Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000328_volocki.html

Государственная власть в новом исполнении
Ли С. Волоски

Дата публикации:  28 Марта 2000

Специалист по международным вопросам в Совете международных отношений и заместитель директора Специальной комиссии по вопросам российской экономики (США)

Нежелание или неспособность предыдущего высшего руководства России препятствовать хищнической деятельности олигархов поднимает ряд серьезных вопросов, касающихся не только перспектив развития свободного рынка и установления правопорядка, но и собственно демократии в России. Со времени последних президентских выборов 1996 года олигархам удалось подчинить себе Ельцина, все последующие правительства и сам ход политического процесса. И, к сожалению, мало что пока говорит о возможности значительных изменений при Путине.

В октябре 1999 года - когда Путин уже был премьер-министром - главный регулятор российского рынка, реформатор Дмитрий Васильев ушел в отставку в знак протеста против своей неспособности прервать ход мошеннических офшорных операций с акциями, осуществлявшихся ЮКОСом. До этого Васильев требовал возбудить уголовное дело по факту этих махинаций, после того как его Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг направила третий запрос в ЮКОС, считая с февраля 1998 года. Однако государственные учреждения, отказавшиеся сотрудничать с Васильевым, и продажные органы судебной власти свели на нет все его усилия. Такой же была судьба межведомственного расследования, начатого вице-премьером Владимиром Булгаком в марте 1999 года.

Вряд ли эти неудачи могут кого-то удивить. Олигархи обладают огромной политической властью, которую им дают деньги, контроль над средствами массовой информации и прямое или опосредованное участие в принятии решений на многих уровнях государственного управления. Российские энергетические олигархи вложили свои средства с умом: они обеспечили ельцинскую президентскую кампанию 1996 года неограниченной финансовой поддержкой, что позволило Ельцину вырвать победу у лидера Коммунистической партии Геннадия Зюганова. И олигархам сполна отплатили за их щедрость. И Потанин, и Березовский получили высокие правительственные должности: Потанин - заместителя премьер-министра, Березовский - заместителя секретаря Совета национальной безопасности, а позже исполнительного секретаря Содружества независимых государств. Еще один энергетический магнат и бывший глава "Газпрома" Виктор Черномырдин возглавлял правительство в качестве премьер-министра с 1992 по 1998 год. ("Газпром" - гигантская газовая монополия, крупнейшая российская компания.) Черномырдин, по слухам, является одним из крупнейших акционеров "Газпрома" и входит в число самых богатых россиян.

Олигархи сохранили за собой свободный доступ к власти даже после снятия Черномырдина. Есть сведения, что Березовский и Абрамович вели финансовые дела семьи Ельцина. Ходорковский имел обыкновение сопровождать премьер-министра в поездках - независимо от того, кто занимал этот пост. По некоторым сведениям, он был на борту самолета Евгения Примакова, когда тот летел в Вашингтон в марте 1999 года и на середине пути развернул самолет обратно в знак протеста против начала бомбардировок Косово НАТО. А в сентябре 1999 года он сопровождал тогдашнего премьер-министра Путина в Новую Зеландию на экономическое совещание на высшем уровне.

Когда нефтяные олигархи не занимают сами высоких правительственных должностей и не нашептывают тем, кто их занимает, они могут защитить свои интересы через высокопоставленных доверенных лиц. Человек Ходорковского Сергей Генералов, ранее занимавший высокую должность в ЮКОСе, с 1998 по 1999 год был министром топлива и энергетики. Посредник Березовского Николай Аксененко еще до недавнего времени занимал должность первого заместителя премьер-министра. Еще одно доверенное лицо Березовского, Александр Волошин, возглавляет президентскую администрацию. А среди главных заместителей Волошина есть два человека, представляющие интересы финансистов, контролирующих ТНК.

Лояльность чиновников более низкого ранга обычно достигается подкупами, взятками и "благотворительными пожертвованиями". По излюбленной схеме преданность руководящих работников правоприменяющих органов покупается за даровые машины. Так, расследование махинаций ЮКОСа в Москве зашло в тупик после того, как ЮКОС пообещал приобрести машины для Федеральной службы безопасности. Есть сведения, что подобным же образом "Сибнефтью" были переданы в дар омской полиции 50 лендроверов.

Иногда взятки даются даже еще более открыто. В Москве сумма в 50 000 долларов может завести в тупик уголовное расследование. Подобным искушениям подвергается и российская судебная власть. Когда к судебным делам имеют отношение олигархи, судей из суда первой инстанции и апелляционного суда обычно подкупают. Если же это не удается, то тех, кто обнаруживает опасную тягу к беспристрастности, назначают на другую должность без объяснений со стороны начальства, которое вероятнее всего оказывается подкупленным.

