Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Русский PR: "бомжи" атакуют "большие дома"
Дата публикации:  5 Апреля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Может быть, многих это удивит, но PR - профессия.

Кто-то полагает, что это искусство. Кто-то считает, что - шарлатанство. А кто-то уверен, что - магия. А на самом деле для многих тысяч специалистов, психологов, социологов, организаторов, специалистов по управлению и планированию, спичрайтеров, профессионалов избирательных кампаний - это работа. А для некоторых мастеров - еще и бизнес.

Может быть, кого-то это расстроит, но политика - инструмент. Инструмент управления. Способ решать проблемы даже в тех случаях, когда они представляются неразрешимыми силой - авторитета ли, приказа или оружия. И мало кто сегодня сомневается, что этот инструмент стоит больших денег. Он, в отличие от топора, сложно устроен, успешное его использование требует опытных кадров. Практика его употребления в нашей стране показала, что далеко не все люди, именуемые политиками (то есть ставшие арендаторами или владельцами инструмента), могут с успехом использовать его на все 100% без остатка.

Если они этого не понимают - возникают проблемы. А если наоборот - то приглашают специалистов по политическому PR, или же, говоря русским языком, в области развития общественных связей (РОС) в политическом пространстве. Заключение такого контракта - тот самый момент, когда профессионалы-политики вступают в деловые отношения с профессионалами РОС. Это тот момент, когда бизнес и профессия PR становятся общественно значимыми.

Конечно, само по себе приглашение специалистов для осуществления той или иной операции проблемы не решает. Они не гарантированы от ошибок, неудач и даже громких и трескучих провалов, как это случилось с имиджмейкерами Григория Явлинского на минувших президентских выборах. Но от них не гарантирован и самый квалифицированный водопроводчик...

Однако сколько ни говори о том, что политические технологии - такая же необыкновенная специальность, как и все прочие, в России она все еще остается экзотической. Впрочем, экзотикой в России остается пока и сама публичная политика.

В то время как в "старых демократиях" выборы, парламентские прения и лоббистские акции давно уже стали привычной рутиной, у нас это тот самый ударный блокбастер, который заводит журналистов и особо буйных штатских на великие расследования, разоблачения и массовые выступления.

И все дело здесь в рекламе.

Обратите внимание, конфету "Баунти" с ее душистой мякотью кокоса рекламируют на фоне пальм, лазурных лагун и знойных песков. Покупая "Баунти", вы уже покупаете не просто конфету. Вы приобретаете частицу этой лазури, вы уже почти тот самый небритый мачо на плоту или та нежная и ждущая леди в гамаке...

Но вспомните, как писали о "Кока-Коле" в советское время? Как о дурмане, которым людей доброй воли опаивают коварные акулы Уолл-Стрита, превращая их в игрушки пушечных королей и агрессивной военщины. О, как хотелось "Кока-Колы" советской ребятне!

Экзотика - везде великая штука. Но в России сила экзотичности политического PR мощнее во сто крат. Вот он - перед вами: созданный СМИ таинственный субъект в роскошном пальто, в шляпе от Кардена, с часами на цепочке, в темных очках и перчатках из кожи котенка. Знаток тайных ходов и подземных коммуникаций между Кремлем, Белым домом, Государственной думой и Матросской тишиной. В одной руке у него чемодан с зелеными деньгами. В другой - сумка с грязным политическим бельем. В одном кармане - супермобильный телефон, в другом - кассеты с компроматом. В ухо же вставлена особая фитюлька, по которой поступает секретная информация, ворованная из святая святых Генерального штаба (или Генеральной прокуратуры - это как кому больше понравится).

Этот зловещий господин ведет умопомрачительный образ жизни. Он проводит дни в тусовках с политическими прохвостами, нефтяными баронами, боссами оргпреступности и эмиссарами Бен Ладена. Он ест только икру и пьет только коньяк немыслимой марки "Турксиб". Он открывает дверь ногой в кабинет самого... (ну вы знаете кого), где строит дьявольские планы. Потом он слюнит грязные купюры, которые ночами спускает в рулетку с внучками бывших секретарей ЦК союзных республик. У него в носке - кокаин, а в голове - зависть. Он не умеет читать и писать. Он домогался принцессы Дианы и превратил российскую политику в грязное дело. Как ему не стыдно?..

