Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000401_gpavl.html

Журналистика инсценировок
Глеб Павловский

Дата публикации:  1 Апреля 2000

По личным ощущениям

Наветами и причитаниями русский политический авангард встретил зарю новой эры. Посторонний наблюдатель президентской избирательной кампании найдет все, за чем тянутся к лотку с видеокассетами. Кошмарные заговоры. Убийства, отравления. Взорванные дома... "Так что если не лениться (и не бояться!) мозгами пошевелить и логику подключить, то и безо всяких расследований станет ясно, что 22 сентября 1999 года в Рязани была предпринята всамделишняя попытка взорвать дом!" (Новая газета #12\00) Вот так просто - включай логику и сажай. Найдете три отличия "Новой газеты" от "Штюрмера"? Я - целых два: год выпуска и неусыпную ярость к двум евреям, которые вертят властью, - "Штюрмер" забирал шире, обвиняя "кагал".

В романах Луи Жаколио действовал русский агент граф Иванович, богач, сатана, особа, приближенная к императору, он летал за героями в Арктику и на Кавказ, где "злобно хохотал над клокочущим котлом", - в общем, вылитый Б.А.Березовский. С такой же силой анализа пишет свои полотна наша современная пресса. Со всех полос слышен хохот злобного Абрамовича.

Вся солидная пресса уделила особенное внимание тому, что Волошин 26 марта был в сером свитере. А какие у него носки? Недосмотр аналитиков.

Солидная газета "Известия" спрашивает у меня: как будет выглядеть семья Путина? - Спрашиваю в ответ: а как выглядит выходящая в Европе газета, не отличающая семьи от команды? Луи Жаколио не звали колумнистом в "Жюрналь де деба". Вы бы еще о племени Путина расспросили! В отместку газета ставит заголовок "Путин человек без племени".

Впервые года этак с 54-го интеллектуалы восприняли привычку клеветать на социологию. Оказывается, не одни грязные политтехнологи старались - есть и черные социологи: те, чьи рейтинги нам в тоску. О, тайный восторг идиота: ага, я догадывался, что знание это порок, колдовство, пиар!

Того, что мы не понимаем, то есть пиара, нет в природе. - Структура атома неразличима, следовательно, атомы - это пиар. Гром - это вас ударили по башке табуреткой, а молния - это искры из глаз. Общественное мнение - только вопрос денег, "раскрутки". Президент знаком со своими помощниками и министров набрал не с улицы? Все ясно - они там семья, ложа, каморра! Шахты взрываются - поджог, политики умирают - их отравили, самолеты бьются - все, все спецоперации КГБ! Когда-то Сталин посадил маршала авиации Новикова за некомплектный элерон. Потом обнаружилось, что пилоты бились, хорошо заукомплектованные водярой. А у маршала был слабый пиар.

Зато какие у Вышинского бывали ток-шоу!

Кстати о ток-шоу. Видный политкомментатор страны Е.Киселев зовет своего босса И.Малашенко в студию и почтительно его расспрашивает - не по теме управления компанией, а на общие вопросы: ты нам разъясни, господин начальник, что есть истина... Мы еще в Европе, нет? Человек, канал которого в течение полугода внедряет в общественное сознание мысль о вредительстве в верхах, подзывает меня якобы "на пару слов" - и вчиняет допрос примерно в такой логике: тут сосулькой Явлинского зашибло, это что ж это вы творите, Глеб Олегович? За что не любите московских старушек?

Оправдывающийся в системе шельмования есть "запирающийся", то есть уличенный дважды, - как, мерзавец не в камере? Видать, прокурор сам такой же. Ах, вы нас игнорируете? Тогда вы фигурант-укрыватель: не признавший наличие вредительства - сам вредитель, а отвергающий бесспорную истину колдовства - еретик! Версия неуклонно преобразуется в донос.

Вот чем занята постановочная журналистика - она инсценирует доносы. Скажем ученей: она навязывает вам чужой контекст, набор "фактов" внутри строго заданной топики, которая есть топика ее господина. Это вопросы, заранее укомплектованные ответами. Не факт, а фактоид.

Русская журналистика - образцово-постановочная журналистика. Она ставит инсценировки-подсказки, направляющие темного дурня в мире ясном как Божий свет. Поэтому она пишет доносы, осторожно именуемые "компроматом". В русском компромате расследование заменяется публикацией - оглаской доноса, вслед за чем (по мнению прессы) должно хватать злодея и ковать в железы. Если только ты не с ним заодно.

В отличие от факта, фактоид скользок, неразъемен и неоспорим. Его дело - непрерывно уворачиваться от несуразиц.

Сперва антитеррористические учения в Москве ославили подготовкой массовых антилужковских беспорядков. Ну к чему бы еще милиции готовиться в летней Москве, когда из мирного Грозного официально грозятся подрывами?!

Затем взрывы - и СМИ обрушились на МВД за то, что не готовились к терроризму.

Потом взрывы истолковали, как действия власти с целью сорвать выборы, а Ельцину - остаться у власти.

Когда выяснилось, что выборы никто не отменял, взрывы еще раз переобъяснили - желанием отвлечь от непопулярной войны. (Ожидали, что военная неудача приведет к падению популярности Путина.)

Когда оказалось, что популярность Путина и войны растут, ложную версию еще раз задним числом подтасовали - как якобы сатанински расчетливо спланированную властью пиар-акцию ради рейтинга. И чтоб Ельцину остаться у власти.

Когда Ельцин взял да ушел, в этом нашли конечное подтверждение его злонамеренности. То есть власти-вредители взрывали граждан, уже зная, что он уйдет... То Собчак прикидывался больным, а Путин его покрывал - ах, он все же смертельно болен был, умер? Беднягу отравил Путин... И так без конца.

Бесконечная ложь, тупая, ни с чем не сообразная прямая ложь. Хорошо видна логика и техника массового шельмования. Власти-вредители, зачем-то взрывающие собственную столицу - потемкинские деревни современной русской журналистики. Убеждают ведь не факты (их нет - есть выдумки, изумляющие своей наглостью, вроде караульного, сбившего замок на складе, чтобы попить чайку с гексогеном: куда Ягоде!), а непредставимость прямой измены журналиста своей профессии. Любое предположение о постановочности ландшафта - и: "это почему это вы против - на воре шапка горит?!" Так - и в таких масштабах - в русской истории ложь инсценировалась только однажды. Так политически корректно, ясно и убедительно, так гладко плелись показательные процессы 30-х годов. И эти господа обвиняют нас в грязных технологиях?

Власть не может и не должна уважать журналистов, пока точно знает, чего и сколько стоит их информация. Пока есть всего лишь "органы СМИ" - всегда чей-то рупор, этакое рекламно-информационное кино, - власть не может и не будет уважать журналистику, а будет только спрашивать всякий раз: почем за сюжет? Для начала независимости прессе предстоит пройти полосу "ноль реакции" со стороны Кремля.

Только твердость властей ограждает страну от потопа инсценировок; поддайся Кремль - потонули бы все, включая саму телеинквизицию. Путин не Сталин - Сталин мимо сыскарей НТВ и "Новой газеты" не прошел бы: надо ж, молодцы хлопцы, вредителей сыскали! (Веревкин с мылом пришел, сам в петлю просится!) Тут бы все вместе и отчитались за надпиленный "Версией" элерон и гексаген в новогазетных кульках. - Айда ловить колдуна. Споймали? Айда его палить.

Пресса России последнего десятилетия сыграла ведущую роль в обращении граждан в плебс. Не ей теперь жаловаться на плебисцит - и результат плебисцита.