Не похоже, что в ближайшем будущем всеобъемлющее политическое влияние российских олигархов может быть ослаблено. Путин не стал выметать сор из Кремля. Напротив, одним из первых своих приказов он снова назначил Волошина главой президентской администрации. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев обвинял Волошина, сообщника Березовского, в том, что тот помогал обставить смещение Ельцина.

Олигархи осуществили вливание денег во все ведущие политические движения России, даже в относительно неподкупный прозападный реформистский блок "Яблоко". Помимо вкладывания денег в основные политические партии России, нефтяные олигархи на последних парламентских выборах выдвинули своих собственных, специально отобранных кандидатов. Некоторые олигархи даже самостоятельно баллотировались на выборах. Человек ЮКОСа Генералов получил место в Думе. Березовский, который, как многие считают, способствовал немыслимому взлету прокремлевской партии "Единство", вырвал себе место представителя округа Карачаево-Черкесии, а Абрамовичу доверили представлять отдаленный Чукотский полуостров.

Крупные дельцы, разумеется, вливают свои средства в политические системы многих стран, в том числе и Соединенных Штатов. Но в России политическое влияние олигархов - это в значительной степени плод их криминальной деятельности. Кроме того, оно усиливается рядом факторов, специфичных именно для этой страны. Один из них, как отмечал специалист по России, ученый Майкл Макфол, - это слабая партийная система. В России нет настоящих политических партий. Вместо этого имеются расплывчатые, плохо организованные объединения, сгруппированные вокруг одной или двух сильных фигур. Это отсутствие настоящей партийной системы препятствует разрешению конфликтов между конкурирующими группировками. Дело осложняется тем, что общественные объединения вопиюще мало развиты. Организации и объединения, которые в принципе могли бы противодействовать влиянию олигархов, очень слабы. Труд организован плохо; мелкого предпринимательства фактически не существует; общественные организации пребывают в замешательстве и унынии.

Важно и то, что в России нет свободной прессы - не из-за правительственной цензуры, а из-за того, что олигархи контролируют наиболее значимые информационные источники. Березовский контролирует телевизионные каналы ОРТ и TV-6, газеты "Независимая газета", "Новые Известия" и "Коммерсант", журнал "Огонек". Потанин контролирует газеты "Известия", "Комсомолец" и "Русский Телеграф", а также журнал "Эксперт". До недавнего времени прислужник Ходорковского даже работал заместителем главы ИТАР-ТАСС, государственного информационного агентства.

Нет ничего странного в том, что в России не существует независимых организаций, объединений и средств массовой информации, которые могли бы противостоять олигархам. Хищническая деятельность магнатов высосала из страны все ее богатство и довела до нищеты широкие слои российского общества. Главный показатель неравенства доходов, коэффициент Джини, за последние годы вырос в два раза. Финансовые хищения лишили простых людей и органы власти различных уровней их законной доли плодов промышленной деятельности. Все это препятствует рассеянию социальной, политической и экономической власти внутри России и противоречит жизненным интересам США в отношении содействия процессу демократизации в России.

Финансовая власть олигархов влияет на динамику политических процессов в России и другими, менее очевидными, способами. Один из них - ускорение центростремительных тенденций внутри страны. Как и во времена коммунистов, экономическое богатство по-прежнему отсасывается из российских регионов в центр и возвращается обратно в виде различных трансфертных платежей. Но теперь все чаще и чаще получателем богатств России и распределителем даров оказывается не Кремль, а московская финансовая элита. Так сводится на нет политическое влияние Кремля в неспокойных российских регионах.

Контроль олигархов над местными финансовыми ресурсами проявляется в их заботе о социальной инфраструктуре и случайных налоговых платежах в местные и районные органы управления. Инфраструктура подконтрольного олигарху предприятия может включать в себя школы, больницы и спортивно-развлекательные сооружения; такие "социальные фонды", пережиток коммунизма, до сих пор играют важную роль во многих жилых районах, выстроенных вблизи промышленных предприятий. Поддержкой социальной инфраструктуры нефтяные короли покупают для себя значительное влияние на местах.

Что еще более важно, в вопросе о местных и региональных налоговых платежах уже больше не действуют объективные критерии. Вместо этого соответствующее решение принимается на переговорах между плутократами и главами администраций, многие из которых не настолько сильны, чтобы суметь призвать к порядку не повинующихся закону олигархов.

Таково же положение дел и на федеральном уровне. Тот факт, что вопрос о налоговых платежах российских газовых магнатов, если они вообще выплачиваются, решается на переговорах, - это свидетельство могущества олигархов и бессилия государства. Подобные соглашения ставят под угрозу больше, чем развитие демократии в России. Они затрагивают саму целостность Российской Федерации.