Он всем интересен.

Ушлым журналистам нарисовать такой образ все еще не только возможно и не только легко, но и приятно. Этим и занимается российская печать. А все потому, что сама публичная политика подернута на 1/8 планеты неким таинственным флером и остается для граждан чем-то особым - пространством, где не нашими мерками меряют, пространством, где лживые лицемеры строят козни простому народу, тем зловещим и опасным местом, откуда коты базилио приходят в Страну Дураков.

"Грязное дело" - лейбл, прилепленный СМИ на лоб политике.

"Грязные технологии" √ ярлык, приклеенный на труд тех, кто ее делает.

И что же? Это повод хвататься за голову и требовать реабилитации? Да. Но отнюдь не для всех. А только для оставшихся не у дел.

Избрание Владимира Путина президентом и его манера ведения избирательной кампании (отказ от имиджмейкерских услуг) дают надежду, что флер загадочности и отстраненности будет снят, а вместе с ним - вопрос: почему среди тех, кого называют имиджмейкерами столько болтунов и бездельников...

Cитуация на рынке сложилась сегодня таким образом, что на нем оказалось слишком много умельцев, которых профессионалы называют "челноками" или "бомжами от PR". Нет, вовсе не всегда они - подзаборники в прямом смысле этого слова (хотя и такое бывает). Часто у них есть вполне пристойные офисы и более чем представительные кабинеты, где, собственно, и происходит охмурение клиентов. Но вот чего у них нет, так это образования, опыта, знаний и квалификации. Это люди без таланта, в конце концов.

Но именно они в первую очередь интересны российским СМИ, поскольку, во-первых, российским СМИ злоупотребления и каверзы интересней всего прочего, а во-вторых, потому, что именно эти деятели считают полезным демонстрировать свои бесподобные деяния журналистам.

Признанные, серьезные, успешные компании и группы специалистов никогда не лезут к репортерам с рассказами о своих колоссальных планах, пакостях недоброжелателей и грязных технологиях. Это к ним лезут репортеры и коллеги-неудачники. Это их - сильных и уважаемых деятелей рынка - сами приглашают телеканалы и издания.

Ведь и этот бизнес, как и любой другой, приносит деньги и репутацию грамотным предпринимателям, сумевшим собрать вокруг себя качественный и тренированный персонал. И он же - рынок - обрекает на поражение и потерю доброго имени тех, кто ищет легких больших денег, имея не слишком хорошее представление о том, за что они, собственно, берутся. Рынок вышвыривает их вон. Не случайно в среде РОС их именуют "бомжами".

Удачников российского PR перечислить легко. Их брэнды известны. Более того, они относятся к числу предприятий, которые в "русской школе PR", именуются "большими домами". На их счету - десятки побед. За их спиной сотни классных профи. Такие - часто конкурирующие друг с другом - фирмы, как Фонд эффективной политики, "Имидж-КОНТАКТ", тандем Островский-Щедровицкий, "Никколо М", плюс ряд средних и малых агентств, заслужили признательность своих партнеров - ныне активно действующих политиков и признание коллег по цеху.

Вы не услышите от них жалоб на засилье прохиндеев, как и призывов развернуть PR-кампанию с целью урезонить журналистов, рисующих неадекватный образ профессии. Им достаточно хорошо делать свое дело и добиваться успехов. Результаты их труда видны всем, кто хочет их видеть. Они не нуждаются ни в оправдании, ни в защите.

У мастера не возникает вопроса: делает ли он чистое или грязное дело. Он - легально и грамотно работающий мастер - убежден, что его труд полезен и добр. Что если он говорит - то говорит правду. Что его советы - во благо и его клиенту, и обществу. И если уж он реагирует жестко и адекватно, то на явную заказную ложь, направленную против него или заказчика. Вспомним хотя бы вымученную отповедь Глеба Павловского назойливым и мелочным злопыхателям.

