Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000324_volocki.html

Путинская проблема плутократов
Ли С. Волоски

Дата публикации:  24 Марта 2000

От редактора. Проблема того, как В.Путин поступит с олигархами, когда (и если) станет президентом, широко муссируется в российской прессе. Спектр мнений, высказываемых на эту тему, достаточно широк: от последовательной борьбы с ними до сохранения status quo. Как оно будет на самом деле, знает, естественно, только сам Путин. Тем не менее, очевидно, что так или иначе ему придется соотносить свою политику в этой области с рекомендациями Запада. Как минимум - иметь их в виду.

Нижеследующая статья, взятая из журнала Foreign Affairs за март-апрель с.г., и представляет собою, по сути, одну из таких рекомендаций. На кону в ней западные инвестиции в российскую экономику и - проблемы национальной безопасности Соединенных Штатов. В какой степени их взаимоувязка соответствует российским интересам - эту проблему тоже придется решать нашему президенту. Но касается она не только его, но и всех граждан РФ. В той, конечно, степени, в какой их гражданство является осознанным.

Лицом к лицу

Когда 31 декабря прошлого года президент России Борис Ельцин ушел в отставку, он вывел в центр всеобщего внимания сравнительно неизвестного Владимира Путина. С тех пор прошло всего несколько месяцев - слишком малый срок, чтобы можно было определить, в какой мере бывший работник КГБ поддерживает демократию и свободный рынок. Однако если его слово не будет расходиться с делом, ему посчастливится оказаться в одном ряду с выдающимися политиками. В отличие от Ельцина, Путин может рассчитывать на поддержку общества и Думы, нижней палаты российского парламента. К тому же он наладил контакты со своими конкурентами, лидирующими политиками. И по крайней мере какое-то ограниченное время, он может пользоваться этой поддержкой, чтобы двигать вперед нелегкое дело реформ.

Но для этого он должен прежде всего обуздать толпу плутократов, тиранящих страну. Его предшественник не смог - или не захотел - это сделать. Напротив, олигархи - Борис Березовский, Михаил Ходорковский, Роман Абрамович, Михаил Фридман и другие - в значительной мере кооптировали в состав каждого ельцинского правительства, заставляя замолчать и подчиняя себе основную часть своих противников. Как следствие, они поставили под угрозу переход России к демократии и свободному рынку. Они также поставили под угрозу жизненно важные интересы США, поскольку безопасность Америки в долгосрочной перспективе прежде всего обеспечивается успехом преобразований в России.

Олигархи заняли господствующее положение в общественной жизни России благодаря крупным мошенничествам и незаконному присвоению имущества, прежде всего в нефтяной отрасли. Нефть - предмет огромной важности для России и олигархов. До своего развала Советский Союз был ведущим мировым производителем нефти. На нефтяные компании приходится почти 60 процентов рыночной капитализации на российском фондовом рынке, а доходы от продажи нефти составляют около 22 процентов от общей суммы поступлений в правительственный бюджет. Тот, кто контролирует эту крупнейшую отрасль промышленности, контролирует значительную часть мировых поставок нефти - а на сегодняшний день это олигархи.

Финансовый кризис августа 1998 года практически уничтожил финансовые активы плутократов. Но те, кто считают, что тем самым их могущество было подорвано, глубоко ошибаются. Доходы от поставок нефти позволили магнатам удержать экономическую и политическую власть, и вот уже вновь нефтяные олигархи купаются в деньгах - благодаря рублевой девальвации 1998 года (снизившей цены) и резкому росту цен на нефть в 1999 году (увеличившему их доходы). Поскольку они по-прежнему находятся в ряду ведущих политических и экономических фигур России - крупнейшей ядерной державы, чье будущее имеет решающее значение для Америки, - плутократы заслуживают подробного рассмотрения.

Как это делается

В 1995 году бизнесмену Владимиру Потанину пришел в голову блестящий план самообогащения: российское правительство, находившееся в безвыходном финансовом положении, должно было заложить наиболее ценные промышленные активы государства нескольким "своим" людям со связями в политике за плату, значительно уступавшую их реальной стоимости.