Индивидуальный подход

Даже если принимать во внимание стремительное сокращение объема добычи нефти - почти на 50 процентов за последние 10 лет, Россия все еще вырабатывает больше нефти, чем любая другая страна мира, за исключением Соединенных Штатов и Саудовской Аравии. Между тем, контроль за российской нефтедобычей крепко держат в своих руках жулики, плутократы, которые по объему производственных фондов превосходят крупнейшие картели латиноамериканских наркодельцов. Крупнейшие нефтяные компании России немногим отличаются от полукриминальных группировок, игнорирующих международные нормы правового ведения дел. Некоторые нефтяные олигархи и их ближайшие партнеры в настоящее время находятся под следствием, проводящимся американскими и европейскими правозащитными организациями, по фактам отмывания денег, коррупции и мошенничества.

Таким образом, своей криминальностью олигархи ставят под угрозу больше, чем стабильность мировых поставок энергоресурсов: в той мере, в которой эта криминальность просачивается за пределы России, они также бросают вызов стремлению Запада соблюдать международные правовые нормы.

На повестке дня стоят не только финансовые преступления. Нефтяные олигархи крайне жестоки. Тем, кто встает у них на пути - даже если это министры Российской Федерации, попросту угрожают. Есть сведения, что один из высших руководителей ТНК, участвовавший в выяснении отношений между "Сиданко" и BP Amoco, размахивал пистолетом перед лицом мэра Нижневартовска. Сообщалось, что местного судью, вынесшего постановление не в пользу ТНК, избили на улице. В июне 1998 года был убит мэр Нефтеюганска. Весной того года он возглавил публичную кампанию и голодовку против ЮКОСа, протестуя против огромной задолженности по зарплате и сбору налогов, которая, по его утверждению, вела область к обнищанию. У здания, в котором проходило собрание акционеров, собралась толпа разбушевавшихся демонстрантов, которые в течение нескольких часов не выпускали из здания президента ЮКОСа. Предварительно мэр послал премьер-министру Сергею Кириенко секретную телеграмму с просьбой о поддержке акции. Но прежде чем Кириенко успел ответить, мэр был найден мертвым.

В марте 1999 года в другом месте на машину руководящего работника российской нефтяной компании, объединившегося с западными инвесторами в борьбе против ЮКОСа, напали из настоящей военной засады. Руководящего работника не было в машине, когда на его жизнь было совершено это покушение - уже второе по счету. Однако его телохранители и шофер были не столь удачливы: один был убит при нападении, остальные тяжело ранены. Подобная судьба была уготована и генеральному директору омского нефтеперерабатывающего завода, крупнейшего в России. За месяц до того, как на свет появилась "Сибнефть", его труп нашли плавающим в реке. Говорят, он возражал против передачи его нефтеперерабатывающего завода "Сибнефти". Человеку, руководившему основной массой экспортных поставок сырой нефти "Ноябрьскнефтегаза", в сентябре 1995 года повезло больше. Его бросили в тюрьму и освободили месяцы спустя, так и не предъявив официального обвинения.

Что делать Западу перед лицом такой продажности? Не говоря уже о том, что следует пересмотреть отношение к кредитованию государственного сектора, необходимо использовать индивидуальный подход. С российскими олигархами нужно обращаться как с париями. Международный капитал должен стать не доступным для подконтрольных им компаний. Они не должны получать никакой поддержки от федеральных агентств - таких как Экспортно-импортный банк США. Чтобы сдерживать преступность и коррупцию в России, американским и западным органам юстиции следует решительно взяться за расследование судебных дел, находящихся в их юрисдикции. Так можно будет гарантировать, что деньги, незаконно вывезенные из России, будут ей возвращены. Это также не даст Западу превратиться в тихую гавань для иностранного криминала и поддержит Америку в ее стремлении соблюдать правопорядок. Вашингтон, Уолл-стрит и Лондон не только должны перестать оказывать олигархам вежливый прием и предоставлять им престижные залы для встреч, в чем те так нуждаются, чтобы ощутить себя на легальном положении, но и, очевидно, прекратить выдавать им визы для выезда на Запад с какими бы то ни было целями.

Олигархи должны оставаться на положении париев, пока они не станут вести себя по-другому или пока Путин снова не национализирует подконтрольные мошенникам нефтяные компании страны. В этой чрезвычайной ситуации Соединенные Штаты и международные организации, владеющие значительными пакетами акций этих компаний, должны всячески поощрять и поддерживать новую национализацию и приватизацию, отдельно рассматривая каждый конкретный случай.

Перевод Ольги Юрченко