавался как сугубо оборонительная армия. Всеобщая воинская обязанность, на которой он строится, должна была служить залогом единства армии и общества, которому она служит: официальная пропаганда постоянно работала на образ военного как "гражданина в шинели". Однако обороняться ни от кого так и не пришлось, а для операций, подозрительно напоминающих колониальные, "народная армия" во всех отношениях подходит плохо.

Между тем ситуация в бундесвере, судя по всему, вызывает серьезные опасения. Отчет о состоянии вооруженных сил за 1999 год, подготовленный парламентской уполномоченной по вопросам обороны Клер Мариенфельд, выдержан в достаточно мрачных тонах. Конечно, можно было бы списать часть пессимизма за счет межпартийной борьбы: представительница христианских демократов, конечно, была склонна видеть негативные черты в состоянии армии под началом социал-демократов. Но и сами социал-демократы не отрицают серьезных проблем, указывая, правда, на то, что основная вина за это лежит именно на консерваторах, так долго находившихся у власти. И дело не только и не столько в отдельных фактах аморального поведения военных. И даже не в том, что среди служащих Бундесвера то и дело обнаруживаются сторонники неонацистов расисты, нападающие на иностранцев. Говорить о разложении армии еще не приходится. И все же доклад ясно указывает: немецкие военные лишились ясных ориентиров. Отсутствие мотивации, ясной политической перспективы - вот что представляет собой основную беду Бундесвера сегодня.

Как отметила Мариенфельд, в операции НАТО во время Косовского кризиса Бундесвер показал себя хорошо подготовленным технически, но оказался совершенно не подготовленным морально: "операция такого рода должна быть своевременно и ясно обоснована". Отсутствие ясных ориентиров приводит к распространению цинизма среди солдат. Это имеет и чисто практические последствия: как сообщил недавно немецкий журнал "Фокус", Бундесвер был вынужден отозвать из-за дисциплинарных проступков 145 своих военнослужащих из частей, выполняющих операции на Балканах (90 из Косово и 55 из Боснии). Министерство обороны отказалось дать более подробные данные, но парламентский комитет по обороне уже поручил собрать соответствующую информацию. Кроме того, стало известно, что немецкие миротворцы в погонах крайне отрицательно относятся к тому, что им приходится по несколько месяцев проводить вдали от дома (а ведь этот срок предполагается удлинить).

В настоящее время министр обороны Рудольф Шарпинг ведет в Бундесвере активную дискуссию по обновлению вооруженных сил. Он уже встречался с унтер-офицерами и ротными командирами, в ближайшее время состоятся встречи с командирами бригад, полков и дивизий. В основном планы военной реформы выглядят, по данным журнала "Шпигель", следующим образом.

Предстоит существенно сократить численность вооруженных сил: называются цифры от 250 до 300 тысяч (в настоящее время штатный состав бундесвера - 335 тысяч человек). Сохраняется воинская обязанность, но срок обязательной службы сокращается (называются сроки в 6-9 месяцев, в настоящее время - 10). В то же время резко возрастает роль профессиональных военных и контрактников. Предполагается активнее привлекать на военную службу женщин. Как заявил Шарпинг, "нам нужны более мобильные, гибкие, управляемые и современные вооруженные силы". Что значит: в первую очередь бундесвер будет действовать за пределами страны, в различных международных операциях.

Насколько удачно эти планы могут быть реализованы, сказать трудно. Набор в "иностранный легион", несмотря на жестокую безработицу, идет туго. Даже сейчас Бундесвер не может набрать запланированное число контрактников. Десятилетиями немцев (по обе стороны внутринемецкой границы) воспитывали в духе, близком к пацифистскому. О силовом решении международных проблем не могло идти и речи. Каким образом превратить "гражданина в шинели" в "мобильного миротворца в шинели" - в руководстве военного ведомства и страны никто не знает.