История о том, как российское правительство утратило возможность контролировать крупнейшие государственные предприятия (основную часть которых составляют нефтяные компании), последовав мошеннической схеме "ссуды за акции", была рассказана уже не раз. Вкратце дело обстояло так: государственные акции крупных предприятий отдавались в доверительное управление филиалам банков и финансовых учреждений олигархов в обмен на займы государству. Когда же государство не выполнило обязательств по этим займам - а в этом с самого начала можно было не сомневаться, кредиторские трастовые учреждения получили право продать с аукциона пакеты акций, служившие обеспечением займов. Практически всегда победителями аукциона оказывались дочерние компании банков, платившие лишь незначительную сумму сверх аукционной стартовой цены. Так олигархи получили возможность контролировать наиболее ценные активы государства за крайне низкую плату.

Чтобы вложить в государственные ценные бумаги по крайней мере часть прибыли, полученной от торгов, олигархи, как оказалось, использовали собственные средства государства. В начале и середине 1990-х годов "уполномоченные" банки, контролируемые плутократами, незаконно присвоили миллиарды государственных долларов - либо напрямую, либо посредством полюбовных сделок с вкладыванием средств в государственные ценные бумаги. Так, сообщалось об исчезновении 512 миллионов долларов, переданных российским правительством в доверительное управление филиалам потанинского ОНЭКСИМ-банка. По результатам правительственного аудита, миллиарды долларов из федеральных резервных фондов, переданные в доверительное управление филиалам банков олигархов и предназначавшиеся на восстановление Чечни, также пропали. Даже когда государственные средства, хранившиеся в банках олигархов, выплачивались тем, кому они были предназначены, они приходили с опозданием и без солидных процентов, набегавших с промежуточных вложений в государственные краткосрочные обязательства. Громадную прибыль от инвестиций такого рода прикарманивали банки - успех мероприятия, по всей видимости, был обеспечен взятками государственным чиновникам или недостаточной их осведомленностью в вопросе о стоимости денег с учетом дохода будущего периода.

Промышленные активы, приобретенные олигархами с аукциона, были достаточно значительны, а уплаченные за них средства - сравнительно ничтожны. Дочерние компании группы Ходорковского "Роспром-Менатеп" получили возможность контролировать нефтяную компанию ЮКОС за 159 миллионов долларов. ЮКОС - одна из крупнейших нефтяных компаний в мире: в прошлом году она выработала 44,5 миллиона тонн сырой нефти стоимостью примерно 8 миллиардов долларов по текущим рыночным ценам. Разведанные запасы ее нефти достигают 11,5 миллиардов баррелей и сравнимы с запасами British Petroleum до его слияния с Amoco. Дочерние компании Березовского и Абрамовича между тем получили возможность контролировать "Сибнефть" всего за 100,3 миллионов долларов. В последнее время "Сибнефть" ежегодно вырабатывала нефти на 3 миллиарда долларов, а по объему разведанных запасов она может соперничать с Texaco. "Интерроснефть" Потанина получила возможность контролировать "Сиданко", относительно крупную компанию, за 130 миллионов долларов. Позже Потанин продал десять процентов ее акций British Petroleum за 571 миллион долларов.

Нефтяные активы олигархов на деле представляют собой холдинговые компании, не имеющие собственного текущего производства. Их ценность заключается в принадлежащих им пакетах акций огромного количества нефтедобывающих компаний, в которых работают десятки тысяч людей. Вместо того чтобы вкладывать средства в эти компании и их реорганизовывать, олигархи их разграбляли - обманывая тем самым широкий круг держателей акций, к числу которых относятся рабочие, пенсионеры, поставщики, второстепенные вкладчики, кредиторы, стратегические партнеры, а также местные, областные и федеральные органы власти, зависящие от нефтяных компаний в деле сбора налогов.

Как же совершается этот грабеж? Один из самых безотказных методов, которым пользуются олигархи, - трансфертное ценообразование. Нефтяные магнаты принуждают российские нефтедобывающие компании продавать нефть материнским компаниям по ценам ниже рыночных. Часть этой нефти затем перепродается на мировых рынках по преобладающей цене. Таким образом, олигархи систематически отбирают разницу в стоимости у добывающих компаний и держателей их акций. К примеру, в первые девять месяцев 1999 года ЮКОС заставил три частично принадлежащие ему дочерних компании продать ему около 240 миллионов баррелей нефти по цене примерно 1,70 доллара за баррель - и это в то время, когда средняя рыночная цена составляла приблизительно 15 долларов. Затем ЮКОС экспортировал примерно четвертую часть этой нефти на мировые рынки. Так ЮКОСу Ходорковского удалось выкачать для себя около 800 миллионов долларов где-то за 36 недель.

Несмотря на то, что подобная деятельность по российским законам является противоправной, на деле в нее вовлечены все российские нефтяные магнаты - и последствия ее предсказуемы. Целые области России доводятся до обнищания. К середине 1998 года задолженность по налогам областных и местных органов власти Нефтеюганска, где находится главная добывающая компания ЮКОСа (и практически ничего, кроме нее), превысила 200 миллионов долларов. По словам мэра Нефтеюганска, из-за этих недостач область находится "на грани распада". К тому же долги по зарплате и резкое сокращение окладов рабочих-нефтяников сделали ситуацию в области "взрывоопасной с социальной точки зрения". Инвесторов, разумеется, тоже обманывают. Среди второстепенных вкладчиков контролируемых ЮКОСом нефтедобывающих компаний есть инвесторы из США и других стран, а также тысячи частных вкладчиков-россиян; к примеру, у контролируемой ЮКОСом "Томскнефти" более 13 000 частных российских вкладчиков, в том числе много рабочих и пенсионеров из Томской области, каждый из которых владеет лишь мизерным количеством акций.

Еще один метод разграбления - крупномасштабное "разводнение" капитала посредством выпуска новых акций. В сентябре 1997 года "Сибнефть" (контролируемая Березовским и Абрамовичем) осуществила выпуск свыше 44 миллионов новых акций своей главной добывающей компании "Ноябрьскнефтегаз" по цене ниже рыночной. Эти акции были проданы дочерним компаниям "Сибнефти", которые затем передали их самой материнской компании. Как результат этой операции, доля акционерного капитала вкладчиков "Ноябрьскнефтегаза" была ослаблена на 75 процентов. Поскольку новые акции были проданы по цене ниже рыночной, операция также завершилась переводом свыше 400 миллионов долларов в стоимостном выражении. А Березовский с Абрамовичем позже воспользовались своим значительным превосходством при голосовании, чтобы провести решение о поглощении "Ноябрьскнефтегаза" и прекращении его существования.

Ходорковский решил не отставать - в прошлом году он попытался обмануть и кредиторов, и второстепенных вкладчиков посредством сомнительных операций за границей. После того как три международных банка получили примерно 30 процентов ЮКОСа вследствие невыполнения дочерним банком обязательств по займу, Ходорковский задумал превратить ЮКОС в пустышку. Он заставил его перевести главную свою собственность - контрольные пакеты акций дочерних нефтедобывающих компаний - неизвестным заграничным компаниям. Одновременно он решил побить рекорд разводнения капитала: передав громадное количество новых акций заграничным компаниям, которые, как считается, он контролирует, Ходорковский попытался ослабить акционерный капитал нефтедобывающих компаний ЮКОСа на целых 240 процентов. И несмотря на судебные запреты, действующие повсюду от британских Виргинских островов до острова Мэн, Ходорковский до сих пор продолжает проворачивать свои операции.

Однако на этом грабеж не заканчивается. Олигархи обирают свои компании даже еще более открыто - расхищают ценное имущество, включая нефтяные скважины, оборудование и вообще все, что можно найти на нефтяном месторождении. За последние два года ЮКОС добился от своих дочерних компаний передачи основной части их имущества новым компаниям - несмотря на запрещающее распоряжение российской Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от февраля 1998 года. На деле с 1997 по 1998 год ЮКОС вынудил подконтрольные ему нефтедобывающие компании расстаться с активами, балансовая стоимость которых составила примерно 3,5 миллиарда долларов.

Круг жертв не был ограничен мелкими сошками; от грабежа имущества пострадали и крупные международные нефтяные компании. Стало широко известно, что Тюменской нефтяной компании (ТНК) Фридмана приписывается кража наиболее ценных активов "Сиданко" посредством манипулирования процедурой банкротства. Как утверждают обманутые акционеры "Сиданко" (к числу которых относится BP Amoco), совершению кражи способствовало мошенническое назначение дружественной ТНК компании ликвидатором имущества банкрота, незаконное урезание требований главных кредиторов - таких, как Европейский банк реконструкции и развития (акционером которого являются США), - и проведение фальсифицированного "аукциона" по продаже имущества банкрота, в котором смогли принять участие лишь дочерние компании ТНК.

Это была уже не первая схватка BP Amoco с олигархами. В 1993 году Amoco стала победителем международного тендера на право разработки половины огромного нефтяного месторождения "Приобское" - крупнейшего неразработанного месторождения России. После того как в 1995 году Ходорковский получил возможность контролировать компанию "Юганскнефтегаз", он поставил перед Amoco новые условия: больше денег за пакет акций меньшего размера. Когда Amoco в знак несогласия сослалась на подписанный договор, Ходорковский по рассказам лишь усмехнулся - а потом выдворил Amoco с "Приобского", несмотря на четырехлетнюю работу и инвестиции в размере не менее 100 миллионов долларов.

Стойкая привязанность

Действия Путина в поддержку программы START II на начальном этапе ее ратификации и других инициатив в области контроля над вооружением заслуживают одобрения. Но при отсутствии перспективы одностороннего разоружения России безопасность Америки лучше всего была бы обеспечена переходом России к демократическому, ориентированному на рынок и законопослушному обществу. В той мере, в какой олигархи ставят под сомнение возможность этого перехода, они подвергают угрозе нечто большее, нежели триумф американских ценностей. Они подвергают угрозе жизненные интересы Америки в отношении получения гарантий надежного контроля над громадным ядерным арсеналом России. Кроме того, олигархи ставят под вопрос стабильность поставок нефти на Запад. Опасность, которую они собой представляют, имеет экономическое, политическое и стратегическое измерения - и реакция Америки на это должна быть соответствующей.

Преступления олигархов лишили Россию частных инвестиций, в которых она нуждается для завершения экономических преобразований. России нужны средства - и в гораздо большем объеме, чем они имеются у государства. Как считает Анатолий Чубайс, главный автор российской программы приватизации, России нужны сотни миллиардов долларов на реструктуризацию и модернизацию промышленности. Между тем, частные инвесторы покинули страну, поскольку, помимо всего прочего, там последовательно и безнаказанно ущемляют их юридические и экономические права.

Опасения инвесторов распространяются подобно волне, не ограничиваясь собственными предприятиями олигархов. Наслышанные о преступлениях, связанных с крупнейшими российскими компаниями и известнейшими бизнесменами, международные инвесторы предпочитают держаться подальше от всех российских компаний - включая и те, которые и не собирались никого обманывать. Проблему усугубляет скачкообразное бегство капитала, постоянно сокращающее объем общего фонда наличности, открытого для инвестиций в российскую промышленность. За последние годы Россия привлекла меньше инвестиций, чем Перу. В начале 1999 года ежедневный торговый оборот на российском фондовом рынке составлял менее 1 миллиона долларов и с тех пор вырос лишь до 15-20 миллионов. Общий объем рыночной капитализации всех компаний, зарегистрированных на российской фондовой бирже, составляет приблизительно 36 миллиардов долларов. Для сравнения - объем рыночной капитализации одной лишь компании Yahoo превышает 90 миллиардов долларов. При таком уровне капиталовложений российская экономика никогда не разовьется во что-либо напоминающее нормальную рыночную экономику.

Влияние деятельности олигархов на поток частных инвестиций также поднимает ряд принципиальных вопросов, касающихся международных программ кредитования России. Немногие стали бы оспаривать тот факт, что помощь международных финансовых организаций не должна распространяться на все страны без исключения. На самом деле государственные денежные средства нужно предоставлять лишь на преодоление кратковременных кризисов ликвидности - но лишь до тех пор, пока их не вытеснит более значимый частный капитал. А в России, во многом из-за олигархов, вряд ли можно ожидать скорого возврата частного капитала - будь то из российских или международных источников.

Учитывая действительное положение дел, главы западных государств должны пересмотреть условия предоставления кредитов России такими организациями, как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. В противовес предложениям некоторых европейских лидеров и кандидатов в президенты США, эти условия должны быть непосредственно связаны не с событиями в Чечне, которая не попадает в сферу жизненных интересов Соединенных Штатов, а с преобразованиями в России в целом, с которой Америку связывает целый ряд таких интересов. Далее, необходимо создать такие условия, которые способствовали бы формированию среды, благоприятной для возвращения частного капитала. Хотя действительные и потенциальные инвесторы в российскую экономику и ценят макроэкономическую стабильность и надежную фискальную политику, они зачастую озабочены тем, как защитить свои капиталовложения от откровенного разграбления. Государственное кредитование должно иметь условием создание правительственных учреждений, которые не допускали бы воровство такого рода. Олигархи будут активно препятствовать проведению серьезных структурных и институциональных реформ, но тем не менее они необходимы. Без этого государственные средства будут растрачены, а Россия превратится в постоянного иждивенца международных организаций.

(Окончание следует)

Перевод Ольги Юрченко