Он трудится дни и ночи. Порой - бесплатно. А порой - добровольно возвращает заказчику гонорар в случае проигрыша. Он также далек от демонического образа, как солдат от карманника. Он смеется, глядя на "бомжей".

А вот "бомжам" мнение журналистов обидно. Ведь они рассказывают об их бездарных мошеннических проделках. И не кто иной, как они - записные неудачники - всей душой и вполне публично болеют за репутацию профессии. И не кто иной, как они призывают прессу и публику к объективности и пониманию.

Нет, говорят они, мы не врем. Нет, говорят, мы не продаем клиентов. Нет, это не мы готовы работать хоть с Вием, лишь бы деньги платили. И не думайте, мы далеки от замаха на излечение элит от паранойи и безответственности, напротив, мы готовы их холить и лелеять, ведь мы - не доктора, мы так - поднести, нашептать, листовочку тиснуть, конкурента пригнуть...

Ну да, мы знаем: то, что мы делаем - мерзко. Нам даже стыдно. Но, поймите, господа, такова специфика ремесла, так мы зарабатываем свои деньги. А вы что - иначе зарабатываете? Вот разве не вы, к примеру, про нас плохо пишете? А вот ежели мы вас спросим: кому это выгодно, представлять нас - честных шаромыжников - коварными злодеями? Ведь мы же первые ратуем за чистоту своих рядов. Как на том базаре: держи вора!..

И пожалуйста, оставьте ваши сказки о магии, эксклюзивности профессии и силе интеллектуальных технологий... Нет в мире эксклюзивности! Нет никаких технологий! Но есть простая, как мычание, штамповка значков, фотографий, эмблем, флажков, плакатов, авторучек, зажигалок, целлофановых пакетов, телероликов и подставок под пивные кружки с вашим портретом. И само собой, смета (а цены, заметьте, ниже рыночных).

Так хирург-неумеха, чуть не угробивший пациента, в спиртовой эйфории поносит коллегу, о котором спасенные им говорят: волшебник.

Конечно, магия - это метафора. Но метафора высочайшего профессионализма и умения находить верные управленческие решения в летальных, казалось бы, ситуациях. Примеров тому больше, чем может показаться. Вспомним декабрьский прыжок СПС, который аналитики, почти в один голос предсказавшие союзу поражение, окрестили чудом. Вспомним обескураживший записных обозревателей взлет "Медведя". Или, скажем, уникальный рост рейтинга Путина и его победу на выборах.

Но когда пишут, что эта победа - следствие политики дел и личных качеств и.о. президента, профессионально состоятельные политические советники говорят: да, это - так. И не обращают внимания на домыслы акул пера.

А что до ажиотажа вокруг темы "развития общественных связей", или, если угодно, "PR", так он, затеянный ремесленниками, пройдет раньше, чем выборы в Питере. А профессия останется. Потому что мастерам есть чем заняться. Выборы кончаются, а политика остается.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Мадисон, Мальчики для вранья /05.04/
O пресс-конференции Г.Павловского и других в Доме журналистов.
Андрей Левкин, Интеллигенция как художественный проект /04.04/
Интеллигенция всегда ходила в пачках и на пуантах. Но почему-то до сих пор не замечала этого. Заметит ли теперь?
Дмитрий Шушарин, Новая оппозиция: экспортный ретро-вариант /04.04/
Записки дяди Митяя. Явлинский хочет войти в новую демократическую коалицию. Это с учетом того, что все прежние он разваливал и "войти" на его языке означает "возглавить".
Андрей Мадисон, Monday - Monday: обзор российской прессы (27.03 - 03.04.2000) /04.04/
Итак, Путин (за вычетом инаугурации) стал президентом. Никаких специальных телодвижений по этому поводу Россия не совершила. То ли выборы прошли "в рабочем порядке", то ли "страна замерла в ожидании". То ли народ "в очередной раз продемонстрировал свою мудрость".
Сергей Земляной, Перелицовка как творческий метод политического высказывания /03.04/
Юрий Лужков в амплуа российского Паркинсона. "Tретий Рим" из Москвы не получился, а Вавилон из нее и вовсе никакой.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Петров
Дмитрий
ПЕТРОВ
petrov@smi.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: